Административная ответственность должностных лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Жизнь в 21 веке обуславливается продвижением по пути развития и усовершенствования демократического, правового государства. Процесс построения в России основ правового государства и рыночных отношений вызывает потребность в укреплении правовых начал в общественной и государственной жизни.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2
Глава 1. Административная ответственность……………………………………..4
1.1 Понятие и основные черты административной ответственности…….4
1.2 Понятие административного правонарушения………………………...9
Глава 2.Административная ответственность должностных лиц………………..20
2.1 Должностное лицо как субъект административной ответственности.20
2.2 Основания привлечения к административной ответственности должностных лиц…………………………………………………………………...27
2.3 Меры наказания административных правонарушений…………….....29
Заключение……………………………………………………………………….....41
Список использованных источников и литературы……………………………...44

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 267.50 Кб (Скачать файл)

Административная  правосубъектность - это сочетание административной правоспособности и дееспособности.

Административная  правоспособность, то есть установленной и охраняемой государством возможности данного субъекта вступать в различного рода правовые отношения. Иными словами, это способность приобретать соответствующий комплекс прав, обязанностей и нести ответственность за их реализацию. Следовательно, правоспособность является предпосылкой возникновения правоотношений с участием данного субъекта. Для возникновения административно-правовых отношений такой предпосылкой является административная правоспособность, выражающаяся в определенной административно-правовыми нормами возможности данного субъекта приобретать административно-правовые обязанности и права и нести юридическую ответственность за их практическую реализацию в сфере государственного управления.

Административная  правоспособность является необходимым  условием административной дееспособности. Под ней обычно понимается способность  лица своими личными действиями приобретать  субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере исполнительной власти10.

Объективная сторона  административного правонарушения

Объективная сторона  характеризует внешнюю сторону  административного правонарушения, то есть показывает, что объективно произошло. Наиболее важным элементом объективной стороны выступает противоправное деяние. В то же время в объективную сторону могут включаться и другие элементы, которые характеризуют деяние с точки зрения способа, средств, времени и места его совершения, наличия причинной связи между совершенным деянием и наступившими общественно опасными последствиями, повторности, неоднократности, злостности, систематичности и длительности.

Деяние может  выражаться в двух формах - действия или бездействия.

Действие - это  активное нарушение установленных  запретов и правил. Многие административные правонарушения могут совершаться  только в форме действия. Бездействие - это пассивное поведение,

Входящее в  объективную сторону состава  административного правонарушения деяние может быть оконченным или длящимся. Разница между ними заключается в том, что оконченное правонарушение совершается одномоментно, а длящееся - в течение продолжительного времени.

При решении  вопроса об отнесении того или иного правонарушения к длящимся или оконченным необходимо различать момент юридического окончания правонарушения и момент прекращения противоправного поведения. Оконченным считается правонарушение, характеризующееся полной реализацией его объективной и субъективной сторон. Прекращение противоправного поведения (состояния) имеет место, когда лицом никакие противоправные действия уже не совершаются либо когда государство в лице уполномоченных органов пресекает правонарушение.

Правонарушение, независимо от того, является оно длящимся или недлящимся, считается оконченным с момента, когда в деянии усматриваются все признаки состава правонарушения, предусмотренные законом. Длящиеся правонарушения обычно являются юридически оконченными (что определяет возможность привлечения лица к ответственности уже с этого момента) до их фактического прекращения, то есть до момента завершения противоправного поведения11.

 Вопрос об  отнесении правонарушений к оконченным  или длящимся имеет большое  не только теоретическое, но  и практическое значение. Это связано с тем, что КоАП РФ устанавливает предельные сроки давности привлечения к административной ответственности (от 2 месяцев до 1 года), которые начинают исчисляться, соответственно, для оконченных правонарушений - со дня их совершения, а для длящихся - со дня их обнаружения. П. 14 Постановления от 24 февраля 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Согласно этому определению "длящимся является такое административное правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом".

Для квалификации административного правонарушения нередко имеют значение место, время, способ и средства совершения противоправного  деяния.

Время совершения противоправного деяния может иметь  значение постольку, поскольку для  некоторых деяний только их совершение в определенное время делает их противоправными. Это может быть ночное, запрещенное время.

Место совершения противоправного деяния также имеет  большое значение для его квалификации. Сюда относятся общественное место, пограничная зона, железнодорожный путь, аэродром, грузовой двор, пригородный поезд, крыша вагона и другие.

Способ совершения проступка представляет собой порядок, форму, последовательность действий, приемы, применяемые нарушителем.

Средства совершения административного правонарушения - различные как запрещенные, так и не запрещенные к использованию предметы и приспособления, посредством которых правонарушитель и совершает административное правонарушение (транспортные средства, огнеопасные, взрывчатые, ядовитые вещества, огнестрельное оружие, спиртные напитки и другие).

Совершенное нарушителем  деяние может носить злостный, повторный, неоднократный и систематичный  характер, кроме того, оно может  быть длящимся.

Злостность  характеризует упорство правонарушителя, явно выраженное нежелание подчиняться законным требованиям, в том числе выраженным неоднократно. Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Повторность обозначает совершение одним и тем же лицом нового правонарушения в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за однородное правонарушение. Повторность совершения административного правонарушения также является обстоятельством, отягчающим ответственность.

Неоднократность имеет место, когда правонарушитель  совершил два или более однородных административных правонарушения, за каждое из которых он еще не подвергался  наказанию.

Систематичным будет являться правонарушение, совершаемое несколько раз в течение года в одной и той же сфере одним и тем же субъектом для большинства административных правонарушений характерно то, что они не вызывают напрямую наступление общественно опасных последствий, однако создают условия для их наступления. Тем не менее, среди административных правонарушений имеются и такие, которые напрямую связаны с наступлением общественно опасных последствий в результате совершения определенного деяния.

По данному  критерию (наличию или отсутствию общественно опасных последствий как элемента состава) административные правонарушения подразделяются на правонарушения с материальным или формальным составом.

Правонарушения  с формальным составом считаются  оконченными с момента фактического нарушения правил, невыполнения обязанности и т.п., независимо от наступления или не наступления общественно опасных последствий.

Правонарушения  с материальным составом считаются  совершенными только в том случае, если противоправное деяние повлекло за собой наступление конкретных общественно опасных последствий.

Кроме того, обязательным элементом объективной стороны  таких правонарушений является прямая причинная связь между совершенным  деянием и наступившими общественно  опасными последствиями.

 

Субъективная  сторона административного правонарушения

Субъективная  сторона административного правонарушения характеризует правонарушение с  точки зрения его субъекта, то есть правонарушителя. Наиболее важным элементом  субъективной стороны административного  правонарушения является вина правонарушителя.

Вина традиционно  определяется как психическое отношение  лица к совершаемому им деянию, а  также (для материальных составов) к  последствиям данного деяния. КоАП РФ выделяет две формы вины: умысел и неосторожность (ст. 2.2).

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий, или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

Административное  правонарушение признается совершенным  по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления  вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных  к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Выделяют два  вида умысла: прямой и косвенный. Правонарушение считается совершенным с прямым умыслом, если лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий. Таким образом, интеллектуальный компонент вины в данном случае включает в себя, во-первых, осознание лицом противоправности своего действия (бездействия), и, во-вторых, предвидение неизбежности или возможности наступления вредных последствий. Волевой же компонент выражается в желании наступления указанных последствий. Если же лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично, то правонарушение признается совершенным с косвенным умыслом. Очевидно, что основное отличие косвенного умысла от прямого заключается в специфике волевого компонента: лицо не желает наступления вредных последствий своих действий (бездействия), но либо сознательно их допускает, либо относится к ним безразлично. Отличается и интеллектуальный компонент косвенного умысла: при косвенном умысле невозможно предвидение неизбежности наступления вредных последствий, а возможно предвидение только их потенциальной возможности.

Установление  умышленной формы вины является обязательным в случаях, когда КоАП РФ предусматривается ответственность только за умышленно совершенное правонарушение

Разграничение умысла на прямой и косвенный важно  для материальных составов административных правонарушений. Если в формальных составах умышленная вина заключается  в осознании лицом противоправного характера совершаемого действия или бездействия (учитывается только интеллектуальный компонент вины), то в материальных составах умышленная вина кроме осознания противоправности совершаемого действия или бездействия включает также отношение нарушителя к наступившим вредным последствиям, т.е. учитывается и волевой компонент вины.

Неосторожность, как и умысел, подразделяется на два вида: легкомыслие и небрежность.

Легкомыслие предполагает, что лицо предвидело возможность  совершения противоправных действий или наступления опасных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий.

При небрежности  лицо не предвидит возможности наступления  вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

КоАП РФ устанавливает  принцип презумпции невиновности, согласно которому лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых  установлена его вина (ст. 1.5). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Кроме того, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности такого лица толкуются в пользу этого лица.

В субъективную сторону административного правонарушения, помимо вины, могут входить и другие элементы, в частности мотив и цель правонарушения. В отличие от вины, наличие их обычно не является обязательным.

Практическое значение состава  административного проступка состоит  в том, что он представляет собой законодательную модель квалификации конкретных административных проступков. То есть административное правонарушение должно быть квалифицировано в точном соответствии с законом, предусматривающим ответственность именно за это деяние и никакие отступления от этих требований недопустимы, т.е. квалификация административного проступка по аналогии не допускается и является грубым нарушением закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

АДМИНИСТРАТИВНАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

 

2.1 Должностное  лицо как субъект административной ответственности.

Исторический  опыт нашего государства показывает, что абсолютно на всех периодах его  развития существовали люди, преступающие закон и право. Несомненно, среди  них были те, которые занимали весомое  положение в обществе и государстве. Часть из них составляли должностные лица государства, основная функция которых во все времена была единообразной - соблюдать и исполнять законы страны.

На современном  этапе развития России данная проблема стоит особенно остро. Все чаще средства массовой информации говорят о коррумпированности должностных лиц, подчеркивая необходимость борьбы с их произволом. Актуальность эффективного противодействия правонарушениям, совершаемым должностными лицами, не вызывает сомнений.

Должностное лицо является субъектом административного права в силу своих профессионально-трудовых обязанностей, которые, несомненно, играют важную роль в обеспечении исполнительной власти в целом.

Информация о работе Административная ответственность должностных лиц