Ориентирование по карте в движении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 12:37, курсовая работа

Краткое описание

Местность - один из основных и постоянно действующих фак-торов боевой обстановки, существенно влияющий на боевую дея-тельность войск. Особенности местности, оказывающие влияние на организацию, ведение боя и применение боевой техники, назы-ваются ее тактическими свойствами. К основным из них относятся ее проходимость и условия ориентирования, маскиро¬вочные и защитные свойства, условия наблюдения и ведения огня.
При выполнении боевых задач - каждый военнослу¬жащий должен уметь быстро и правильно сориентироваться на местности, изучить ее и оценивать ее тактические свойства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ОРИЕНТИРОВАНИЯ 5
2. ПОДГОТОВКА К ОРИЕНТИРОВАНИЮ 8
2.1 ИЗУЧЕНИЕ МЕСТНОСТИ ПО КАРТЕ 8
2.2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАСШТАБА КАРТЫ 10
3. ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПУТИ 12
3.1 ДВИЖЕНИЕ ПО АЗИМУТАМ 14
3.1.1 Подготовка данных для движения по азимутам 14
3.1.2 Движение по азимутам 17
3.1.3 Обход препятствий 19
3.1.4 Нахождение обратного пути 20
3.1.5 Точность движения по азимутам 21
4. ОСОБЕННОСТИ ОРИЕНТИРОВАНИЯ ПРИ ДВИЖЕНИИ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ 23
5. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПОТЕРЯННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ 27

Вложенные файлы: 1 файл

«Ориентирование по карте в движении».doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

Министерство общего и профессионального образования  
Российской Федерации

 

Хабаровский государственный педагогический университет.

 

 

 

 

Военная кафедра

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

«Ориентирование по карте в движении»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Копцев Д.А.

Руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Хабаровск 2001 г.

 

План

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Местность - один из основных и постоянно действующих факторов боевой обстановки, существенно влияющий на боевую деятельность войск. Особенности местности, оказывающие влияние на организацию, ведение боя и применение боевой техники, называются ее тактическими свойствами. К основным из них относятся ее проходимость и условия ориентирования, маскировочные и защитные свойства, условия наблюдения и ведения огня.

При выполнении боевых задач - каждый военнослужащий должен уметь быстро и правильно сориентироваться на местности, изучить ее  и оценивать ее тактические свойства.

Этому учит военная топография, предметом которой являются способы изучения и оценки местности, ориентирования на ней и производства полевых измерений при подготовке и ведении боевых действий.

Важнейшим источником получения информации о топографических элементах местности  -  их взаимном положении, координатах, размерах, очертаниях и других количественных и качественных показателях - служат топографические карты.

Наряду с использованием карт и аэроснимков местность изучается также путем непосредственного ее осмотра и выполнения полевых измерений. Чаще всего такие измерения приходится делать при ориентировании, определении местоположения целей и других объектов, ведении огня и т. п.

Все офицеры, изучив курс военной топографии, обязаны хорошо знать свойства карт и аэроснимков и уметь:

  • безошибочно читать и правильно их использовать в боевой обстановке; быстро, изучать и оценивать по ним тактические свойства местности;
  • уверенно ориентироваться на незнакомой местности, особенно ночью, в условиях ограниченной видимости и в движении на больших маршевых скоростях;
  • умело использовать карты при управлении подразделениями и целеуказании;
  • умело организовывать и проводить топографическую подготовку солдат и сержантов.

В ходе выполнения данной курсовой работы автор совершенствует свои знания о работе с картой на местности, в частности, ориентировании в движении.

 

1. СУЩНОСТЬ ОРИЕНТИРОВАНИЯ

Ориентироваться на местности в боевых условиях – это значит определить свое местоположение и нужное направление движения или действий относительно сторон горизонта, окружающих объектов местности, расположения своих войск и войск противника. Сущность ориентирования составляет три основных элемента:

  • опознавание местности, на которой находишься, по характерным ее признакам и ориентирам;
  • определение мест положения (своего, наблюдаемых целей и других интересующих объектов);
  • отыскание и определение нужных направлений на местности.

Важнейшая задача ориентирования - нахождение и выдерживание заданного направления движения в любых условиях обстановки: в ходе боя, в разведке, при совершении марша.

Все действия командира подразделения неизбежно связаны с ориентированием на местности. Без ориентирования немыслимы постановка боевых задач подразделениям и огневым средствам, целеуказание, нанесение на карту результатов разведки противника и местности и управление подразделениями в ходе боя.

Умение быстро и безошибочно ориентироваться на местности в любых условиях является одним из важнейших элементов полевой выучки офицеров. Ориентирование на местности не эпизодическое мероприятие в работе командира. Оно должно осуществляться систематически самим командиром и личным составом подразделения под его руководством, как при подготовке, так и в ходе выполнения боевой задачи.

В основе ориентирования лежит умение выбирать на местности ориентиры и использовать их как маяки, указывающие нужные направления, пункты и рубежи.

Изучение и запоминание незнакомого участка местности следует всегда начинать с выбора трех-четырех наиболее приметных ориентиров. Надо хорошо запомнить их внешний вид и взаимное положение, чтобы в дальнейшем можно было по ним в любом пункте опознать местность и определить свое местоположение. При передвижении ориентиры выбирают по направлению пути, последовательно намечая их по мере выхода в новые районы.

Ориентироваться на местности можно различными способами. Командиры подразделений ориентируются преимущественно по карте. По ней они определяют свое местонахождение, опознают окружающие местные предметы и элементы рельефа и устанавливают местоположение наблюдаемых целей и других объектов. Солдатам и сержантам ориентироваться приходится главным образом по ориентирам и с помощью компаса. Для выхода в нужный пункт командир указывает им азимут направления движения и ориентиры по маршруту движения. Эти данные командир подразделения готовит обычно по карте.

Для ориентирования на местности, бедной ориентирами, в крупных населенных пунктах и в районах, где произошли существенные изменения местности, выгодно использовать аэроснимки. Подробное изображение на аэроснимках очертаний местных предметов и мелких деталей, не помещаемых на карте, и другие особенности, свойственные фотографическому изображению, позволяют в большинстве случаев точно определять на них свое местоположение и наблюдаемых объектов, выбирать ориентиры на пути движения и контролировать правильность выдерживания намеченного маршрута.

Для надежного и точного ориентирования в любых условиях местности и погоды - в лесу, пустыне, при плохой видимости -  на вооружении многих боевых машин имеется специальная так называемая навигационная аппаратура. Она позволяет в любой момент знать координаты местонахождения машины и дирекционный угол направления движения.

Для того чтобы безошибочно определять свое местоположение и положение наблюдаемых объектов и правильно осуществлять целеуказание, необходимо уметь определять на местности расстояния до объектов и направления на них.

 

2.  ПОДГОТОВКА К ОРИЕНТИРОВАНИЮ

Подготовка к ориентированию включает в зависимости от обстановки полностью или частично следующие мероприятия:

  • изучение и уточнение маршрута движения,
  • подъем его на карте,
  • измерение протяженности маршрута и разбивка его на отдельные участки,
  • расчет времени его прохождения и определение азимутов направлений движения на участках, затруднительных для ориентирования по карте.

Маршрут движения и прилегающая к нему полоса местности изучаются по карте с привлечением по возможности всех других имеющихся материалов (аэроснимков, разведывательных данных и пр.).

2.1  Изучение местности по карте

Изучая маршрут, надо уяснить характеристику дорог и особенности местности, по которой он пролегает, установить наличие и характер мостов, придорожных сооружений и других объектов местности, являющихся ориентирами. Особенно внимательно должны быть изучены участки в местах поворотов маршрута, на перекрестках и развилках дорог, а также при въездах в населенные пункты и выездах из них.

Для того чтобы маршрут движения четко выделялся на карте, его поднимают и выделяют объекты местности, легко опознаваемые в условиях предстоящего движения (объекты гидрографии, переезды через железные дороги, отдельные строения и т. п.). В районах, бедных ориентирами, а также при значительных изменениях местности по сравнению с картой контролировать правильность движения часто помогает рельеф. Даже относительно небольшие подъемы и спуски можно легко заметить как днем, так и ночью. Поэтому элементы рельефа, которые можно использовать для ориентирования, целесообразно поднять на карте утолщением или оттенением горизонталей.

Маршрут на карте разбивается на участки длиной 5 или 10 км и его протяженность подписывается нарастающим итогом. При этом учитывается коэффициент перехода от линий, измеренных по карте, к действительным их размерам. 

Например, если коэффициент, определенный по таблице Приложения 1, равен 1.10,  то для того, чтобы на карте масштаба 1:100000 разбить маршрут на 10-километровые участки, откладывают отрезки по 9 см.

При подготовке к движению в лесу, в пустынной местности и в других условиях, неблагоприятных для ориентирования, определяют и подписывают на карте магнитные азимуты направлений движения, чтобы можно было, если потребуется, быстро перейти к ориентированию в пути по компасу. Магнитные азимуты направлений движения определяются и подписываются на картах также в тех местах, где легко сбиться с намеченного маршрута из-за большого количества встречающихся по пути перекрестков и развилок дорог.

Когда имеется достаточно времени, наиболее важные особенности маршрута следует запомнить: основное направление пути относительно сторон горизонта, надежные ориентиры на маршруте (крупные населенные пункты, реки, переезды через железные дороги и т. п.) и характер ориентиров у развилок дорог, где изменяется направление движения. Знание на память маршрутов движения особенно важно для командиров подразделений, выделенных в разведку или в состав воздушного десанта.

 

2.2 Определение масштаба карты

Масштаб карты - одна из важнейших ее характеристик. Он определяет степень уменьшения линий на карте относительно горизонтальных проложений соответствующих им линий на местности.

Масштаб указан на каждом листе карты под южной (нижней) стороной рамки в числовом (численный масштаб) и графическом (линейный масштаб) виде (Рисунок 1).

 

1:50 000


в 1 сантиметра 500 метров

 

 

 

Рисунок 1. Обозначение масштаба на карте.

 

Численный масштаб в общем виде, т. е. безотносительно к какой-либо определенной системе линейных мер, обозначается на картах в виде отношения 1: М, где М - число, указывающее, во сколько раз уменьшены длины линий на местности при изображении их на карте. Так, масштаб 1:50000 означает, что любой единице длины на карте соответствует 50000 таких же единиц на местности.

Для практического использования при измерениях по карте численный масштаб, кроме того, представляют именованным числом, указывая непосредственно величину масштаба, т. е. расстояние на местности, соответствующее 
1 см карты. Так, для 1:50 000 карты величина масштаба равна 500 м.

Отсюда следует, что длина линии на местности равна произведению величины масштаба на длину отрезка (k), измеренную на карте в сантиметрах. Например, отрезку 3,95 см на карте масштаба 1:100 000 соответствует на местности расстояние d==1 км  Х 3,95 = 3,95 км.

 

3. ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПУТИ

Непременным условием правильности выдерживания направления движения является непрерывность ориентирования, т. е. постоянное знание своего местонахождения на маршруте относительно ближайшего выбранного ориентира и конечного пункта движения. На поле боя это осуществляется по ориентирам, указанным непосредственно на местности и заранее хорошо изученным. При совершении же марша на незнакомой местности маршрут выдерживают преимущественно по карте. Для этого во время движения следят за ориентирами, расположенными вдоль маршрута, и периодически - за показаниями спидометра. По этим данным фиксируют на карте свое продвижение.

Начиная движение по маршруту, на исходной точке записывают показание спидометра и время начала движения, сличают карту с местностью и определяют направление пути. Во время движения, к карте обязательно обращаются при подходе к перекрестку или развилке дорог. За 200 - 400 м до поворота маршрута необходимо указать водителю место предстоящего поворота и направление дальнейшего движения, например: «На опушке леса поворот направо по грунтовой дороге».

Если на местности намеченного ориентира не окажется, то следует установить свое местоположение по другим местным предметам и  деталям рельефа, обозначенным на карте, и, лишь убедившись в правильности движения, продолжать путь.

Особенно внимательно надо сличать карту с местностью в местах, вызывающих сомнение в правильности ориентирования: при движении по населенному пункту и выходе из него, на перекрестках и развилках дорог и т. п.

В таких случаях правильное направление движения устанавливают с помощью компаса, пользуясь магнитными азимутами, записанными на карте при подготовке к движению.

Наибольшие трудности в выдерживании заданного маршрута возникают при обходе зон пожаров, завалов, затопления и участков заражения. В этих случаях необходимо, прежде всего, возможно точнее определить свое местоположение на карте и записать показание спидометра. Затем, изучив характер местности, наметить путь обхода препятствия и поднять на карте ориентиры, которые встретятся на этом пути, В условиях ограниченной видимости обходить препятствия целесообразно по просекам, вдоль рек, линий электропередач и по другим линейным ориентирам. При движении на местности, бедной ориентирами, когда на машине имеется гирополукомпас, путь обхода недоступных зон выгодно наносить на карту, определяя для этого азимут направления каждого колена пути по гирополукомпасу, а его длину - по спидометру.

При движении по шоссейным дорогам для ориентирования можно пользоваться путевыми дорожными знаками (указателями наименований пунктов и расстояний до населенных пунктов, перевалов и пр., маршрутными марками, указывающими номера дорог, километровыми столбами). Однако в боевых условиях это надо делать весьма осторожно: противник может переставить их или заменить другими указателями с ложными надписями.

Информация о работе Ориентирование по карте в движении