Эстетика индустриального строительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 21:24, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является выяснить особенности эстетики индустриального строительства СССР.
Задачи:
1. исследовать роль эстетики в строительстве
2. выявить причины появления новой эстетики ХХ века
3. выяснить, какие замыслы воплощали в своих проектах архитекторы советского времени, как проявлялась эстетическая сторона данных проектов и с помощью каких стилей и направлений происходила эволюция советского зодчества.

Вложенные файлы: 1 файл

арх-ра (2).doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

Конструктивисты стремились внедрить последние достижения инженерной науки, ратовали за типизацию и стандартизацию проектирования как важнейшее средство механизации и удешевления строительства. Много думали они и о создании принципиально нового социалистического типа жилища, свободного от тягот индивидуального быта. В проектах домов-коммун впервые была сделана попытка пойти еще дальше по пути удовлетворения бытовых нужд с помощью общественного обслуживания.

В 1935 — 1938 гг. вошла в  строй двадцать одна станция Московского  метрополитена первой и второй очереди. Самые высокие требования к удобству и комфортабельности сочетались здесь с решением определенных архитектурно-художественных задач. Каждая станция метро имела свое неповторимо своеобразное архитектурное обличье, но вместе с тем они мыслились как единый пространственно протяженный ансамбль, основанный на синтезе искусств. В зависимости от глубины залегания и конструктивного решения станции метро подразделяются на зальные (объединяющие в единое пространство перроны и центральный зал) и пилонные. К числу зальных относится наиболее удачная в конструктивном и художественном отношении станция «Кропоткинская» (1935, архитекторы А. Н. Душкин, Я. Г. Лихтенберг) (рис.5). Легкое, уничтожающее ощущение подземелья перекрытие, мягкое рассеянное освещение, серовато-белая мраморная облицовка стен и колонн — словом, вся элегантная простота конструктивного и архитектурного решения зала, где все оправдано, делают архитектуру этой станции удивительно гармоничной и современной.

В отличие от зальных  пилонные станции метро имеют  более расчлененное и замкнутое  внутреннее пространство. К числу  наиболее удачных архитектурных решений станций этого типа относятся «Красные ворота» (ныне «Лермонтовская», 1935, архитектор И. А. Фомин) (рис.6).

 В эволюции архитектурных решений станций метро первой и последующих второй и третьей (1943 — 1944) очереди отразились общие закономерности развития советской архитектуры 30 — 40-х гг.

В годы военных испытаний  с особой наглядностью выявилась гуманистическая созидательная сущность социалистического строя. Решая насущные вопросы военного времени, будучи вынужденными во всем соблюдать строжайший режим экономии, советские архитекторы не забывали о будущем, старались строить с расчетом на требования мирного времени. С первых дней Великой Отечественной войны работа архитекторов была целиком подчинена насущным нуждам фронта: они строили оборонительные сооружения, занимались консервацией памятников национальной культуры, выполняли большую работу по маскировке военных объектов. Сокращенные сроки строительства, нехватка дефицитных стройматериалов и металла, отсутствие рабочей силы и строительных механизмов заставляли изыскивать ранее неиспользованные резервы и возможности. В архитектурных проектах того времени широко применялись местные строительные материалы, наиболее экономичные и рациональные конструктивные и планировочные решения, разрабатывались и совершенствовались методы типового скоростного строительства.

В послевоенном развитии советской архитектуры четко  различаются два этапа: первое послевоенное десятилетие, когда продолжались и  приобретали все более гипертрофированные формы стилевые тенденции конца 30-х гг., и второй период — после 1954 — 1955 гг., когда в архитектуре произошел резкий поворот к современным массовым методам индустриального строительства.  

 Массовое заводское  изготовление конструкций и деталей  внесло существенные изменения в строительное производство, оно перешло на индустриально-поточный метод. Повысился уровень механизации строительства и удельный вес монтажных работ.  

 Переход строительства  на индустриальные методы сопровождался  унификацией конструкций, расширением типового проектирования и строительства. В жилищно-гражданском строительстве стали применяться более рациональные конструкции зданий, началось развитие крупнопанельного домостроения.

Если в архитектуре  жилища с тех пор на долгие годы устанавливаются тенденции технологического упрощенчества и явного утилитаризма, то в архитектуре общественных зданий сохраняется определенное пространство для самостоятельного творчества зодчих. Повсеместное преобладание с начала 1960-х гг. в жилой архитектуре типового проектирования сформировало особую градостроительную политику СССР. Она характеризовалась массовым строительством крупных новых районов дешёвого сборного жилья, а также массированной реконструкцией исторической среды старых городов. Это обернулось двумя серьезными проблемами: монотонностью и унылостью пространств новой застройки и эстетической индифферентностью новостроек, внедрявшихся в исторически сформированные среды городов, по отношению к окружению.

Творчество советских  зодчих и художников во многом близко передовым устремлениям прогрессивных мастеров зарубежных стран, поскольку и они упорно разрабатывают сложные проблемы современного градостроительства, решают острые жилищные проблемы, работают с новыми материалами и конструкциями для крупных сооружений и так же озабочены проблемами синтеза искусств в условиях современной архитектуры.

За полвека своего существования советская архитектура  и градостроительство накопили большой  практический опыт. Это ценный архитектурный  опыт общества, которое первым в истории шло по пути строительства социализма и коммунизма. Еще на ранней стадии развития, в 20-х — начале 30-х гг., в советской архитектуре были поставлены и отчасти решены неслыханные по новизне и размаху задачи во многих областях жилой, гражданской и промышленной архитектуры. В эти годы также вырабатывались на практике прогрессивные основы социалистического градостроительства.

Для 60-х годов, характерных  внедрением методов науки в творческие области, развитием структурно-типологических исследований, стремлением к точности формулировок, выводов, определений, времени НТР, типично увлечение пространственно-трансформируемыми решетчатыми конструкциями, сборными элементами, где доминируют сетчатые орнаменты, лишенные акцентов. Это привело к появлению методов машинного проектирования, типологическому единообразию и стандартизации в сфере строительного искусства и архитектуры.

Создаются крупные жилые  массивы преимущественно на свободных  городских землях. Началось строительство  многоэтажных односекционных крупноблочных зданий башенного типа. В начале 60-х годов появились дома из вибропрокатных панелей. Лаконизм форм при функционально-эстетически обоснованных объемно-планировочных решениях, отразивших стилевые особенности 60-х годов, проявился в сооружении ансамбля проспекта Калинина (Новый Арбат) (1962-1968, М. Посохин и др.).

Для архитектуры 70-х годов  как реакция на предшествующий период НТР характерна устремленность в  область экологии человека. Возрождаются осевые композиции, ассоциации с прошлым.

Архитектура конца 70-х - начала 80-х годов отмечена возросшим уровнем мастерства. Архитектурная практика переходит на более высокую ступень развития, характерной чертой которой является комплексное решение ее задач архитекторами, конструкторами, строителями, экономистами, работниками промышленности строительных и отделочных материалов, в том числе домостроительных заводов, социологами, медиками и другими работниками смежных профессий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В основе советской архитектуры  лежит материалистическое мировоззрение советских архитекторов. Стремление к всемерной гармонизации среды жизнедеятельности советского человека, основанной на познании закономерностей объективного мира, определяет эстетический реализм творчества советских архитекторов, реализм их творческих методов.

История советской архитектуры  полна острой борьбы, напряженных  исканий, порой гениальных догадок, но и заблуждений. Исторический в  основном стихийный рост крупнейших промышленных городов, негативные стороны  градостроительной практики предшествующего рационалистического подхода к архитектуре оставили в наследство нарушение целостности городской среды, безликую монотонность застройки, образную невыявленность города, снижение положительного эмоционального воздействия среды на человека и другие конфликтные эстетические ситуации. Однако и в периоды, когда в советской архитектуре преобладала ложная творческая направленность, рождались прогрессивные начинания, создавалось немало прекрасных зданий. Cоздаются дерзкие по своим конструкциям индустриальные сооружения вроде новой телевизионной башни Московского телецентра, уходящей ввысь почти на полкилометра; возникают немыслимые еще десятилетие назад проекты городов с искусственным климатом под единой крышей в Заполярье или городов, поднимающих свои этажи над морской пучиной, как знаменитые «Нефтяные камни» на Каспии. Растут сотни новых населенных мест, удваивается и утраивается весь прежний жилой фонд страны.

Современная материально-техническая  база народного хозяйства нашей  страны потенциально позволяет решить не только количественные, но и качественные задачи массового строительства. Развитие заводского домостроения, совершенствование и создание новых конструктивных систем, внедрение в строительство новых эффективных материалов открывают широкие возможности решения функциональных задач застройки и повышения ее эстетического уровня.

Наша архитектура - это  прежде всего архитектура массового  строительства, роль ее вытекает из решения  важнейших социальных задач. Главная  из них - создание благоприятных условий  жизни и работы для всех без исключения членов общества. Только в изменении направленности в архитектурном творчестве заложена возможность создания произведений архитектуры, действительно достойных нашего времени и нашего общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Арватов Б. Искусство  и классы. М-ПГ.,1928. -88с

2. Борисовский Г.Б. Эстетика и стандарт. М.: Изд-во стандартов, 1983. - 230с

   3.Всеобщая история  искусств (в шести томах, в 8 книгах), Том 1,   редакционая  колекция под общей редакцией Л. Д. Чегодаева. Государственое издательство «ИСКУССТВО» Москва 1956г

4.Всеобщая история  искусств (в шести томах, в 8 книгах), Том 6, редакционая колекция  под общей редакцией Л. Д.  Чегодаева. Государственое издательство  «ИСКУССТВО» Москва 1956г

5. Мартынов Ф.Т. Философия, эстетика, архитектура - Екб.: «Уральская   архитектурно-художественная академия», 1998.-534с

 

Электронные источники

  1. http://phoenix-rb.ru
  2. http://build.rin.ru
  3. http://arx.novosibdom.ru

 

 

 

1 ст. А. В. Щусева "Перепланировка Москвы". "Художественная жизнь", 1919 г. № 1

2 В. А. Веснин «Здание социализма» (Советское искусство, 1932)




Информация о работе Эстетика индустриального строительства