Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 19:38, курс лекций
В этом подходе, рассматривая культуру в качестве меры и способа развития человека, необходимо иметь в виду, что речь идёт о всестороннем его развитии: интеллектуальном, физическом, психическом и т.д. Человек развивается в основном в процессе деятельности и конкретных её видов, основными из которых являются: познавательная, трудовая, коммуникативная, игровая.
Биологическое направление подразумевает изучение влияния двигательной активности на процесс жизнедеятельности организма человека, норм двигательной активности для достижения оптимального функционирования органов и систем, адаптации организма к двигательной активности различной по объёму и интенсивности, условий, в которых двигательная активность оказывает положительное воздействие на организм человека.
Основными понятиями теории физической культуры являются следующие:
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.
Термин «физическое развитие» употребляется в двух значениях:
1) как процесс – происходящий в организме человека в ходе естественного возрастного развития и под воздействием средств физической культуры;
2) как состояние
– это комплекс признаков,
характеризующих
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – процесс формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств человека.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ – уровень сформированности двигательных умений и навыков, развития физических качеств.
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО – высшая степень сформированности двигательных умений и навыков, развития физических качеств.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВАННОСТЬ – состояние систем организма (костно-мышечной, эндокринной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и др.) и их реакция на физическую нагрузку.
ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ – уровень сформированности физических и психических качеств человека для решения жизненных и профессиональных задач.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ – двигательная деятельность человека, обеспечивающая его физическое и психическое развитие.
ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ – естественные формы проявления двигательной активности (ходьба, бег, плаванье, лазанье, ползанье, метание и т.п.), обеспечивающие целенаправленную активную деятельность человека в природной среде.
ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА – комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность её выполнения.
К основным физическим качествам относятся: сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость.
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ – движения или действия, используемые для формирования и совершенствования двигательных умений и навыков, развития физических качеств.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ – развитие и совершенствование профессионально важных физических и психических качеств, а также повышение общей и неспецифической устойчивости организма в условиях неблагоприятной среды.
ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – учебный процесс, в рамках которого человек овладевает системой ценностей и знаний в области физической культуры.
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – совокупность форм и способов повседневной жизнедеятельности человека, основанная на культурных нормах и ценностях, укрепляющая адаптивные возможности организма.
5. Средства физической культуры
5.1. Понятие о средствах физической культуры
Термин «средство» происходит от слова «средний», «серединный».
Средство – это то, что создано человеком для достижения определённых целей.
К основным средствам физической культуры относят: физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы.
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ – движения или действия, используемые для формирования и совершенствования двигательных умений и навыков, развития физических качеств.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ СИЛЫ ПРИРОДЫ – солнечные лучи, воздух, вода.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ – мероприятия по личной и общественной гигиене труда, быта, отдыха, питания, окружающей среды и т.д.
5.2. Влияние физических упражнений на организм человека
Необходимым условием эффективности физических упражнений для человека является многократность их повторения (наличие двигательной деятельности). При выполнении отдельно взятого физического упражнения практически невозможно достичь педагогических целей и развивающего эффекта. Эффективность двигательной деятельности обусловлена целым рядом сопровождающих её процессов и явлений, происходящих в организме человека: биохимических, физиологических, психических, интеллектуальных и др.
Физические упражнения представляют собой целенаправленные и сознательные действия, что обуславливает их связь с рядом психических процессов, с представлением о движениях, мыслительной работой, переживаниями, служит развитию интересов и чувств, воли и характера и, как следствие, ведёт к тому, что физические упражнения являются одним из средств духовного развития человека. Физические упражнения можно рассматривать как один из показателей единства физической и психической деятельности человека, поскольку они влияют не только на организм, но и на личность занимающихся.
Так как физические упражнения возникли на основе трудовых действий, они имеют общие с трудовой деятельностью биомеханические, физиологические и биохимические механизмы. Однако это не может служить основой для отождествления физических упражнений и труда: между ними имеется принципиальное различие.
ТРУД – это процесс, совершающийся между человеком и природой. Изменяя внешнюю природу, человек приспосабливает её к своим потребностям. Но, действуя на природу и изменяя её, человек в процессе труда изменяет и самого себя. Таким образом, воздействие физического труда на человека в процессе производства представляет собой сопутствующий фактор. При этом совершаемая в процессе работы двигательная деятельность, зачастую, сопровождается немалым нервным, психическим и волевым напряжением.
В отличие от трудовой деятельности действие физических упражнений направлено на природу самого человека и определяется закономерностями процесса физического совершенствования. Таким образом, с помощью физических упражнений осуществляется направленное воздействие на человека с целью развития его физических и духовных качеств.
Следует отметить, что
в отдельных случаях в сочетани
Исходя из всего сказанного, физические упражнения можно определить как двигательную деятельность, осуществляемую по законам физического совершенствования человека.
5.3. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
Физические упражнения оказывают на человека многостороннее и глубокое воздействие. При выполнении физических упражнений в организме занимающихся совершается целый ряд физиологических, психических, биохимических и других процессов, которые вызывают соответствующие изменения как в двигательной, так и в вегетативной сферах. Систематическое применение физических упражнений совершенствует деятельность всех органов и систем, способствует положительным перестройкам в работе организма. Кроме того, физические упражнения являются важнейшим средством предупреждения заболеваний и борьбы с ними.
Влияние физических упражнений на организм занимающихся определяется рядом внешних и внутренних факторов:
5.4. Классификация физических упражнений
Классификация физических упражнений – это разделение их на группы (классы) в соответствии с определённым классификационным признаком.
В настоящее время известно более 300 классификаций физических упражнений. Данный факт объясняется тем, что каждое упражнение обладает не одним, а несколькими характерными признаками, и, соответственно, может быть представлено в разных классификациях.
В историческом масштабе можно выделить естественные и так называемые аналитические упражнения.
К естественным относятся упражнения, которые возникли из трудовой, боевой и бытовой деятельности, например: ходьба, бег, лазанье, ползанье, прыжки, метания, переноска тяжестей, плавание и т.д. Однако существуют упражнения, специально созданные в процессе развития теории и практики физической культуры. Это так называемые аналитические упражнения. Их применяют для обучения основам движения, развития основных физических качеств, решения специальных педагогических и лечебных задач. К этой группе упражнений относятся упражнения на большинстве гимнастических снарядов, упражнения с разнообразными снарядами и предметами и др. Характерной особенностью такого рода упражнений является их значительная отвлечённость от движений и действий, встречающихся в практической повседневной жизни.
На сегодняшний день в теории физической культуры к числу основных классификаций физических упражнений относятся следующие:
1. Классификация упражнений по преимущественной целевой направленности их использования. По этому признаку упражнения подразделяются на: общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, восстановительные, рекреационные, лечебные, профилактические и др.
2. Классификация упражнений по их преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств человека. По этому признаку выделяют упражнения для развития силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости, а также сенсорно-перцептивных, интеллектуальных, эстетических, волевых качеств и т.д.
3. Классификация упражнений по преимущественному проявлению определённых двигательных умений и навыков. Здесь обычно выделяют акробатические, гимнастические, игровые, беговые, прыжковые, метательные и другие упражнения.
4. Классификация упражнений по структуре движений. В этом случае упражнения подразделяются на циклические, ациклические и смешанные.
5. Классификация упражнений по преимущественному воздействию на развитие отдельных мышечных групп. В зависимости от того, на какие мышечные группы влияют те или иные упражнения, выделяют: упражнения для мышц шеи и затылка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, таза, бедра, голени, стопы.
Пример:
Такая классификация широко применяется при составлении комплексов силовых упражнений в процессе проведения занятий по бодибилдингу, атлетической гимнастике, пауэрлифтингу, гиревому спорту и т.п.
6. Классификация упражнений по особенностям режима работы мышц. При этом выделяются динамические упражнения, статические, комбинированные.
7. Классификация упражнений по различию участвующих в работе механизмов энергообеспечения мышечной деятельности. В этом случае различают упражнения: аэробные, анаэробные, аэробно-анаэробные.
8. Классификация упражнений по интенсивности работы. Как правило, в этом случае упражнения подразделяются на упражнения максимальной, субмаксимальной, большой, средней, малой и умеренной интенсивности.
Помимо указанных
- по воздействию на различные системы и функции организма (на развитие органов дыхания, кровообращения, вестибулярного аппарата и т.д.);
- по снарядовому признаку (без снаряда, со снарядами и т.д.);
- по предметным формам применения (гимнастика, спорт, игры, туризм и т.д.);
- по числу занимающихся, выполняющих упражнения (без партнёра, с партнёром, в группе).
5.5. Естественные силы природы и гигиенические факторы