Эстетика индустриального строительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 21:24, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является выяснить особенности эстетики индустриального строительства СССР.
Задачи:
1. исследовать роль эстетики в строительстве
2. выявить причины появления новой эстетики ХХ века
3. выяснить, какие замыслы воплощали в своих проектах архитекторы советского времени, как проявлялась эстетическая сторона данных проектов и с помощью каких стилей и направлений происходила эволюция советского зодчества.

Вложенные файлы: 1 файл

арх-ра (2).doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Архитектура зародилась и сформировалась как специфическое  общественное явление и специфическая  область общественно-человеческой практики в связи с особым характером взаимодействия человека с окружающей его природной средой.

Эстетическое, в том  числе архитектурное творчество есть следование внутренней упорядоченности бытия, содержащей направленность изменений, стремящихся к разумности, гармонии между природой и обществом, и в то же время выражение человеческих возможностей. В его основе лежит выдвижение и обоснование эстетической концепции проекта, которое является открытием нового смыслового мира, прогностическим видением нового состояния определенной части бытия.

Архитектурная деятельность - особая форма человеческой деятельности, чьи произведения представляют собой не только духовную, но и материальную ценность.

Архитектура имеет дело прежде всего с материальным производством  и ее

специфика состоит в  том, что материальный мир, созданный  по ее законам, служит источником эстетического. В архитектуре воедино сливаются материальное и духовное, а это значит, что объекты архитектуры не есть только произведения искусства или чисто технические продукты. К ним, как и к произведениям художественного творчества, применимы категории красоты и художественности, хотя они остаются сооружениями, созданными по законам технической целесообразности.

В досоциалистических, классовых  формациях большое внимание уделялось  строительству так называемых уникальных объектов, составляющих относительно небольшую часть всего объема строительства. Сосредоточение на этих объектах лучших профессиональных сил архитекторов и строителей, материальных ресурсов, денежных средств обеспечивало высокий эстетический уровень отдельных сооружений и небольших комплексов. В социалистическом обществе задача повышения эстетического уровня отдельных зданий и сооружений, особенно общественных, не снимается. Но в центр внимания выдвигается массовое строительство, создающее материальную среду повседневной жизнедеятельности миллионных масс трудящихся во всех ее проявлениях - в труде, быте, отдыхе. Осуществление социалистической индустриализации, развитие массового жилищно-гражданского строительства потребовали создания мощной строительной индустрии, совершенствования управления строительством.

 

Целью данного реферата является выяснить особенности эстетики индустриального строительства СССР.

Задачи:

  1. исследовать роль эстетики в строительстве
  2. выявить причины появления новой эстетики ХХ века
  3. выяснить, какие замыслы воплощали в своих проектах архитекторы советского времени, как проявлялась эстетическая сторона данных проектов и с помощью каких стилей и направлений происходила эволюция советского зодчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Глава1. Эстетика  индустриального строительства

1.1 Значение эстетики  в строительстве

Формируя предметный мир для удовлетворения своих утилитарных потребностей, человек одновременно удовлетворяет и свои потребности в творчестве, и свои эстетические потребности. Оперируя в процессе создания предметной среды веществом, пространством, массой, т.е. чувственно

воспринимаемыми свойствами объективного мира, человек одновременно

формирует эстетическую реальность независимо от того, ставит ли он перед собой  такую задачу или даже не осознает ее. Включение эстетического критерия в проектирование позволяет рассматривать предмет деятельности не только с точки зрения узко утилитарного интереса, но и в широком социальном и культурно-историческом контексте, соотносить этот предмет как целостность с другими предметами, т.е. рассматривать его как социокультурную ценность. Эстетическая оценка поэтому всегда целостный по своей природе критерий совершенства того или иного произведения. В любой предметной форме каждое свойство или отношение должно расцениваться с точки зрения свойства или отношения более высокого уровня. Поэтому конструкция здания (прочность его) должны рассматриваться не наравне с красотой, а с точки зрения его эстетики, т.е. красота здания есть более высокий уровень его иерархической организации, чем полезность. В эстетическом потреблении проверяется и утверждается степень совершенства предметного мира, его целесообразность и человечность. Эстетическое в лучших произведениях архитектуры

неразрывно связано с развитием  и совершенствованием утилитарного.

 

 

 

 

 

журнал «Архитектурный вестник» № АВ 2 (95) 2007 от 24.05.2007, 29 октября 2008

 

1.2 Эстетика  индустриального строительства

Развитие промышленности, использование новых материалов и массовое тиражирование продукции - вот те технические предпосылки, которые привели в конечном счете  к новой эстетике архитектуры XX века. Металлические конструкции, железобетон, стекло, алюминий, использование индустриальных методов технологии, т. е. иными словами, новая техника, требовали создания нового выразительного языка.

С первых лет существования Советского государства проводились мероприятия по организации строительства, которые основывались на социалистических принципах: государственном руководстве, плановом выделении средств, создании системы органов управления строительством.

В первые послереволюционные годы архитектурная жизнь протекала на фоне трагических событий. О возведении каких-либо новых зданий в той обстановке, естественно, не могло быть и речи. Основными направлениями в строительстве стали ремонт и реконструкция разрушенных зданий и сооружений. Возрождение разрушенных городов проводилось комплексно, по перспективным планам, учитывавшим интересы развития городского хозяйства, а восстановление предприятий сочеталось с их реконструкцией и строительством новых объектов. Большой объём строительных работ, приспособление существующих предприятий для новых производств вызвали расширение и укрупнение сети строительных и монтажных организаций, в том числе на Урале, в Сибири и Средней Азии.

 Первый камень в фундамент  советской архитектуры суждено  было заложить тем архитекторам, которые были ближе к реальным потребностям дня. С переходом к новой экономической политике и началом мирного строительства перед архитекторами во весь рост встали на первый взгляд скромные и будничные, но полные исторического смысла задачи. Нужно было восстановить разоренный войной жилой фонд, начать строительство новых жилых домов. Еще в 1918 — 1919гг. архитектурные отделы ВСНХ (Высший совет народного хозяйства) и Наркомпроса особое внимание уделяли разработке типовых проектов жилищ для рабочих. Тогда же была учреждена служба охраны памятников природы, старины и искусства. Советское государство в первые же годы своего существования предприняло целый ряд крупных начинаний в области градостроительства, промышленной архитектуры и монументального искусства, которые на многие годы вперед определили их дальнейшее развитие. Большое внимание в этот период уделялось созданию энергетических мощностей. В 1919 — 1921 гг. была начата подготовка к проектированию электростанций на Днепре и Волхове, орошению Туркменистана, реконструкции Мариинской и Тихвинской водных систем, строительству Волго-Донского канала и ряда крупных машиностроительных заводов в Москве, Нижнем Новгороде, Саратове и в других городах.

Одной из первых ласточек индустриального  строительства была радиобашня инженера В. Г. Шухова на Шаболовке (Москва)(рис.1), законченная в 1922 г. Здесь мы уже видим не отвлеченные формальные искания символистов-романтиков, а реальное сооружение, отличающееся смелым инженерным расчетом и красотой форм, отвечающих своему назначению.

В этот период складывались основные представления об облике социалистических городов, вырабатывались типы новых  общественных и промышленных сооружений, утверждалась практика комплексной  застройки жилых районов. Разработку проекта реконструкции Москвы возглавили А. В. Щусев и И. В. Жолтовский. В течение пяти лет (с 1918 по 1923 г.) коллектив архитектурной мастерской Моссовета разрабатывал проект «Новая Москва». Авторы его решали трудную задачу: не нарушая преемственности с исторически сложившейся планировкой древнего города, сохраняя в нем все ценное в историческом и художественном отношении, создать контуры столицы социалистического государства. По существу, это был первый опыт создания генерального плана реконструкции столицы. План был создан по инициативе и разрабатывался под постоянным наблюдением В. И. Ленина. «В основу этого плана положено ограждение Москвы кольцом зеленых насаждений, которые по радиусам врезаются почти к центру города, создавая резервуары чистого воздуха».1 По проекту «Новая Москва» предусматривалось создание метрополитена и развитие других видов транспорта, реконструкция железнодорожных узлов, сооружение новых мостов и набережных, обводнение Москвы-реки путем соединения ее с Волгой, выделение за чертой города зон промышленных предприятий, обособленных от жилья, и, главное, комплексный характер жилой застройки в виде специально выделенных жилых массивов среди зелени, включающих все виды коммунальных удобств. В соответствии с проектом «Новая Москва» вдоль Москвы-реки на месте городской свалки в 1923 г. была создана первая Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, в строительстве которой активно сотрудничали лучшие архитекторы, скульпторы и живописцы. В результате конкурсов был принят проект И. В. Жолтовского. Архитектурный надзор над проектами и строительством возглавил А. В. Щусев. Строительство выставки сыграло большую роль в выработке синтетического ансамблевого мышления и развития широкого градостроительного подхода к решению архитектурных задач.

Велика была роль архитекторов и  в создании первых советских монументов. Одним из них был обелиск в  честь первой Советской Конституции  в Москве. Он был возведен из кирпича  по проекту архитектора Д. П. Осипова, одобренному В. И. Лениным. Это был  стройный трехгранный обелиск, возвышающийся на более массивном постаменте, в арки которого были вмонтированы сначала деревянные щиты, а впоследствии чугунные доски с текстами из Советской Конституции. На лицевой части, у подножия обелиска, помещалась статуя Свободы работы Н. Андреева.

В первых памятниках советской эпохи  складывались те художественные принципы, которые стали замечательной  традицией нашего искусства: строгая  простота и общезначимость художественного  образа, содружество скульптуры, архитектуры  и поэтического слова, обращенность к широким массам граждан не только революционной России, но и всего мира. Ярким выражением этих принципов является бессмертное творение советской архитектуры — Мавзолей В. И. Ленина. (рис.2) От этапа к этапу работы над Мавзолеем можно проследить, как от некоторой расчлененности масс и дробности отделки, свойственных деревянному мавзолею, Щусев шел ко все большей отточенности пропорций и монолитности форм, дающих цельность общего впечатления. По-видимому, в этом сказались общие тенденции советской архитектуры, развивавшейся в те годы под сильным влиянием конструктивизма. Это выдающееся сооружение советской эпохи органично вошло в уже сложившийся ансамбль древней Красной площади.

Но не только в создании Мавзолея на Красной площади и в повсеместной постановке памятников В. И. Ленину получила выражение поистине всенародная скорбь в траурные дни 1924 г. Характерно, что именно тогда, когда боль утраты была особенно остра, народ нашел и другие формы увековечения памяти своего вождя. На средства, собранные самими трудящимися, во многих городах и селах начали строить различные общественно полезные сооружения — школы, клубы, больницы, ясли, промышленные предприятия. Это тоже были своеобразные памятники великому вождю пролетариата, так как они помогали утверждать социалистические основы нового общества. Н. К. Крупская говорила в эти дни, что лучшим памятником В. И. Ленину будет скорейшее выполнение его планов строительства социализма. Особенно горячо откликнулись на этот призыв те, кто строил первенцы советской индустрии, осуществлял ленинский план электрификации страны. К проектированию крупных электростанций были привлечены многие лучшие инженеры и архитекторы. Уже в первых гидроэлектростанциях — Волховской (1918 — 1926; архитекторы О. Р. Мунц, В. А. Покровский, Н. П. Гундобин и другие) (рис.3) и Земо-Авчальской (ЗАГЭС) близ Тбилиси (1923; архитекторы А. Н. Кальгин, М. С. Мачавариани и другие) — сложился своеобразный тип таких сооружений: четкий геометрический массив турбинного зала, прорезанный широкими арками окон, покоится на массивных устоях. Такое архитектурное решение имеет функциональное и конструктивное оправдание и, кроме того, создает выразительный архитектурный образ гидроэлектростанции, имеющий явственные идейно-художественные черты нашего времени.

Здания новых гидростанций стали  органической частью преображенного пейзажа  нашей Родины, архитектурно-художественными  символами того нового, что вошло  в жизнь советского народа вместе с победами социализма.

Один из самых ярких  примеров - замечательное сооружение советской эпохи Днепровская гидроэлектростанция им. В. И. Ленина (1927 — 1932; архитекторы В. А. Веснин, Н. Я. Колли, Г. М. Орлов, С. Г. Андреевский). Будучи крупнейшей в мире гидростанцией того времени, Днепрогэс включал в себя целый комплекс сооружений. Ощущение гигантского размаха, мощи и новой красоты промышленного сооружения достигается здесь не приемами гиперболизации форм, а глубоко продуманной логической компоновкой различных инженерных частей гидроузла. Это здание покоится на опорных массивных столбах, между которыми клокочет вода, вырывающаяся из турбин. Здание электро-станции облицовано красноватым артик-ским туфом. Главный декоративный и одновременно функциональный мотив фасада — сплошная стеклянная лента Эркера, подчеркивающая горизонтальную протяженность здания.

По своим архитектурным  достоинствам, по умению создать в  промышленном сооружении чудесный сплав  функциональных и эстетических качеств  это детище Первой пятилетки стоит  в ряду лучших произведении советского зодчества. «В Днепрогэсе нам удалось достигнуть максимального сочетания целесообразности и красоты».2

Архитекторы братья Веснины  еще до революции приобретя значительный практический опыт в промышленном строительстве, сразу же после Октября активно включились в развитие новой советской архитектуры. Созданные ими проекты грандиозного Дворца Труда (1923)(рис.4) и делового здания АРКОС (1924) сыграли важную роль в утверждении принципов конструктивизма. Проекты отличались ясностью и логичностью планировки, подчеркнутой простотой архитектурных форм, отвечавших конструкции здания, хорошей освещенностью внутренних пространств, целесообразностью и удобствами эксплуатации. Вместе с тем этим проектам присущи были пуританская скупость средств и сознательный отказ от постановки художественно-образных проблем. Это были первые практические опыты создания в России новой, функциональной, как тогда называли, архитектуры.

Выход конструктивизма  на передовые позиции во второй половине 20-х — начале 30-х гг. был закономерен. Это был период индустриализации страны и штурмовых лет Первой пятилетки, главным девизом которой был лозунг: «Техника в период реконструкции решает все». Если в предшествующие годы, когда еще не развернулось массовое строительство, сторонники различных традиционных архитектурных направлений еще могли отвечать на требования времени, создавая уникальные проекты, то теперь на первый план, естественно, выдвинулись решающие в данный момент преимущества конструктивизма с его девизом экономичности, целесообразности, типизации и индустриализации строительства и, главное, его чуткостью к новым социальным задачам архитектуры.

Информация о работе Эстетика индустриального строительства