Административная ответственность должностных лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Жизнь в 21 веке обуславливается продвижением по пути развития и усовершенствования демократического, правового государства. Процесс построения в России основ правового государства и рыночных отношений вызывает потребность в укреплении правовых начал в общественной и государственной жизни.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2
Глава 1. Административная ответственность……………………………………..4
1.1 Понятие и основные черты административной ответственности…….4
1.2 Понятие административного правонарушения………………………...9
Глава 2.Административная ответственность должностных лиц………………..20
2.1 Должностное лицо как субъект административной ответственности.20
2.2 Основания привлечения к административной ответственности должностных лиц…………………………………………………………………...27
2.3 Меры наказания административных правонарушений…………….....29
Заключение……………………………………………………………………….....41
Список использованных источников и литературы……………………………...44

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 267.50 Кб (Скачать файл)

Административная  ответственность за правонарушения, носящие региональный характер, то есть находящиеся вне предметов ведения Российской Федерации, может быть установлена законами субъектов РФ, осуществляющих, таким образом, собственное правовое регулирование в данной сфере.

7. Меры административной ответственности применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц. Все они, реализуя свои полномочия, назначают правонарушителям административные наказания. К ним относятся судьи (мировые судьи), многочисленные органы исполнительной власти. Законами субъектов РФ к ним могут быть отнесены административные комиссии и иные коллегиальные органы.

8. Меры административной  ответственности применяются органами  и должностными лицами в отношении  не подчиненных им по службе  нарушителей, не связанных с ними служебно-трудовыми отношениями. Данное обстоятельство позволяет отличить административную ответственность от дисциплинарной, к которой привлекаются руководители, рабочие, служащие и вспомогательный персонал, как правило, в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом.

9. Привлечение  к административной ответственности  и назначение административного  наказания не влечет для нарушителя  судимости.

10. Административную  ответственность характеризует  особый процессуальный порядок ее реализации. Своей относительной простотой, оперативностью и экономичностью он отличается от уголовного и гражданского судопроизводства.

11. Во всех  случаях ответственность за административные  правонарушения наступает перед  государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и назначению наказаний. Этим обстоятельством административная ответственность сходна с уголовной и отличается от дисциплинарной, а также гражданско-правовой. Ответственность последних двух видов наступает, главным образом, перед субъектом договорных и внедоговорных гражданско-правовых или трудовых отношений.

12. Важная черта  административной ответственности  состоит в том, что ее можно  рассматривать как совокупность материальных и процессуальных правоотношений, то есть вызванных совершением конкретного правонарушения, и административно-процессуальных, связанных с необходимостью собрать материалы о правонарушении и лице, его совершившем, рассмотреть дело, вынести законное, обоснованное и справедливое решение, обеспечить его исполнение. Нередко при реализации административной ответственности материальные и процессуальные правоотношения как бы сливаются, образуя единое целое.

Подводя итог, можно  дать следующее определение: административная ответственность - это комплекс мер, применяющийся уполномоченным кругом органов и должностных лиц в соответствии с действующим законодательством административных взысканий к лицам, совершившим административное правонарушение в специальной процессуальной форме.

 

 

 

 

 

1.2 Понятие  административного правонарушения.

В юридической литературе и в  законодательстве имеются различные  варианты понятия, определения административного  правонарушения.

Понятие административного правонарушения закреплено в ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ. Им «признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность», дополнением данного определения является ст. 14 УК РФ, которая дополняет «общественно опасное деяние». Следует обратить внимание на п. 7 ст. 24. 5 КоАП РФ, в соответствии с которым производство по делу об административном правонарушении нельзя осуществлять, если по этому факту в отношении данного физического лица возбуждено уголовное дело, так как деяние не может быть одновременно и преступлением и проступком. Но не каждое деяние, даже содержащее такие признаки административного правонарушения, как противоправность, виновность и наказуемость, является административным правонарушением.

После принятия КоАП РФ в другие правовые акты можно  использовать только название «административного правонарушения». Но в научной и  иной литературе, в устной речи допустимо использовать и второе название «административный проступок».

Среди всего массива правонарушений административные правонарушения выделяются рядом характерных черт и особенностей. Рассмотрим их более подробно.

1. Общественная вредность

  Общественная вредность как признак административного правонарушения состоит в том, что данное деяние (действие или бездействие) является опасным для общества. Административное правонарушение может причинить реальный или ожидаемый (возможный) физический, материальный, моральный вред.

2. Административная противоправность

  Административная противоправность как признак административного правонарушения заключается в том, что данное деяние нарушает правовую норму, охраняемую мерами административной ответственности. Эти нормы могут принадлежать не только к административной, но и к ряду других отраслей права. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Границы административной противоправности и меры административной ответственности устанавливаются государством на основе оценки факторов и условий, создаваемых таким деянием. В связи с противоправностью административного правонарушения уместно привести следующее определение, принадлежащее известному юристу Самощенко И. С.: «Противоправность есть юридическое выражение общественной вредности правонарушений».

3. Деяние

Это акт  волевого, сознательного поведения  одного или нескольких человек. Он заключает  в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушения запрета.  Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности. Оно причиняет вред законным интересам личности, общества, государства.

4. Деяние, совершенное должностным лицом.

Характеризует субъектов правонарушения. Ими являются непосредственно должностные лица. В комментариях, сделанных Чанновым С.Е.  к должностным лицам могут относиться не только служащие государственных и муниципальных органов, но и работники других организаций, а также индивидуальные предприниматели, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

5. Виновность

Виновность как признак административного правонарушения состоит в том, что данное деяние является результатом свободного волеизъявления правонарушителя, его виновным поведением. Деяние должностного лица считается виновным, если данное лицо осознавало противоправность своего поведения, желало наступления вредных последствий такого деяния либо косвенно способствовало их наступлению. У него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Наличие вины - обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением. Формы вины при совершении административного правонарушения определены в ст. 2.2 КоАП.

6. Административная наказуемость.

Административная наказуемость как признак административного правонарушения состоит в том, что за совершение данного деяния устанавливается возможность применения и реально применяются административные наказания. Согласно п.7 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административных правонарушениях нельзя осуществлять, если по этому факту в отношении данного должностного лица возбуждено уголовное дело.

Перечисленные и раскрытые признаки административного правонарушения позволяют правоохранительным органам обнаружить и отграничить административные правонарушения от иных вариантов социального поведения должностных лиц. Таким образом, в настоящее время понятие административного правонарушения в российском законодательстве и правовой науке связано, прежде всего, с карательным характером административной ответственности.

В то же время не за каждое деяние, даже содержащее все вышеназванные признаки, будет наступать административная ответственность. Отсутствие в деянии состава административного правонарушения исключает возможность привлечения лица, его совершившего, к административной ответственности.

Признаки административного  правонарушения следует отличать от элементов его состава. Совокупность признаков сама по себе состава правонарушения не образует, для его наличия необходимо присутствие всех его элементов. С помощью признаков административного правонарушения мы получаем общую социально-психологическую и юридическую характеристику того или иного деяния. Юридический состав решает задачу, связанную с правовой квалификацией действия либо бездействия и привлечением нарушителя к ответственности. Его назначение - быть основанием этой ответственности, поскольку если нет основания, то нет и ответственности4.

Рассмотрение  понятия состава административного  правонарушения имеет очень важное как теоретическое, так и практическое значение, т.к. позволяет правильно  квалифицировать совершенное деяние органами административной юрисдикции, способствует эффективному применению административных наказаний, повышает общую правовую культуру населения.

Понятие состава  административного правонарушения в законодательстве отсутствует. В  доктрине административного права  даются различные определения. Так, состав административного правонарушения определяется некоторыми учеными как совокупность признаков, позволяющих идентифицировать деяние как административно наказуемое5. Существует и несколько иное мнение о том, что состав административного правонарушения - совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность6. Кроме того, в науке административного права под составом административного правонарушения понимается единство установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение7. Наиболее подробное и позволяющее учесть все особенности состава административного правонарушения определение предлагается Ж.М. Хатовой: "Состав административного правонарушения представляет собой совокупность признаков (элементов), позволяющих характеризовать деяние, обстоятельства, при которых оно произошло, причиненный вред, лицо, его совершившее, и отношение этого лица к совершенному деянию, а также типизировать это деяние как правонарушение, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законодательством субъектов Российской Федерации, устанавливающим административную ответственность, и дифференцировать применение наказания"8.

В любом случае все авторы сходятся в выделении  четырех элементов состава административного  правонарушения: объекта, субъекта, объективной  и субъективной сторон. Таким образом, в составе административного правонарушения можно выделить объективные элементы состава (объект и объективная сторона) и субъективные (субъект и субъективная сторона).

 

Объект административного  нарушения

Объектом административного правонарушения во всех случаях выступают общественные отношения, охраняемые нормами законодательства об административной ответственности. В целом круг объектов административных правонарушений обозначен в ст. 1.2 КоАП РФ:

- защита личности;

- охрана прав и свобод человека и гражданина;

-охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- защита общественной  нравственности;

- охрана окружающей  среды, установленного порядка  осуществления государственной  власти;

- защита общественного порядка и общественной безопасности, собственности;

- защита законных  экономических интересов физических  и юридических лиц, общества  и государства.

В теории обычно выделяют три вида объектов административного  правонарушения: общий, родовой и  видовой (непосредственный).

Общим объектом административного правонарушения являются все общественные отношения, возникающие в области исполнительно-распорядительной деятельности и регулируемые нормами  административного, а в ряде случаев - конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права.

Родовыми объектами  административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие  в определенной сфере общественной жизни. Исходя из родовых объектов посягательств, составы административных правонарушений сгруппированы по главам в Особенной части КоАП РФ.

Видовым, или  непосредственным, объектом административного  правонарушения признается объект посягательства отдельно взятого административного  правонарушения.

 

Субъект административного  правонарушения

Субъектом административного  правонарушения является виновное лицо, совершившее административное правонарушение и подлежащее административной ответственности  в порядке, установленном административным законодательством. Все субъекты административного правонарушения могут быть разделены на три группы: общие, специальные и особые. Субъектом административного правонарушения, рассматриваемого в нашем случае, будет являться должностное лицо, которое в различных ситуациях может быть  как специальным, так и особым. «Термином «должностные лица» Кодекс для целей административного наказания охватывает также субъектов, которые несут административную ответственность как должностные лица - субъектов, приравненных к должностным лицам. В их круг КоАП включает, во-первых, руководителей всех иных (т.е. не являющихся государственными либо муниципальными органами или организациями) коммерческих и некоммерческих структур, а также других их работников, выполняющих организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные функции. Во-вторых, к лицам, приравненным к должностным, Кодекс относит и индивидуальных предпринимателей. И те, и другие наделены функциями властного (распорядительного, дисциплинарного, хозяйственного и т.д.) характера во внутренних рамках соответствующей деятельности. Поэтому их правонарушения по своему характеру и общественной вредности аналогичны административным правонарушениям должностных лиц и требуют усиленной ответственности»9.

Информация о работе Административная ответственность должностных лиц