Составные элементы и этапы бюджетирования как управленческой технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение содержания и места бюджетирования в системе планирования организации.

Актуальность темы данной курсовой работы подтверждается тем, что ценность бюджетирования для организации справедливо высока, так как оно осуществляет координацию всех сторон деятельности экономического субъекта, обеспечивает прозрачность бизнес-процессов, необходимо для принятия управленческих решений.

Содержание

Введение

1. Бюджет и бюджетирование: понятие, сущность, назначение

2. Виды бюджетов. Проблема определения форматов основных бюджетов в РФ

3. Типы бюджетов

3.1 Бюджеты в структуре центров ответственности

3.2 Бюджетирование при различной степени определенности будущего. Информационная база бюджетов

4. Составные элементы и этапы бюджетирования как управленческой технологии

5. Функции бюджетирования

Заключение

Практическая часть: анализ безубыточности на примере ГУ «ТГК-2»

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 59.70 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

1. Бюджет и бюджетирование: понятие, сущность, назначение

 

2. Виды бюджетов. Проблема  определения форматов основных  бюджетов в РФ

 

3. Типы бюджетов

 

3.1 Бюджеты в структуре  центров ответственности

 

3.2 Бюджетирование при  различной степени определенности  будущего. Информационная база бюджетов

 

4. Составные элементы и  этапы бюджетирования как управленческой  технологии

 

5. Функции бюджетирования

 

Заключение

 

Практическая часть: анализ безубыточности на примере ГУ «ТГК-2»

 

Список использованной литературы

 

Введение

 

В сознании российских людей  бюджет представляет собой категорию  государственного управления. За рубежом  бюджет является категорией прежде всего  бытовой: бюджет семьи или финансовый план компании, то есть утвержденный ее руководителями прогноз финансового  состояния фирмы, в котором определены основные лимиты расходов и затрат, нормативы финансовых результатов, различные финансовые показатели.

 

Бюджеты также связывались  с финансовыми показателями компании, и считалось, что бюджет-это финансовый план, план, выраженный в стоимостном  выражении.

 

Сегодня под бюджетом понимают не только финансовые показатели, и, кроме  того, финансовые показатели находят  свое выражение не только в стоимостном, но и натуральном выражении.

 

Существует множество  различных трактовок термина  « бюджет».

 

По определению Института  дипломированных управляющих бухгалтеров  по управленческому учету (США), бюджет - «это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая  должна быть достигнута, и (или) расходы, которые понижены в течение этого  периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели».

 

В соответствии с определением бюджета профессора А.Д. Шеремета, бюджет-это  финансовый документ, созданный до того, как предполагаемые действия выполняются.

 

Часто бюджет называют финансовым планом действий. Ключом к пониманию  термина «бюджет» является осознание  того, что он есть не что иное, как  лист бумаги, на котором представлены финансовые данные.

 

Петер Хорват, Роланд Гляйх  и специалисты «Horvath and Partners» дали следующее определение бюджета  как «план, сформулированный в стоимостных  величинах, который с определенной степенью обязательности выполнения задается структурной единице с полномочиями принимать решения на определенный временной период».

 

Итак, бюджет компании - это  набор (система) взаимосвязанных сбалансированных показателей в натуральном и  стоимостном выражении, выстроенных  по уровням управления.

 

Бюджет компании имеет  целевой характер. Его показатели - это результат, который желает получить экономический субъект в конце  бюджетного периода.

 

К определению термина  «бюджетирование» авторы различных  научных трудов также не подходят однозначно.

 

По мнению В.А. Самочкина, «бюджетирование - это система согласованного управления подразделениями предприятия  в условиях динамично изменяющегося, диверсифицированного бизнеса. С его  помощью принимаются управленческие решения, связанные с будущими событиями, на основе систематической обработки  данных».

 

По определению К.В. Щиборщ, «бюджетирование - это процесс составления  и реализации» бюджета «в практической деятельности компании».

 

Таким образом, если бюджет - это набор показателей, то бюджетирование (в общем понятии)- это совокупность процессов составления планов и  бюджетов, их утверждения, исполнения, контроля, анализа и корректировок.

 

Требуется отметить, что в  некоторых работах российских авторов  наблюдается слияние определений  бюджета и бюджетирования.

 

Эти два определения «…безусловно, взаимосвязаны, но в то же время они  различны по своему значению, поскольку  бюджет предприятия - это документ, а бюджетирование - это, прежде всего, процесс постановки и принятия бюджета  предприятия, а также процесс  его реализации на предприятии».

 

Главная цель бюджетирования - повышение эффективности хозяйственной  деятельности предприятия благодаря  целевой направленности всех событий, выявлению и минимизации рисков и негативных последствий, повышению  управляемости бизнес-процессов  предприятия и, как следствие, рост стоимости бизнеса.

 

Однако процесс бюджетирования невозможно осуществить без управленческого  учета, что еще раз подтверждает , что в современных условиях жесткой  конкуренции нельзя недооценивать  его роль на предприятии.

 

Целью данной курсовой работы является определение содержания и  места бюджетирования в системе  планирования организации.

 

Актуальность темы данной курсовой работы подтверждается тем, что  ценность бюджетирования для организации  справедливо высока, так как оно  осуществляет координацию всех сторон деятельности экономического субъекта, обеспечивает прозрачность бизнес-процессов, необходимо для принятия управленческих решений.

 

К основными задачам курсовой работы можно отнести следующие: определение смысловой нагрузки термина «бюджет», видов и форм бюджетов; раскрытие сущности, назначения, функций и процесса осуществления  бюджетирования на предприятии, а также  проведение анализа безубыточности во второй части курсовой работы на основе данных конкретного предприятия.

 

1. Бюджет и бюджетирование: понятие, сущность, назначение

 

Наряду с контролем  одной из важнейших функций управления является планирование, которое представляет собой оценку поставленной организацией цели с точки зрения того, какие  ресурсы для этого необходимы и будут ли они доступны, когда  в них возникнет потребность. Планирование подразумевает под  собой процесс определения действий, которые должны быть выполнены в  будущем.

 

На предприятиях планирование неразрывно связано с финансовыми  ресурсами. Прогнозирование емкости  рынка -- это начальная точка любого планирования в условиях рыночной экономики. Организация как экономический  субъект ставит перед собой различные  цели, причем как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. Решение всех поставленных задач  невозможно без разработки планов достижения целей.

 

Выделяют следующие уровни планирования:

 

- стратегический уровень  (на определенных промежутках  времени имеется возможность  в изменении ресурсов и факторов  без потери результативности  деятельности);

 

- оперативный уровень  (возможность регулирования существует  для ограниченного количества  факторов производства);

 

- тактический уровень  (существует возможность варьирования  одной частью ресурсов в широких  пределах, а другой -- ограниченно).

 

Стратегическое планирование осуществляется на долгосрочную перспективу  и подразумевает формулирование целей, задач, масштабы и сферы деятельности предприятия на качественном уровне или в виде общих количественных ориентиров.

 

Тактическое планирование осуществляется на среднесрочную перспективу (от 1 до 5 лет) и определяет ресурсы, которые  необходимы предприятию для вступления на избранный стратегический уровень, выполняется в форме бизнес-планирования.

 

Оперативное планирование охватывает текущую деятельность предприятия, осуществляется в форме бюджетирования.

 

Бюджетирование представляет собой, с одной стороны, процесс  составления финансовых планов и  смет, а с другой - управленческую технологию, предназначенную для  выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений.

 

При постановке бюджетирования как процесса важно определить его  объект. Для бюджетирования как управленческой технологии важно также определить уровни составления и консолидации бюджетов, соответствующие уровням  управленческой иерархии (бюджеты дочерних компаний или центров финансовой ответственности).

 

Основным объектом бюджетирования является бизнес. В качестве объекта  финансового планирования могут  выступать производство и сбыт продуктов  одного или нескольких видов, обособленные территориально, технологически или  по сегментам рынка. Бюджетирование применимо ко множеству объектов различного уровня: компании или предприятию  в целом; отдельному структурному подразделению (бюджет отдела, цеха, участка); программе  работ или функции управления (бюджет коммерческих расходов, бюджет продаж и так далее); отдельному контракту  или проекту; специально выделенным центрам учета (центры прибыли, центры затрат, венчурцентры и тому подобное).

 

Бюджетирование позволяет  управлять финансами как отдельного бизнеса, так и предприятия в  целом, при этом определяются набор  видов бизнеса, сроки и направления  реструктуризации и тому подобное.

 

Бюджетирование может  осуществляться также на различных  стадиях производства продукции (для  расчета внутренней себестоимости  изделия или полуфабриката по переделам).

 

Бюджетирование - это технология финансового планирования, учета  и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях  управления, позволяющая анализировать  прогнозируемые финансовые показатели и управлять с их помощью ресурсами.

 

В основу бюджетирования, прежде всего, положена разработка различных  видов бюджетов (планов), являющихся одним из основных инструментов управления компанией.

 

Перед тем как ввести понятие  бюджета, необходимо остановится на проблемах терминологии. Обычно понятие  « бюджет» мы связываем с такими определениями, как государственный, федеральный, местный. В управленческом учете как самостоятельной подсистеме учета в западных странах термин « бюджет» используется в несколько  ином смысле, который ближе к нашему термину « смета» (смета доходов  и расходов).

 

Процесс составления бюджетов - один из важнейших в системе  планирования и контроля в управленческом учете. Составление бюджета является процессом планирования.

 

Бюджеты представляют собой  ключевой инструмент системы управленческого  контроля. Практически все организации, за исключением самых мелких, составляют бюджеты. Многие организации в качестве годового бюджета рассматривают  план прибыли, который показывает планируемую  деятельность организации по центрам  ответственности для получения  прибыли. Почти все неприбыльные организации также составляют бюджеты. Бюджет может иметь бесконечное  количество видов и форм. Его структура  зависит от того, что является предметом  составления бюджета; размера организации; степени, в которой процесс формирования бюджета интегрирован с финансовой структурой организации; квалификации и опыта разработчиков. В отличие  от формализованных отчета о прибылях и убытках или бухгалтерского баланса бюджет не имеет стандартизированных, которые следует строго соблюдать. При разработке бюджетов необходимо учитывать принцип стандартизации бюджетных форм, с тем, чтобы форматы  разрабатываемых бюджетов давали возможность  консолидировать бюджеты и формировать  на основе бюджетов по отдельным ЦФО  сводного бюджета по всему предприятию.

 

Бюджет должен представлять информацию доступно и ясно, так, чтобы  его содержание было понятно пользователю. Избыток информации затемняет значение и точность данных, недостаточность  информации может привести к непониманию  основных ограничений, данных, принятых в документе.

 

Бюджет может не содержать  одновременно данные и о доходах, и о расходах, то есть нет необходимости, чтобы они сбалансированы. Например, в бюджете закупок использования  материалов представлены сведения только о планируемых расходах сырья  и полуфабрикатов. Бюджет также может быть подготовлен целиком в неденежном (натуральном) выражении: в часах, единицах продукции, объемах услуг.

 

Таким образом, бюджет предприятия  или компании - это финансовый план, то есть выраженное в цифрах запланированное  на будущее финансовое состояние  предприятия или компании, количественно  определенное выражение результатов  маркетинговых исследований и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей. Соответственно бюджетирование - это процесс разработки, исполнения, контроля и анализа финансового  плана, охватывающего все стороны  деятельности организации.

 

Главная цель бюджетирования - повышение эффективности хозяйственной  деятельности предприятия благодаря  целевой направленности всех событий, выявлению и минимизации рисков и негативных последствий, повышению  управляемости бизнес-процессов  предприятия и, как следствие, рост стоимости бизнеса.

 

В соответствии с этим назначение бюджетирования в самом общем  виде - это основа:

 

- планирования деятельности  и принятия управленческих решений;

 

- оценка всех аспектов  финансового состояния организации;

 

- укрепление финансовой  дисциплины и подчинения интересов  отдельных структурных единиц  интересам организации (компании  в целом и собственникам капитала).

 

При этом в каждой компании может быть свое назначение бюджетирования в зависимости как от объекта  финансового планирования, так и  от системы финансовых и нефинансовых целей. Говоря о назначении бюджетирования, необходимо понимать, что в каждой компании в качестве управленческой технологии оно может преследовать свои собственные цели и использовать собственные средства, собственный  инструментарий.

 

Главным отличием бюджетирования от планирования является то, что для  планирования важнее сам процесс  планирования, чем результат, на который  этот процесс направлен. В процессе планирования на предприятии вырабатываются подходы и пути решения возникающих  проблем и задач, оцениваются  существующие риски. «Кроме того, планирование не учитывает различия темпов роста  предприятия и цикличность на различных фазах его развития, не разделяет некоторые аспекты управления, такие как краткосрочный и долгосрочный, опирается на финансовые показатели».

Информация о работе Составные элементы и этапы бюджетирования как управленческой технологии