Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 14:41, реферат
Понятие функциональной подготовленности спортсмена.
Структура функциональной подготовленности спортсмена.
Психофункциональный компонент функциональной подготовленности спортсмена.
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
«Ведущие компоненты
Выполнила:
студентка 407 гр.
Ступина Александра
Волгоград 2013
Содержание
К настоящему моменту сформировались различные точки зрения в вопросе определения понятия «функциональная подготовленность». Прежде всего, это связано с его сложностью, многозначностью и многокомпонентностью. Если рассматривать функциональную подготовленность исходя из определения понятия «функция», которая трактуется как отправление организмом, органами и системами органов своих действий, то в узком смысле, это есть готовность организма к выполнению определённой деятельности (А.И.Шамардин, 2000). Следуя далее, логично рассматривать функциональную подготовленность как базовое, многокомпонентное свойство организма, сущностью которого является уровень совершенства физиологических механизмов, их готовность обеспечить на данный момент проявления всех необходимых для специфической деятельности качеств, обусловливающее, прямо или косвенно, физическую работоспособность (И.Н. Солопов, 2001, 2007), а также как относительно установившееся состояние организма, интегрально определяемое уровнем развития ключевых для данного вида спортивной деятельности функций и их специализированных свойств, которые прямо или косвенно обусловливают
эффективность соревновательной деятельности» (В.С.Мищенко, 1990). В этой связи, применительно к спорту В.С.Фоминым (1984) функциональная подготовленность трактуется - как уровень слаженности взаимодействия (взаимосодействия) психического, нейродинамического, энергетического и двигательного компонентов, организуемое корой головного мозга и направленное на достижение заданного спортивного результата с учетом конкретного вида спорта и этапа подготовки спортсмена. Имея в виду, что выполнение мышечной работы в спорте обеспечивается деятельностью большого числа систем и органов, функциональная подготовленность должна пониматься не как отдельное отправление какого-либо из этих органов, а как отправление функциональной системы, объединяющей эти органы для достижения необходимого спортивного результата (В.С.Фомин, 1984, 1986). В плане выше изложенного функциональная подготовленность спортсменов рассматривается как способность обеспечить должный уровень деятельности органов, систем и организма необходимый для выполнения специфической (спортивной) мышечной (физической) нагрузки (работы) в рамках регламентированного двигательного акта (техники движения) (И.Н.Солопов, 2001; И.Н.Солопов, А.И.Шамардин, 2003). Уровень функциональной подготовленности является биологической базой для других видов спортивной подготовки. Функциональная подготовленность может быть общей и специальной. Задачей развития общей функциональной подготовленности является формирование кислород- транспортных систем и утилизации кислорода, обеспечивающих рост аэробных резервов организма, энергообеспечения, нервно-мышечной, гормонально-гуморальной систем. Тогда функциональная подготовка есть процесс совершенствования физиологических механизмов функционирования организма, которые так или иначе обеспечивают двигательную деятельность, которые составляют физиологическую основу всех других видов подготовки. Соответственно структуре функциональной подготовленности спортсменов в конкретном виде спорта, необходимо целенаправленное развитие соответствующих, лимитирующих и определяющих, именно в этом виде спорта, компонентов , физиологических механизмов и функциональных свойств. Поэтому функциональная подготовка – это планомерный, многофакторный процесс управления индивидуальными биологическими резервами организма человека с использованием различных средств и методов физической, технической, тактической и психической подготовки. Целью функциональной подготовки в спорте является расширение границ функциональной адаптации, позволяющей без ущерба для здоровья переносить повышенные объемы тренировочных и соревновательных нагрузок, достигая при этом высокого спортивного мастерства (Л.Р.Кудашова, 2000). Кроме того, в современных условиях в тренировочном процессе спортсменов следует использовать не только физические упражнения, разнообразно структурируя их в рамках тех или иных методов, но и в обязательном порядке необходимо применять уже не как дополнительные, а как интегративно составляющие, средства целенаправленного воздействия на ключевые для определенной специфической спортивной деятельности функциональные процессы, свойства, функциональные системы. Эти, т.н. эргогенические, средства напрямую воздействуют на функциональный потенциал организма. В отдельных случаях это воздействие носит генеральный характер и обусловливает функциональные перестройки на уровне целого организма, в других – влияние ограничивается какой либо одной функцией. Говоря об организации и реализации подготовки в спорте, можно выделить два основных направления функциональной подготовки спортсменов:
1.
Наращивание функциональных
2.
Оптимизация функциональной
Любой вид деятельности, в том числе и спортивной, представляет собой реализацию конкретной выработанной и закрепленной функциональной системы. В соответствии с концепцией системного подхода, разработанного П. К. Анохиным и применительно к спорту, функциональная система представляет собой слаженное взаимодействие (взаимосодействие) психического, нейродинамического, энергетического и двигательного компонентов спортивной деятельности, организуемое корой головного мозга и направленное на достижение заданного спортивного результата, т. е. цели. При этом важно отметить, что первые два компонента (психический и нейродинамический) представляют собой компоненты управления, а вторые два (двигательный и энергетический) —компоненты исполнения. Таким образом, цель является системоорганизующим фактором в формировании любой функциональной системы, реализуемой в конкретной форме спортивной деятельности.
Учитывая, что структура спортивной деятельности и ее реализация определяют морфофункциональные особенности организма спортсмена, совершенно очевидно, что в соответствии с компонентами деятельности, следует рассматривать и компоненты функциональной подготовленности к этой деятельности. Общая структура функциональной подготовленности спортсмена представлена на рис. I.
На схеме видно, что для оценки уровня
психической подготовленности необходимо
исследование как минимум трех групп характеристик
— психического состояния в данный момент
(напряженность и др. признаки), профессионально
значимых для конкретного вида спорта
психических качеств (восприятия, внимания,
прогнозирования и реализации действий,
быстроты и точности реакций и др.), а также
психической работоспособности. Учитывая,
что корковые процессы являются субстратом
организации спортивной деятельности,
необходимо исследовать основные нейродинамические
устойчивость, билатеральную ассиметрию и др. При этом важную роль играет оценка напряженности и стабильности вегетативной регуляции, дающей представление об эмоциональной напряженности организма спортсмена. В исследовании энергетического компонента функциональной подготовленности основное внимание уделяется оценке аэробной и анаэробной производительности организма спортсмена. Исследование двигательного компонента функциональной подготовленности, являющегося объектом педагогов и тренеров, предусматривает изучение и оценку профессионально значимых физических качеств (силы, скорости, ловкости, гибкости и др.) результатов выполнения контрольных (стандартных) упражнений, а в спортивных играх, кроме того, игровой двигательной активности.
Рис. 1. Структура функциональной подготовленности спортсмена.
Из приведенной схемы вытекает одно весьма важное обстоятельство. Нельзя судить о функциональной подготовленности спортсмена, изучая и оценивая лишь один из этих компонентов. К сожалению, в литературе очень часто встречаются «глобальные» характеристики работоспособности, выносливости, энергетической мощности или емкости, с рекомендациями по управлению подготовкой и прогнозами результатов на основании всего лишь определения содержания молочной кислоты в крови, взятой из пальца, или на основании лишь данных психологических тестов или опросников.
Из концепции функциональной системы П. К. Анохина вытекает неопровержимое правило о том, что для оценки функциональной подготовленности спортсмена важное значение имеют не столько изменения отдельных показателей, сколько характер и теснота взаимодействия между компонентами этой подготовленности. Это правило необходимо помнить при исследованиях в большом спорте, при планировании и коррекции объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок, которые подошли к пределу возможностей человека.
В связи с изложенным, в настоящее время особую актуальность приобретают вопросы методологии тестирования отдельных компонентов функциональной подготовленности, оценки их взаимодействия и поиска интегральных характеристик эффективности адаптации организма спортсмена к большим и околопредельным тренировочным и соревновательным нагрузкам.
Уровень функционирования отдельных компонентов спортивной деятельности значительно изменяется в зависимости от ее режима. Этот уровень, повышаясь уже в предстартовом состоянии, достигает максимума в процессе выполнения соревновательной нагрузки, а в условиях относительного покоя он становится минимальным, характеризуя экономичность физиологических процессов в организме. Однако, по характеру и интенсивности функционирования отдельных компонентов в этих различных условиях можно лишь приблизительно судить о функциональных резервах, т. е. о подготовленности каждого компонента. Это обусловлено в одних случаях невозможностью измерения большинства физиологических функций и нестабильным характером нагрузок (в силу множества причин), а в других случаях (в условиях покоя) — их отсутствием. Исследования, проводимые до и после тренировочных или соревновательных нагрузок по тем же причинам не обеспечивают достаточную информативность физиологических характеристик.
В связи с этим в практике физиологии и психологии труда и спорта широко используется принцип эксперементального тестирования (испытания) функциональной подготовленности Испытуемый выполняет строго дозированную (стандартную) профессионально значимую психическую или физическую нагрузки. Достаточно доступные измерения качества выполнения этих нагрузок и физиологических реакций позволяют косвенно, но достаточно объективно характеризовать уровень подготовленности исследуемого компонента спортивной деятельности. При выборе стандартных тестовых нагрузок должны соблюдаться ряд требований: строгая дозировка и точность измерения её параметров, адекватность измеряемым функциональным свойствам и качествам, простота структуры тестовой нагрузки, не требующей специального обучения, портативность и надежность технического оборудования, удовлетворяющие полевым условиям обследования спортсменов.
По структуре выполнения различают две группы стандартных нагрузок— психические и физические. В процессе выполнения этих нагрузок производится регистрация разнообразных физиологических функций—электроэнцефалограммы, электрокожной проводимости, кожно-гальванической реакции электрокардиограммы, артериального давления, легочной вентиляции и других. На основании сопоставления и анализа показателей физиологических реакций и качества выполнения тестовой нагрузки производится оценка и прогнозирование возможностей каждого из четырех компонентов функциональной подготовленности спортсмена.
Под «психической подготовленностью» или «психофункциональной подготовленностью» понимают уровень развития комплекса психических качеств и особенностей личности спортсменов, от которых зависит совершенное и надежное выполнение спортивной деятельности в экстремальных условиях тренировки и соревнований (П.А.Рудик, 1976; Ю.В.Голубев, 1984). Целеустремленность, смелость, решительность, уверенность в своих силах и способность к максимальному проявлению функциональных возможностей в условиях напряженной соревновательной деятельности играет очень важную роль для демонстрации высоких показателей спортивного мастерства. В финалах крупных соревнований часто принимают участие спортсмены, имеющие равную техническую и физическую подготовленность, придерживающиеся одинаковой тактики. И в сложных условиях спортивной борьбы, с исключительно высокой конкуренцией, нередко все решают именно психические способности. Поэтому воспитание морально-волевых и психических качеств должно занимать значительное место в подготовке спортсмена на всех ступенях его совершенствования (В.Н.Платонов, 1984).
Отмечается, что психические качества в значительной мере связаны с особенностями избранного вида спорта, во многом носят специальный характер и полностью проявляются, как правило, лишь в условиях острого соперничества в соревнованиях. Специфика различных видов спорта, а также особенности отдельных дистанций в программе того или иного вида спорта накладывают определенный отпечаток на психику спортсмена. Личностные качества спортсменов, с одной стороны, находятся в числе значимых факторов, обусловливающих уровень спортивных достижений, а с другой — формируются в результате занятий конкретным видом спорта (В.Н.Платонов, 1984). Спортсменам высокого класса, по сравнению со спортсменами невысокой и средней квалификации, свойственна эффективная познавательная деятельность, проявляющаяся в обостренном внимании, повышенной способности к восприятию и оценке ситуации умении преодолевать тревожность, беспокойство, возникающие трудности. В то же время обостренные чувства соперничества, превосходства, самонадеянности, упорства опасны антиобщественными поведенческими реакциями (R.S.Vealey, 1992). Для многих видов спорта важной стороной психической подготовленности является толерантность к боли. Установлено, что спортсмены, специализирующиеся в циклических видах спорта, требующих проявления выносливости, а также в контактных видах единоборств (различные виды борьбы, бокс) отличаются значительно более высокой способностью к перенесению боли, посравнению со спортсменами, специализирующимися в других видах
спорта (E.D.Ryan, R.Foster, 1967; P.J.O'Connor, 1992). Установлено
Информация о работе Ведущие компоненты функциональной подготовленности спортсмена