Противопожарное обеспечение полетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:08, контрольная работа

Краткое описание

В единой транспортной системе нашей страны значительное место занимает гражданская авиация. Это высокоразвитое, многоцелевое звено народного хозяйства с разнообразным самолето-вертолетным парком и широкой сетью аэропортов, авиаремонтных предприятий и строительных организаций, научных институтов и учебных заведений.\
Гражданская авиация сегодня – это составная часть экономического потенциала страны, это важное средство развития и укрепления экономики и культуры.

Вложенные файлы: 1 файл

Противопожарное обеспечение полётов.docx

— 3.23 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФГОУ ВПО  «Санкт-Петербургский государственный 

университет гражданской авиации»

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Противопожарная безопасность объектов

воздушного транспорта»

 

тема: «Противопожарное обеспечение полётов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

Введение

 

В единой транспортной системе нашей  страны значительное место занимает гражданская авиация. Это высокоразвитое, многоцелевое звено народного хозяйства  с разнообразным самолето-вертолетным парком и широкой сетью аэропортов, авиаремонтных предприятий и строительных организаций, научных институтов и учебных заведений.

Гражданская авиация сегодня –  это составная часть экономического потенциала страны, это важное средство развития и укрепления экономики  и культуры.

В свою очередь, увеличение объемов воздушных перевозок и возросшая интенсивность полетов потребовали не только исключительно четкой организации воздушного движения, но и принятия других мер по обеспечению безопасности полетов, среди которых важное место принадлежит аварийно-спасательному обеспечению.

 

Оценка обстановки на месте  происшествия

по внешним признакам

 

Одним из важнейших моментов при  аварийных ситуациях это оценка обстановки. Для принятия решения о боевых действиях личного состава пожарно-спасательных подразделений по тушению послеаварийного пожара и проведению аварийно спасательных работ на ВС оценка обстановки должна начинаться и проводиться сразу же по получении сигнала «Тревога» и выезду на место авиационного происшествия, в пути следования, а также в процессе проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожара до его ликвидации.

Исходными данными для оценки обстановки в случае ожидаемой аварийной  посадки ВС являются:

  • тип ВС;
  • наличие или отсутствие пассажиров на борту;
  • характер неисправности или наличие пожара на борту; предполагаемое место приземления аварийного ВС;
  • наличие на борту опасных в пожарном отношении грузов, их местонахождение и количество;
  • метеоусловия.

Оценку обстановки ведут руководитель тушения пожара и лица по его поручению. При отсутствии явного горения для  оценки обстановки создается группа, в состав которой могут входить:

руководитель тушения пожара и  оператор, если на место авиационного происшествия прибыл один пожарно-спасательный расчет;

руководитель тушения пожара, начальник  стартового пожарно-спасательного  расчета и оператор, если на место  авиационного происшествия прибыл пожарно-спасательный караул.

По прибытию на место авиационного происшествия при явном горении  аварийного ВС выясняются:

  • наличие угрозы людям;
  • пути и способы спасания;
  • место и размер пожара, пути распространения огня;
  • необходимость и места вскрытия обшивки фюзеляжа;
  • возможные пути введения сил и средств.

При отсутствии явного горения аварийного ВС устанавливаются:

  • наличие возможных внутренних и скрытых очагов горения;
  • наличие пострадавших, их состояние и возможность оказания им немедленной медицинской помощи;
  • наличие повреждений топливной и масляной систем и истечения топлива и масел как снаружи, так и внутри фюзеляжа;
  • наличие повреждений энергетической системы;
  • возможность возникновения открытого пожара, возможные пути его распространения на пути эвакуации;
  • необходимость эвакуации багажа, защиты его от воздействия огня, воды, дыма.

В случае горения разлитого авиатоплива  решение о тушении принимается  на основе визуальной оценки обстановки еще при подъезде к месту авиационного происшествия, а обстановка внутри ВС оценивается в ходе тушения  наружного пожара либо после ликвидации его в зоне, прилегающей к фюзеляжу.

После полной оценки на месте авиационного происшествия руководитель тушения  пожара должен немедленно организовать работу по спасению людей, используя  для этого все имеющиеся в  его распоряжении силы и средства, и до прибытия руководителя аварийно-спасательных работ лично возглавить работы по спасению, сочетая это с руководством по тушению пожара.

 

Действия боевых расчетов по тушению пожара и создания условий  для спасания людей из аварийного ВС

Основная задача личного состава  пожарно-спасательных подразделений  при ликвидации послеаварийных наземных пожаров на ВС – обеспечение условий  для спасания пассажиров и членов экипажа в случае угрозы их жизни  и ликвидация пожара в тех размерах, которые он принял к моменту прибытия подразделений.

При получении сигнала об объявлении аварийной ситуации пожарно-спасательное подразделение прибывает на место  авиационного происшествия, если оно  уже произошло, или на заранее  обусловленное место сбора.

Сразу же по получению сигнала «Тревога»  и выезду на место авиационного происшествия, в пути следования, а также в  процессе проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожара до его  ликвидации производится оценка обстановки.

По прибытии пожарно-спасательных подразделений на место авиационного происшествия центральный пункт  пожарной связи сразу же ставит в  известность службу УВД о создавшейся  там обстановке. В районе возможного места происшествия расстанавливается  пожарная техника, таким образом, чтобы  обеспечивался наилучший обзор  всей прилегающей зоны и чтобы по крайней мере один пожарный автомобиль имел возможность прибыть к аварийному ВС в наикратчайший срок. В аварийных ситуациях при неисправности шасси пожарная техника устанавливается вдоль ВПП до предполагаемой точки касания ВС, чтобы после приземления ВС следовать за ним вдоль или непосредственно по ВПП в целях недопущения скатывания ВС с ВПП и столкновения его с пожарным автомобилем.

Одним из основных действий на месте  послеаварийного пожара является проведение боевого развертывания. Боевое развертывание  при наземных пожарах на ВС состоит  из подготовки к боевому развертыванию  и полного развертывания.

Подготовка к боевому развертыванию  производится еще в пути следования стартовых пожарно-спасательных расчетов к месту авиационного происшествия, а также по прибытии на пожар, происшедший  на наземном объекте, и включает в  себя:

  • заполнение пожарных насосов водой и включение их в рабочее положение;
  • занятие операторами позиции у лафетных стволов;
  • присоединение магистральной рукавной линии с разветвлением к напорному патрубку насоса и развертывание рабочих рукавных линий от разветвления;
  • введение ручных пожарных стволов-распылителей внутрь аварийного ВС.

При боевом развертывании пожарные автомобили должны устанавливаться  таким образом, чтобы не мешать расстановке  прибывающих позднее сил и  средств, а также обеспечивать возможность  маневра и быстрого сосредоточения максимального числа сил и  средств на решающем направлении.

Быстрым выходом на позиции операторов и их умелыми действиями, бесперебойной  подачей огнетушащих составов с  интенсивностью, равной или превышающей  расчетную, непрерывным взаимодействием между личным составом пожарно-спасательных подразделений и маневренностью стволов обеспечиваются прекращение распространения огня и ликвидация пожара.

Решающим направлением боевых действий при тушении пожаров считается  такое, на котором создалась угроза взрыва, наиболее интенсивного распространения  огня либо возникла опасность поражения  людей и где работа личного  состава пожарно-спасательных подразделений  в данный момент может обеспечить успех в тушении пожара или  в проведении аварийно-спасательных работ.

В случае пожара разлитого вокруг аварийного ВС авиационного топлива решающим направлением являются защита фюзеляжа и тушение пожара в зонах, примыкающих непосредственно к планеру.

При тушении пожара внутри фюзеляжа решающим направлением будет проникновение  внутрь фюзеляжа, определение места  зоны горения и тушения ее, осаждение  дыма и высокотоксичных веществ, а также защита путей эвакуации  и охлаждение обшивки фюзеляжа.

Пожар считается локализованным, если распространение огня ограничено, обеспечены условия проведения аварийно-спасательных работ и возможна ликвидация пожара имеющимися силами и средствами.

Пожар считается ликвидированным, когда горение прекращено полностью  во всем объеме без повторных воспламенений.

При тушении пожара и проведении эвакуации людей личный состав пожарно-спасательных подразделений должен учитывать  тактико-технические возможности  пожарного вооружения, а также  то, что спасаемые люди не имеют  индивидуальных средств тепловой и  газодымовой защиты.

Для обеспечения безопасности личного  состава пожарно-спасательных подразделений  при работе внутри ВС необходимо:

  • иметь при себе спасательные веревки, приборы освещения, изолирующие аппараты защиты органов дыхания, средства связи, инструмент для возможного вскрытия и разборки конструкций внутри фюзеляжа;
  • на входе в задымленный салон выставлять пост безопасности, имеющий те же средства индивидуальной защиты, что и у людей, ушедших в салон. В обязанности этого поста входят поддержание постоянной связи с звеном, работающим в задымленном салоне, и оказание в случае необходимости немедленной помощи как спасаемым людям, так и самим спасателям;
  • осторожно открывать двери и люки, ведущие в горящие помещения, используя дверные плоскости для защиты от ожогов при возможном выбросе пламени или раскалённых газов.

При создании защитных пенных и водных завес необходимо избегать попадания  пены или воды на спасателей и спасаемых  людей, поскольку при этом пена, налипшая на защитные стекла теплоотражательных костюмов и касок, затруднит ведение наблюдения, а при попадании в глаза может привести к их временному поражению.

Эвакуацию пассажиров и членов экипажа  из аварийного ВС при отсутствии горения  надо проводить в возможно минимальное  время. Основное требование при проведении аварийно-спасательных работ – быстрая  эвакуация людей из зон, находящихся  под угрозой распространения  пожара, взрыва или обрушения конструкций  аварийного ВС.

 

Особенности тушения силовых  установок реактивных ВС

 

Основные причины загорания  пожаров силовых установок –  избыток подачи авиатоплива, неисправность  системы зажигания, разрыв топливопроводов, отрыв лопаток турбины и ряд других. Развитие загораний и пожаров характеризуется быстрым ростом температуры внутри подкапотного пространства с последующим прогаром противопожарных титановых перегородок и переходом огня по внутренней части крыла к топливным бакам. Разливающееся топливо образует объемный пожар и создает возможность перехода пламени на плоскость крыла и обшивку фюзеляжа по наружной поверхности этих конструктивных элементов. Наиболее интенсивно развиваются пожары при отрыве лопаток турбины силовой установки, так как это зачастую приводит к значительному разрушению топливопроводов и топливных баков.

Большое влияние на проведение боевого  развертывания пожарно-спасательных подразделений имеют конструктивные особенности различных ВС, в данном случае место расположения их силовых  установок. Силовые установки могут  монтироваться в гондолах, крепящихся на консольной части крыла, и отделяться от его внутренней полости противопожарными титановыми перегородками. Подобное их расположение, особенно в сочетании  с вертикальным стабилизатором, представляет определенные трудности при тушении  данного вида пожара. Одной из них  является исключение возможности полного  ввода пожарно-технического вооружения в силовую установку и подачи огнетушащего состава непосредственно в зону горения. Другая проблема возникает из-за высоты расположения силовых установок над уровнем земли.

Для тушения пожаров силовых  установок используется твердая  и газообразная двуокись углерода, составы БМ, БФ-1, БФ-2, фреоны 114В2 и 13В1, воздушно-механические пены низкой кратности, огнетушащие порошковые составы.

В каждом конкретном случае выбор  огнетушащего состава производиться  руководителем тушения пожара исходя из условий его развития. Основной задачей пожарно-спасательных подразделений  должна быть быстрая локализация  пожара с последующей ликвидацией  в наикратчайший срок с причинением  минимального возможного ущерба.

Информация о работе Противопожарное обеспечение полетов