Влияние занятия плаванием на физическое состояние учащихся 13-14 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – влияние занятий плаванием на организм детей 13-14 лет.
Цель исследования – изучить влияние занятий плаванием на организм детей 13-14 лет.
Реализация указанной цели требует решения ряда задач, решаемых в процессе исследования:
1. Выявить, по данным литературы, морфофункциональные особенности детей 13-14 лет.
2. Изучить влияние занятий плаванием на организм детей 13-14 лет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Анатомо-физиологических особенности детей 13-14 лет………4
1.1. Анатомо-физиологические особенности развития детей среднего школьного возраста……………………………………………………………….4
1.2.Морфофункциональные особенности детей 13-14 лет занимающихся плаванием………………………………………………………………………….6
Вывод по I главе……………………………………………………………11
Глава 2. Физическое состояние учащихся среднего школьного возраста…………………………………………………………………………...12
2.1.Характеристика понятия физическое состояние……………………..12
2.2. Особенности физического состояния школьников………………….13
Вывод по II главе…………………………………………………………...17
Глава 3. Влияние занятия плаванием на организм учащихся 13-14 лет…………………………………………………………………………………18
3.1. Влияние занятий плаванием на организм детей среднего школьного возраста…………………………………………………………………………..18
3.2. Особенности организации занятий плаванием с детьми среднего школьного возраста……………………………………………………………...21
Вывод по III главе…………………………………………………………..24
Выводы……………………………………………………………………...27
Список использованных источников……………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

kursach.docx

— 83.89 Кб (Скачать файл)

Таким образом было получено следующее: у практически здоровых лиц факторами, определяющими "физическое состояние" являются физическая работоспособность, функциональные возможности кардиореспираторной системы, возраст.

 

 

2.2. Особенности физического состояния школьников.

Физическое состояние подразумевает под собой уровень развития физических качеств. Качественные особенности двигательной деятельности человека характеризуются ее быстротой, силой, длительностью, слаженностью отдельных частей движений в целостном двигательном акте. В понятие физического качества входят как проявления собственно двигательной функции, так и психофизиологические особенности, определяющие специфичность этих проявлений.

Структурные основы развития физических качеств связаны с прогрессивными морфологическими и биохимическими изменениями в опорно-двигательном аппарате, в центральной и периферической нервной системе, во внутренних органах.

Наивысшие показатели в развитии одного из физических качеств могут быть достигнуты только при определенном уровне развития остальных. Поэтому развитие физических качеств — процесс взаимосвязанный [23].

Отмеченные закономерности в развитии физических качеств очень важно учитывать при организации и проведении занятий со всеми возрастными группами.

Количественно быстрота характеризуется временем скрытого периода двигательной реакции, скоростью одиночного движения, частотой движений в единицу времени и производной от этих показателей — скоростью передвижения в пространстве. Это главный показатель быстроты. Это качество во многом зависит от природных данных (наследственных и биологических особенностей нервной системы) и успешно развивается как в процессе систематических занятий легкоатлетическими упражнениями, так и смежными видами спорта. Основными средствами ее развития являются: бег на короткие отрезки (20—100 м); прыжковые и беговые упражнения; прыжки в длину и в высоту с разбега, метание легких снарядов; подвижные игры с элементами бега, прыжков и метаний; спортивные игры; скоростной бег на коньках и лыжах [2].

Физиологическими предпосылками быстроты являются подвижность нервных процессов, скорость и эффективность реализации переданного к мышце нервного импульса. Проявление качества быстроты связано и со скоростью биохимических реакций, обеспечивающих ресинтез АТФ — энергетического источника сокращения. Передвижение с большой скоростью определяется не только функциональными, но и морфологическими особенностями человека — ростом, массой тела [1].

Качество силы теснейшим образом связано с качеством быстроты. Мышечная сила характеризуется степенью мышечного напряжения, а также величиной противодействия внешнему сопротивлению или отягощению. Она проявляется в виде максимальной силы, скоростно-силовых качеств и силовой выносливости. Силовая выносливость определяется как способность к длительной силовой работе. Максимальная сила зависит от способности к произвольному максимальному сокращению. Мышечная сила способствует реализации имеющейся у юного спортсмена быстроты движений. В максимальных проявлениях качества силы решающее значение приобретает и психологическая установка на результат, воля. Проявление мышечной силы зависит также от типа мышечных волокон — быстрых или медленных. Если в мышцах больше быстрых волокон, человек способен развивать максимальную мощность в быстрых скоростно-силовых движениях, выполнять работу взрывного характера. Преобладание медленных моторных единиц дает возможность длительно поддерживать мышечное напряжение. Силовая выносливость у таких людей выше, чем у людей взрывного типа. 

Морфологической основой мышечной силы является содержание сократительных белков в мышечном волокне, толщина мышечных волокон. Функциональные предпосылки более разнообразны: частота нервных импульсов, поступающих к мышце от двигательных нейронов, уровень тонических влияний от подкорковых ядер и ретикулярной формации, количество нервно-мышечных единиц, вовлекаемых в работу. В максимальных проявлениях качества силы решающее значение приобретает и психологическая установка на результат, воля [2].

Биохимической основой мышечной силы является эффективность энергетического обмена и пластической функции белка, совершенствование сократительного акто-миозинового комплекса, активность ферментов, ускоряющих ресинтез АТФ, гормональная регуляция.

Благоприятные морфологические и функциональные предпосылки для развития силы создаются к 9—10 годам. У мальчиков прослеживаются 2 периода высокой чувствительности к динамическим силовым упражнениям: с 9 до 10—12 лет и с 14 до 17 лет. У девочек силовая выносливость к 11 годам достигает показателей 15—16-летних девушек. Статические усилия сопровождаются у школьников 7—10 лет быстрым развитием утомления [20].

Скоростно-силовые качества. Это одновременное проявление скоростных и силовых возможностей. Они являются важнейшими в достижении успеха и развиваются посредством прыжковых и беговых упражнений: прыжков в длину и в высоту с места; тронными, пятерными, семерными и десятерными прыжками с места, как на двух ногах, так и на одной (попеременно); прыжками в длину, в высоту и тройным с разбега; подвижными играми с включением в них прыжков на двух и скачков на одной ноге (попеременно); метанием облегченных и средних по весу снарядов (в зависимости от возраста); элементами акробатики; спортивными играми типа футбол и борьба за мяч и упражнениями на специальных тренажерах [11].

Качество гибкости (или подвижности в суставах), обеспечивающее оптимальную амплитуду движения, является важным фактором в достижении спортивных результатов. Количественное выражение подвижности — амплитуда движений. Гибкость способствует повышению спортивных результатов в метаниях, некоторых видах прыжков, более эффективному овладению новыми формами движений. Это качество развивается с помощью специальных упражнений. Уровень развития этого качества зависит от эластичности мышц и связочного аппарата, анатомических особенностей суставных поверхностей, формы сочленений, эластичности тканей, окружающих суставы. Максимальная амплитуда движений определяется и функциональным состоянием ЦНС.

Различают активную и пассивную гибкость. Активную гибкость характеризует амплитуда движений, достигаемая мышечной тягой. Пассивная гибкость ограничивается только анатомическими особенностями строения суставов. Она больше активной, но полностью может быть реализована  в условиях работы с использованием снарядов, отягощения весом собственного тела или партнера [7].

Непременными условиями для эффективного развития качеств гибкости будут: соответствующий возраст, систематическое  (круглогодичное) и многократное выполнение специальных упражнении с постепенным увеличением (от урока к уроку) амплитуды движения в суставах и др. Направленную работу на развитие этого качества необходимо начинать с детьми младшего школьного возраста и продолжать до 12—14 лет, пока связки мышц детей не утратили присущей им эластичности. Следует иметь в виду, что у мальчиков и юношей связки и мышцы менее эластичны, чем у девочек. Поэтому, проводя занятия с группой юношей, необходимо уделять значительное внимание «сглаживанию» этих недостатков физического развития. У девочек 11—13 лет и у мальчиков 13—15 лет активная гибкость достигает максимальных величин. Физиологические и морфологические предпосылки для повышения гибкости в этом возрасте не должны, однако, сделать ее воспитание самоцелью. Чрезмерная подвижность в суставах неблагоприятно отражается на формировании некоторых двигательных навыков [15].

Качество выносливости имеет также важное значение в достижении успеха. Выносливость подразделяется на общую и специальную.

В зависимости от вида спорта качество выносливости развивается соответствующими средствами и методами. Так, общая выносливость развивается посредством длительного бега малой и умеренной интенсивности, ходьбой на лыжах и бегом на коньках, пешими переходами и спортивными играми. Специальная выносливость развивается главным образом при многократном повторении основного упражнения с определенной интенсивностью и обусловленными интервалами отдыха.

Общая выносливость — это способность к продолжительному выполнению мышечной работы аэробного характера с участием обширных мышечных групп (например, при беге, передвижении на лыжах, плавании). Специальная выносливость проявляется при длительном выполнении специальных упражнений с мощностью нагрузки, близкой или равной соревновательной (например, при пробегании с соревновательной скоростью отрезков, соизмеримых с основной дистанцией). Специальные виды выносливости характеризуются эффективным выполнением соревновательных упражнений в течение времени, обусловленного спортивной специализацией. Поэтому вполне правомерно выделение спринтерской, силовой, скоростно-силовой и других видов специальной выносливости.

Уровень развития общей выносливости определяется функциональными возможностями нервной и эндокринной систем, сердечной производительностью, слаженностью в работе двигательного и вегетативного аппаратов [14].

 

 

Вывод по II главе.

Некоторые авторы придерживаются точки зрения, согласно которой ФС определяется не одним каким-либо показателем, а совокупностью взаимосвязанных признаков. В основном это физическая работоспособность, функциональное состояние органов и систем, пол, возраст, физическое развитие, физическая подготовленность. Нередко зарубежными авторами вместо понятия "физическое состояние" используется термин "физическая кондиция".

Ведущими учеными в области физической культуры для решения вопроса о ведущих факторах, определяющих структуру физического состояния, отбора информативных критериев его оценки, разработки градаций физического состояния и эффективных тренировочных программ. Так же был осуществлён  многофакторный корреляционный и регрессионный анализ, в котором использованы морфофункциональные показатели, предположительно характеризующие разные стороны физического состояния. Многомерному статистическому исследованию подвергнуты параметры, отражающие физическое развитие, физическую подготовленность, функциональные возможности сердечно - сосудистой и дыхательной систем, общепринятые тесты для оценки ФС (тест Купера, PWC170).

У здоровых лиц факторами, определяющими "физическое состояние" являются физическая работоспособность, функциональные возможности кардиореспираторной системы, возраст.

Физическое состояние детей среднего школьного возраста занимающихся плаванием подразумевает под собой уровень развития физических качеств. Качественные особенности двигательной деятельности характеризуются ее быстротой, силой, длительностью, слаженностью отдельных частей движений в целостном двигательном акте.

Структурные основы развития физических качеств связаны с прогрессивными морфологическими и биохимическими изменениями в опорно-двигательном аппарате, в центральной и периферической нервной системе, во внутренних органах.

Наивысшие показатели в развитии одного из физических качеств могут быть достигнуты только при определенном уровне развития остальных. Поэтому развитие физических качеств — процесс взаимосвязанный.

 

Глава 3. Влияние занятия плаванием на организм учащихся 13-14 лет.

3.1. Влияние занятий плаванием на организм детей среднего школьного возраста.

Здоровье – важный фактор нормального развития человека на всех этапах его жизни – в детстве, юности, зрелые годы. Оно связано с наследственно обусловленными конституционными особенностями, типом высшей нервной деятельности, характером обмена веществ. Однако состояние здоровья зависит не только от врожденных индивидуальных свойств организма человека. Образ жизни, в частности двигательный режим, и особенно занятия спортом, оказывают существенное влияние на общую реактивность организма и его приспособляемость к разнообразным факторам внешней среды. Физическая тренировка повышает сопротивляемость организма, его закаленность, что предохраняет от развития болезни. Вместе с тем от состояния здоровья в большей мере зависит результативность тренировки: отсутствие нарушений в нормальной деятельности организма – одно из важнейших условий эффективной тренировки, достижения высоких спортивных результатов. Даже незначительные отклонения в состоянии здоровья могут снизить приспособительные возможности организма. При наличии латентных хронических очагов инфекции в период напряженных тренировочных занятий, иногда обуславливающий временное снижение защитных сил организма, могут возникнуть обострения и различные осложнения со стороны внутренних органов [21].

В течение многих лет человек использовал плавание с лечебно-профилактической и оздоровительной целью. Давно отмечено благотворное влияние занятий плаванием на здоровье и физическое развитие человека.

Дети, в силу специфических особенностей растущего организма, особенно чувствительны к физическому воздействию окружающей среды, в частности к плаванию. Особенность воздействия водной среды на организм ребенка определяется физическими свойствами воды, такими как: физические и химические характеристики: объемный вес, плотность, вязкость [6].

Организм ребенка при плавании (погружении в воду) функционирует в более облегченных условиях, по сравнению с сушей. Особенно это отражается на работе сердечно - сосудистой системы. Это определяется следующими факторами:

Информация о работе Влияние занятия плаванием на физическое состояние учащихся 13-14 лет