Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 01:44, реферат
Важным условием, определяющим эффективность учебного процесса, является высокий уровень умственной и физической работоспособности студентов, а также учебно-трудовая активность студентов.
Высокий уровень умственной и физической работоспособности в процессе учебной деятельности студентов обусловливается многими внешними и внутренними факторами. Среди них большую роль играет правильная организация учебного труда студентов, включающая в себя, как обязательный элемент, занятия физической культурой и спортом.
Введение ..................................................................................................................3
1. Двигательная активность в современном обществе....................................... 4
2. Влияние физических движений на организм....................................................5
3. Взаимосвязь мышечной активности и умственной деятельности................. 6
4. Использование физических упражнений как средства активного отдыха ...8
5. «Малые формы» физической культуры в режиме учебного труда студентов .................................................................................................................9
6. Динамические упражнения ..............................................................................11
Заключение ............................................................................................................12
Литература ............................................................................................................13
Спустя 2-3 часа после
завершения учебных занятий работоспособность
восстанавливается до уровня, близкого
к исходному в начале учебного дня, а при
самоподготовке вновь отмечается ее снижение.
С учетом динамики работоспособности
студентов в течение учебного дня физкультурная
пауза продолжительностью 10 мин рекомендуется
после 4-х часов занятий и продолжительностью
5 мин. - после каждых 2-х часов самоподготовки,
т. е. в периоды, когда приближаются или
проявляются первые признаки утомления.
Проводиться она должна в хо
проветриваемом помещении. Физические
упражнения подбираются так, чтобы активизировать
работу систем организма, не принимавших
участие в обеспечении учебно-трудовой
деятельности.
Исследования показывают, что
эффективность влияния физкультурной
паузы проявляется при 10-минутном ее проведении
в повышении работоспособности на 5- 9%,
при 5-минутном - на 2,5-6%.
Микропаузы в учебном труде
студентов с использованием физических
упражнений (физкультминуты) полезны в
связи с тем, что в умственном труде студентов
в силу воздействия разнообразных факторов
воз состояния отвлечения от выполняемой
работы, которые относи непродолжительны
1-3 мин. Чаще это обусловлено усталостью
в условиях ограничения активности скелетной
мускулатуры, монотонным характером выполняемой
работы и др. Наиболее часто подобные явления
наблюдаются при самоподготовке студентов,
выполняемой на фоне шести, а порой и восьмичасовых
аудиторных занятий.
В этих условиях полезными бывают
микропаузы, заполненные движением (бег
на месте, приседания, сгибание и выпрямление
рук в упоре и т. п.) или упражнениями, которые
состоят из 5-ти циклов энергичного сокращения
и напряжения мышц - антогонистов - мышц
сгибателей и разгибателей конечностей
и туловища.
При продолжительной напряженной
умственной работе через каждые 30-60 мин.
рекомендуется использовать такие упражнения,
через каждые 2 часа проводить динамические
упражнения, например, бег на месте с глубоким
ритмичным дыханием.
6.Динамические
упражнения.
Выполнение динамических упражнений,
таких как бег, ходьба на лыжах, езда на
велосипеде, плавание связано с большим
объемом механической работы, требующей
значительных затрат энергии. Физическая
нагрузка интенсифицирует обмен веществ
и значительно усиливает кровообращение.
При выполнении мышечной работы
сердце оказывается вынужденным выбрасывать
в сосудистую магистраль во много раз
больше крови, чем в спокойном состоянии.
В центральных кровеносных сосудах повышается
давление, которое способствует значительному
увеличению скорости движения крови по
всему организму.
Работы ученых последних лет
показали, что при физической деятельности
интенсивность кровообращения в мышцах
увеличивается в несколько раз, а в головном
мозге - лишь на несколько процентов.
В здоровом организме
исключена опасность переполнения кровью
головного мозга. Этому способствует надежная
система защиты, которая пропускает к
нервным клеткам такое количество крови,
которое необходимо для их нормальной
работы.
Таким образом, влияние на мозг
интенсивной физической работы проявляется
в активизации функций соответствующих
защитных систем, что является важнейшим
условием для их тренировки и повышения
работоспособности. Особая ценность таких
динамических упражнений, как бег, ходьба
на лыжах, передвижение с рюкзаком и т.
п. заключается в их разнообразии. Они
способствуют расширению спектра действий
защитно-приспособительных аппаратов
головного мозга.
Заключение
Итак, физическая культура в
вузах представлена как важнейший базовый
компонент формирования общей культуры
студентов.
В настоящее время общепризнанны
такие формы физической культуры, как
неспециальное физкультурное образование,
спорт, физическая рекреация и двигательная
реабилитация.
Важнейшими элементами формирования
физической культуры студентов становятся
также мотивационная сфера личности, широта
и глубина теоретических и методико-практических
знаний, умений и навыков в области физической
культуры и ее видов.
Изучив теоретическую литературу
по интересующей нас проблеме, мы пришли
к следующим выводам:
Регулярные занятия физической
культурой и спортом являются тем универсальным
средством, которое может помочь каждому
противостоять напряженному ритму жизни,
нервно-психическим перегрузкам, в том
числе при умственном труде.
Даже несложные приемы самоконтроля
перед началом регулярных занятий физкультурой
и спортом позволяют выявить степень адаптации
организма к физическим нагрузкам.
Представления о природе здоровья
- это континуум, где на одном полюсе располагается
точка зрения о том, что здоровье – отсутствие
заболеваний, идеальное состояние благополучия,
собственность людей, которой можно пользоваться,
нисколько не заботясь о ней; на другом
– здоровье как сохраняющийся баланс,
как "инструмент для использования
в окружающей среде, в которой мы живем",
где важной является психическая, ментальная
составляющая.
Список литературы:
Булич Е. В. "Физиолого-гигиеническая
характеристика влияния занятий физическим
воспитанием на умственную работоспособность
и психоэмоциональную устойчивость студентов."
Ученые записки - СГУ, 2007.
Виленский В. И. "Физическая
культура студента." - М: Гардарики, 2001.
Кабачков В. А., Полиевский С.
А. "Профессиональная направленность
физического воспитания в вузах." - М:
Высшая школа, 2001.
Каган В. Е." Внутренняя картина
здоровья – термин или концепция? Вопросы
психологии." 1993. № 1. С. 86-88.
Психология здоровья: Учебник
для ВУЗов / Под редакцией Г. С. Никифорова.
– СПб.: Питер, 2003.
Разумов А., Пономаренко В., Пискунов
В. "Здоровье здорового человека. Основы
восстановительной медицины." М.: Медицина.
1996.
Сиерес Д., Гавидия В. "О различных
подходах к понятию "здоровье" // Школа
здоровья." 1998. Т.5 №1. С. 7-16.сстановительной
медицины. М.: Медицина. 1996.
Информация о работе Влияние физических упражнений на умственную работоспособность