Учетная политика хозяйствующего субъекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 14:18, контрольная работа

Краткое описание

Предприятия подвергаются проверкам контролирующими организациями, такими как налоговые органы, различные аудиторские фирмы. Одним из основных документов, подвергающихся первоочередной проверке инспекторов, как правило, является принятая предприятием учетная политика. Поэтому целью данной работы является подробное изучение документа, который определяет способы ведения бухгалтерского учета на предприятие. Соответственно задачами данного проекта являются: изучение понятия и сущности учетной политики, нормативной базы и порядка оформления учетной политики предприятия, также будут рассмотрены основные аспекты учетной политики: методологический, организационный и технический.

Содержание

1. Учетная политика
Нормативная база
Основы формирования учетной политики хозяйствующего субъекта
Изменение и дополнение учетной политики
Раскрытие учетной политики в бухгалтерской отчетности
Факторы, влияющие на учетную политику хозяйствующего субъекта
Порядок оформления учетной политики
Организационно-технические аспекты учетной политики
Формы первичных учетных документов
Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации
Правила документооборота и технологии обработки учетной информации
Порядок контроля за хозяйственными операциями
Организация работы бухгалтерии
Понятие учетной политики хозяйствующего субъекта для целей налогообложения
Алгоритм создания учетной политики
Структура учетной политики для целей налогообложения
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Учетная плитика хоз.суб..docx

— 146.68 Кб (Скачать файл)

План

 

1. Учетная политика

    1. Нормативная база
    2. Основы формирования учетной политики хозяйствующего субъекта
      1. Изменение и дополнение учетной политики
      2. Раскрытие учетной политики в бухгалтерской отчетности
    3. Факторы, влияющие на учетную политику хозяйствующего субъекта
    4. Порядок оформления учетной политики
    5. Организационно-технические аспекты учетной политики
    6. Формы первичных учетных документов
    7. Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации
    8. Правила документооборота и технологии обработки учетной информации
    9. Порядок контроля за хозяйственными операциями
    10. Организация работы бухгалтерии
    11. Понятие учетной политики хозяйствующего субъекта для целей налогообложения
      1. Алгоритм создания учетной политики
      2. Структура учетной политики для целей налогообложения

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

учетный политика контроль инвентаризация

 

1. Учетная политика

 

Очевидно, что разработка и реализация учетной политики связаны с практическим осуществлением бухгалтерского учета  на предприятии, или с его методом. Поэтому для определения понятия "учетная политика" нужно отталкиваться от традиционных для нашей страны взглядов на метод учета, под которым принято понимать взаимосвязанное отражение, обобщение и соизмерение в денежном выражении фактов хозяйственной деятельности. Метод бухгалтерского учета заключается в совокупности следующих приемов: первичное наблюдение (документация и инвентаризация), стоимостное измерение (оценка и калькуляция), текущая группировка (счета и двойная запись), итоговое обобщение (баланс и отчетность).

Таким образом, учетная политика предприятия  представляет собой совокупность принципов  и правил (вариантов) организации  и технологии реализации способов (метода) бухгалтерского учета на предприятии  с целью формирования максимально  оперативной, полной, объективной и  достоверной финансовой и управленческой информации предприятия.

Учетная политика - это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранных предприятием в качестве соответствующих условиям хозяйствования, т.е. порядок осуществления первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей  группировки и итогового обобщения  фактов хозяйственной деятельности предприятия, или реализация метода бухгалтерского учета.

Учетная политика, являющаяся реализацией одного и того же метода бухгалтерского учета на разных предприятиях, будет различной. Возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, порядка отражения хозяйственных  операций и т. д. представляет собой  степень свободы предприятия  в формировании учетной политики.

Главная задача учетной политики - максимально объективно отразить деятельность предприятия, сформировать полную и достоверную информацию о ней в целях эффективного управления работой предприятия.

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к  постановке бухгалтерского учета в  организациях. От жесткой регламентации  учетного процесса со стороны государства  в прошлом в настоящее время  перешли к разумному сочетанию  государственного регулирования и  самостоятельности организаций  в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается  в основном в том, что на основе установленных государством общих  правил бухгалтерского учета организации  самостоятельно разрабатывают учетную  политику для решения поставленных перед учетом задач.

Следует отметить, что значение учетной политики недооценивается  многими организациями, в которых  к разработке учетной политики относятся  формально, не изучают последствия  применения тех или иных ее элементов.

Между тем выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей  себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную  стоимость и имущество, показателей  финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации  является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.

Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.

Исходя из всего вышесказанного, я считаю, что выбранная мной тема курсовой работы является важной и актуальной на любой стадии развития рыночных отношений. Четко и грамотно составленная учетная политика считается показателем высокой бухгалтерской квалификации.

Предприятия подвергаются проверкам  контролирующими организациями, такими как налоговые органы, различные  аудиторские фирмы. Одним из основных документов, подвергающихся первоочередной проверке инспекторов, как правило, является принятая предприятием учетная политика. Поэтому целью данной работы является подробное изучение документа, который определяет способы ведения бухгалтерского учета на предприятие. Соответственно задачами данного проекта являются: изучение понятия и сущности учетной политики, нормативной базы и порядка оформления учетной политики предприятия, также будут рассмотрены основные аспекты учетной политики: методологический, организационный и технический.

В методологических аспектах учетной  политики рассматривается как учетная  политика для целей бухгалтерского учета, так и учетная политика для целей налогообложения. На больших  предприятиях выделяют специальный  отдел, который занимается учетной  политикой для целей налогообложения.

В приложениях в качестве наглядного примера приведены приказы  об учетной политике предприятия.

 

    1. Нормативная база

 

Начиная с 1995 года организации  формируют свою учетную политику в целях обеспечения методического, технического и организационного единства учетного процесса в течение отчетного периода.

Постановлением Правительства  РФ от 6 марта 1998 года № 283 утверждена Программа  реформирования бухгалтерского учета  в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Основные задачи реформы, согласно Постановлению, заключаются  в следующем:

  • сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
  • обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне.

При создании нормативной  системы регулирования бухгалтерского учета в РФ предполагается "...взвешенное использование международных стандартов в национальном регулировании".

Во исполнении Программы были приняты Положения по бухгалтерскому учету, внесшие существенные изменения и дополнения в содержание учетной политики.

Вопросы учетной политики организации прописаны в документах всех четырех уровней нормативной  системы регулирования бухгалтерского учета. В соответствии с п.3 ст.5 Закона "О бухгалтерском учете" организации самостоятельно формируют учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и нормативными актами органов, регулирующих организацию бухгалтерского учета.

Нормативной базой учетной  политики организаций являются следующие  документы:

  • Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.96г. №129-ФЗ. (в ред. Федеральных законов от 23.07.1998 N 123-ФЗ, от 28.03.2002 N 32-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ, от 31.12.2002 N 191-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ, Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ);
  • ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", ПБУ 21/2008 "Изменения оценочных значений", утвержденные приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 г. № 106н;
  • Положение по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н;
  • ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утвержденное приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н;
  • ПБУ 6/01"Учет основных средств", утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н;
  • ПБУ 9/99 "Доходы организации", утвержденное Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н;
  • ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № ЗЗн;
  • ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов", утвержденное приказом Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. №153н;
  • ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам", утвержденное Приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 г. № 107н;
  • ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", утвержденное приказом Минфина РФ от 10 января 2002 г. № 126н;
  • ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда", утверждено Приказом Минфина РФ от 24 октября 2008 № 116н;
  • ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", утверждено Приказом Минфина РФ от 27.11.06 № 154н;.
  • ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи", утверждено Приказом Минфина РФ от 16.10.00 № 92н;
  • ПБУ 17/02 "Учет расходов на научно – исследовательские, опытно – конструкторские и технологические работы", утверждено Приказом Минфина РФ от 19.11.02 № 115н;
  • ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", утверждено Приказом Минфина РФ от 10.12.02 № 126н;
  • ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль", утверждено Приказом Минфина РФ от 19.11.02 № 114н;
  • ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах", утверждено Приказом Минфина РФ от 29.04.08 № 48н;
  • ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности", утверждено Приказом Минфина РФ от 28.11.01 № 96н;
  • ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам", утверждено Приказом Минфина РФ от 27.01.00 № 11н.

Помимо вышеперечисленных, нормативными документами в которых также рассматриваются вопросы учетной политики и которыми следует руководствоваться при ее выборе, являются:

  • План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н;
  • Формы бухгалтерской отчетности организации, утвержденные приказом Минфина РФ от 22 июля 2003г. № 67н;
  • Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утверждены Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. № 119н;
  • Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утверждены Приказом Минфина РФ от 26 декабря 2002 г. № 135н. Письмо Минфина России от 12 мая 2003 года № 16-00-14/159;
  • Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95г. №49.
  • "О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства". Утверждены приказом Минфина РФ от 21.12.98 №64н;
  • Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации. Утвержден постановлением Госкомстата России от 30.10.97г. №71а . (в ред. Постановлений Госкомстата РФ от 25.01.1999 N 5, от 02.07.1999 N 51, от 11.11.1999 N 100, от 06.04.2001 N 26, от 28.01.2002 N 5, от 21.01.2003 N 7).

 

    1. Основы формирования учетной политики хозяйствующего субъекта

 

Основными документами нормативной  системы регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации  являются Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности и ПБУ 1/2008, которые устанавливают основу формирования и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. В части формирования учетной политики действие этих документов распространяется на все организации, независимо от организационно-правовых форм.

Состав и назначение учетной  политики, структура и содержание различных разделов подробно рассматриваются в Положении по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденном приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н.

ПБУ 1/2008 устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной  политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций). Это положение пришло на замену ПБУ 1/98, просуществовавшему практически без изменений 10 лет. Общие положения, которыми открывается ПБУ 1/2008, не претерпели существенных изменений. По-прежнему оно предписывает формировать учетную политику всем организациям. А компании, публикующие свою бухгалтерскую отчетность, должны раскрывать положения учетной политики в пояснительной записке.

Информация о работе Учетная политика хозяйствующего субъекта