Учетная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях все более возрастает значение учетной политики в хозяйственной деятельности организации. В связи с реформированием системы бухгалтерского учета, целью которого является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности, хозяйствующим субъектам предоставляется все больше самостоятельности в организации бухгалтерского учета, в выборе способов и методов ведения бухгалтерского учета, в разработке форм бухгалтерской отчетности.

Содержание

Введение
Часть 1. Нормативно-правовые аспекты учетной политики организации
1.1 Нормативно-правовое регулирование учетной политики организации
1.2 Значение учетной политики и её задачи
1.3 Формирование и раскрытие учетной политики
1.4 Организация бухгалтерского учета в соответствии с учетной политикой
1.5 Учётная политика по учёту затрат.
Часть 2. Исследование ОАО «Востоксибэлектромонтаж»
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Востоксибэлектромонтаж»
2.2 Учётная политика по внеоборотным активам
2.3 Учётная политика по учёту материально производственных запасов
Заключение
Список использованных источников
учетный бухгалтерский актив

Вложенные файлы: 1 файл

!Содержание!.docx

— 103.37 Кб (Скачать файл)

     - рациональности: рациональное ведение  бухгалтерского учета исходя  из условий хозяйственной деятельности  и величины организации. Документами  системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности критериев рациональности не установлено.

     Кроме того, в учетной политике организации  должен быть закреплены:

     - выбор организационной формы  бухгалтерского учета. Статья 6 Закона о бухгалтерском учете допускает выбор из четырех вариантов, из которых для крупных и средних организаций подходит только один - учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

     - форма счетоводства (системы учетных  регистров) - журнально-ордерная, упрощенная  форма бухгалтерского учета (для  субъектов малого предпринимательства); мемориально-ордерная (используется, как правило, в бюджетных организациях, а также государственных и муниципальных унитарных предприятиях); автоматизированная и т.п.;

     - способы начисления амортизации;

     - выбор метода определения выручки  от реализации продукции (работ,  услуг) - метод начисления или кассовый;

     - выбор метода оценки материально-производственных  запасов;

     - выбор варианта учета материалов;

     - метод оценки готовой продукции;

     - выбор варианта учета выпуска  готовой продукции;

     - выбор варианта оценки товаров;

     - выбор метода оценки незавершенного  производства;

     - определение порядка и срока  списания расходов будущих периодов;

     - создание резервного фонда;

     - создание резерва сомнительных  долгов;

     - создание резервов предстоящих  расходов и платежей.

     Оформляя  документ, утверждающий учетную политику, следует помнить, что на нем должна быть проставлена подпись руководителя организации, без которой этот документ не сможет иметь юридической силы и будет считаться только проектом.

     Согласно  ПБУ 1/2008 изменение бухгалтерской  учетной политики должно быть обоснованным и вводиться с 1 января года, следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом. При этом оно может производиться по причине изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета и существенного изменения условий деятельности организации, связанного с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п. 

     1.4 Организация бухгалтерского учета в соответствии с учетной политикой 

     В зависимости от осуществляемых видов  деятельности, производственной структуры, сложности технологического процесса производства продукции, численности работников, количества хозяйственных операций организации определяют порядок ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности, выбор соответствующих синтетических счетов и субсчетов бухгалтерского учета.

     Для осуществления постановки бухгалтерского учета организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации  о бухгалтерском учете, нормативными правовыми актами МФ РФ и других федеральных органов исполнительной власти, а также отраслевыми особенностями своей производственно-хозяйственной деятельности, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей своей деятельности.

     Учетная политика организации является основным документом, регламентирующим ведение бухгалтерского учета и порядок налогообложения.

     Как мы уже отмечали, организация должна утвердить две учетные политики: для целей бухгалтерского учета, для целей налогообложения.

     Оба документа можно оформить как  по отдельности, так и в виде разделов общей учетной политики организации. На практике удобнее вести две независимые учетные политики.

     Учетную политику для целей бухгалтерского учета формируют, руководствуясь ПБУ  "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008). В ней перечисляют все способы ведения бухгалтерского учета, которые выбрала организация.

     При формировании учетной политики из каждого  Положения по бухгалтерскому учету выбирают один из предлагаемых в нем вариантов учета того или иного имущества (если он есть), предусмотренных законодательными и нормативными актами.

     Если  организация ведет или планирует  вести несколько видов деятельности, нужно определиться, какие доходы считаются для нее поступлениями от обычных видов деятельности и прочими поступлениями.

     От  этого зависит, на каком счете  будут отражаться полученные доходы - на счете 90 "Продажи" или 91 "Прочие доходы и расходы". Так, например, доходы от сдачи имущества в аренду могут быть отражены как на счете 90, так и на счете 91.

     В учетной политике определяют критерий, по которому тот или иной вид деятельности относится к обычным.

     Коммерческие  организации могут не чаще одного раза в год проводить переоценку основных средств (п. 15 ПБУ 6/01). Это означает, что ежегодная переоценка зависит только от желания организации. Если это желание есть, его следует отразить в учетной политике. Далее придется проводить переоценку ежегодно.

     Если организация  решила проводить переоценку, то определяют метод, которым будут это делать. Таких методов два: индексации или прямого пересчета стоимости основных средств по рыночным ценам.

     В настоящее время  индексы для переоценки основных фондов не публикуются. Поэтому организация может сама разработать их или использовать индексы НИИ статистики (письмо Минфина России от 31 июля 2003 г. N 04-02-05/3/63).

     В бухгалтерском учете основные средства, стоимостью не более 2000 рублей за единицу, можно списывать на затраты по мере их ввода в эксплуатацию.

     Решив воспользоваться этой возможностью, организация должна заявить об этом в учетной политике.

     В налоговом учете основные средства, у которых первоначальная стоимость  не более 20 000 рублей, не считают амортизируемым имуществом. Стоимость таких основных средств, включают в расходы сразу после их передачи в эксплуатацию.

     Бухгалтерский учет предусматривает четыре способа  амортизации основных средств: линейный способ, уменьшаемого остатка, списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, списания стоимости пропорционально объему продукции.

     Организация может выбрать любой из них. Однако в налоговом учете прибыли  применяют только два способа  начисления амортизации - линейный и  нелинейный.

     Для сближения бухгалтерского и налогового учета лучше выбрать линейный способ.

     При начислении амортизации линейным способом нужно определить срок полезного  использования каждого основного  средства. Эти сроки указаны в Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1. Положения этого документа можно использовать как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Порядок начисления амортизации фиксируется в учётной политике. В бухгалтерском учете начислять амортизацию нематериальных активов можно тремя способами: линейным, уменьшаемого остатка, списания стоимости пропорционально объему продукции.

     В состав общехозяйственных расходов включаются: административно-управленческие затраты; расходы на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизация основных средств общехозяйственного назначения; расходы на оплату информационных, аудиторских, консультационных услуг и т.п.

     Такие затраты учитываются на счете 26 "Общехозяйственные расходы".

     В бухгалтерском учете их можно  списать двумя способами: включить в себестоимость реализуемых  работ (услуг), если работы (услуги) учитывается по полной производственной себестоимости; списать непосредственно на счет 90 "Продажи", субсчет 2 "Себестоимость продаж", если работы (услуги) учитывается по сокращенной производственной себестоимости.

     В налоговом учете эти расходы  относятся к косвенным, поэтому они сразу уменьшают налогооблагаемую прибыль текущего периода. В этой связи в бухгалтерском учете лучше поступать так же, то есть списывать такие расходы на счет 90.

     Организация имеет право создавать в бухгалтерском  учете различные резервы. Обычно их создают для списания сомнительных долгов или для равномерного включения  расходов (на оплату отпусков, ремонт основных средств и т.д.) в себестоимость.

     Порядок образования и размер отчислений в резервы законодательством по бухгалтерскому учету не определен.

     Поэтому в бухгалтерском учете можно  использовать способы формирования резервов, установленные Налоговым кодексом (ст. 266, 324 и 324.1).

     Это позволит сблизить оба учета, а также  сэкономить на авансовых платежах по налогу на прибыль.

    1.5 Учётная политика по учёту затрат.

 

     Затраты на производство продукции (работ, услуг) группируются по элементам и статьям, формируются по месту возникновения, объектам учета, планирования и калькулирования себестоимости. Под элементами затрат понимаются затраты, однородные по своему экономическому содержанию, а под статьями понимаются затраты, включающие один или несколько элементов. По характеру участия в процессе производства затраты делятся на основные и накладные. Основные затраты непосредственно связаны с производством продукции, они могут быть прямыми и косвенными. Накладные расходы связаны с обслуживанием подразделений (бригад, цехов, ферм, арендных коллективов) или хозяйства в целом, управлением ими.

     По  способу включения в себестоимость  конечного продукта затраты для  целей бухгалтерского и налогового учета группируются на прямые и косвенные. В бухгалтерском учете решение об отнесении расходов к прямым или косвенным принимает сама организация с учетом своих особенностей.

     Прямые затраты  – это расходы, связанные с производством отдельных видов продукции, которые могут быть непосредственно (прямо) включены в их себестоимость. Косвенные затраты – это расходы, связанные с производством нескольких видов продукции, включаемые в их себестоимость с помощью специальных методов, то есть косвенные затраты распределяются между объектами калькулирования и тем самым включаются в фактическую себестоимость единицы продукции, работы, услуги. В результате формируется полная фактическая производственная себестоимость объекта калькулирования или технико-экономических факторов, обусловливающих изменение уровня затрат. При этом затраты группируются путем расчленения всей их совокупности на условно-постоянные и условно-переменные и выявления связи последних с условиями производства или изменениями в его технике, технологии и организации (то есть технико-экономическими факторами). Условно-переменные затраты – это расходы, размер которых возрастает или уменьшается в соответствии с изменением объема выпуска продукции. Условно-постоянные затраты – это расходы, абсолютная величина которых при изменении объема выпуска продукции существенно не изменяется. В конце отчетного периода условно-постоянные затраты (в частности, относящиеся к общехозяйственным расходам) учитываются в зависимости от учетной политики, а именно:

     1) в полной сумме включаются  в себестоимость продукции, работ,  услуг, то есть формируется  полная фактическая себестоимость  объекта калькулирования;

     2) в полной сумме списываются  на уменьшение выручки от реализации (продаж) продукции, работ, услуг,  то есть формируется неполная  фактическая себестоимость объекта  калькулирования.

     Для целей бухгалтерского учета под  прямыми затратами понимаются затраты, непосредственно связанные с  конкретным объектом калькуляции (видом  изделия или группой однородных изделий, работ, услуг). Прямые затраты  учитываются на синтетическом счете 20 "Основное производство". По данному счету для целей бухгалтерского учета организация может утвердить необходимое количество уровней субсчетов или обеспечить обособленный учет прямых затрат по какому-то утвержденному критерию.

     Затраты, связанные  с производством и реализацией  продукции, при планировании, учете  и калькулировании себестоимости продукции группируются по статьям затрат. В основу такой группировки расходов положено отношение затрат к способу их включения в себестоимость (прямо, непосредственно или косвенно, путем отнесения их пропорционально выбранной на предприятии базе). Для обобщения информации о затратах производства (работы, услуги) предназначен счет 20. Этот счет используется для учета затрат по выполняемым ремонтным работам. По дебету счета 20 отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств. Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, списываются в дебет счета 20 с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др. проводками:

     - себестоимость материалов, переданных  в производство для изготовления  продукции, выполнения работ,  оказания услуг:

     Дебет счета 20 "Основное производство" Кредит счета 10 "Материалы";

     - суммы оплаты труда, причитающиеся  работникам:

     Дебет счета 20 "Основное производство" Кредит счета 70 "Расчеты с персоналом по отплате труда";

     - суммы единого социального налога  и взносов по страхованию от  несчастных случаев, начисленные  от суммы оплаты труда, причитающейся  работникам и отнесенной в  дебет счета 20:

Информация о работе Учетная политика предприятия