Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 21:41, реферат
Скоростные характеристики движений и действий объединены под общим названием - быстрота. В самых общих чертах она характеризует способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. В соответствии с современными представлениями, под быстротой понимается специфическая двигательная способность человека к экстренным двигательным реакциям и высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц, и не требующих больших энергозатрат.
Введение
Скоростные способности человека
Методы воспитания скоростных способностей
Развитие быстроты двигательной реакции
Упражнения для развития быстроты
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Скоростные характеристики движений и действий объединены под общим названием - быстрота. В самых общих чертах она характеризует способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. В соответствии с современными представлениями, под быстротой понимается специфическая двигательная способность человека к экстренным двигательным реакциям и высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц, и не требующих больших энергозатрат.
Физиологический механизм проявления
быстроты, связанный, прежде всего, со
скоростными характеристиками нервных
процессов, представляется как многофункциональное
свойство центральной нервной системы
(ЦНС) и периферического нервно-
Различают несколько элементарных форм проявления быстроты:
1. Быстроту простой и сложной двигательных реакций.
2. Быстроту одиночного движения.
3. Быстроту сложного (многосуставного) движения, связанного с изменением положения тела в пространстве или с переключением с одного действия на другое.
4. Частоту ненагруженных движений.
1. Скоростные способности человека
Различают элементарные и комплексные
формы проявления скоростных способностей.
К элементарным формам относятся
быстрота реакции, скорость одиночного
движения, частота (темп) движений.
Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией. Примерами такого вида реакций являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или в плавании, прекращение нападающего или защитного действия в единоборствах или во время спортивной игры при свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции - временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 с.
Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте - это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).
В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.).
Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения (например, удар в боксе), тоже характеризует скоростные способности.
Частота, или темп, движений - это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 с).
Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость определяют по фазе стартового разгона или стартовой скорости. В среднем это время составляет 5-6 с. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости.
В играх и единоборствах есть еще одно специфическое проявление скоростных качеств - быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении.
Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов:
1) состояния центральной
нервной системы и нервно-
2) морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон);
3) силы мышц;
4) способности мышц быстро
переходить из напряженного
5) энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота - АТФ и креатинфосфат - КТФ);
6) амплитуды движений, т.е.
от степени подвижности в
7) способности к координации
движений при скоростной
8) биологического ритма жизнедеятельности организма;
9) возраста и пола;
10) скоростных природных способностей человека.
2. Методы воспитания скоростных способностей
Основными методами воспитания скоростных способностей являются:
1) методы строго
2) соревновательный метод;
3) игровой метод.
Методы строго
регламентированного
а) методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения;
б) методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях.
При использовании метода вариативного упражнения чередуют движения с высокой интенсивностью (в течение 4-5 с) и движения с меньшей интенсивностью - вначале наращивают скорость, затем поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторяют несколько раз подряд.
Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы - уравнительные соревнования) и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку спортсменам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия.
Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без излишних напряжений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующую образованию «скоростного барьера».
Специфические закономерности
развития скоростных способностей обязывают
особенно тщательно сочетать указанные
выше методы в целесообразных соотношениях.
Дело в том, что относительно стандартное
повторение движений с максимальной
скоростью способствует стабилизации
скорости на достигнутом уровне, возникновению
«скоростного барьера». Поэтому в
методике воспитания быстроты центральное
место занимает проблема оптимального
сочетания методов, включающих относительно
стандартные и варьируемые
3. Развитие быстроты двигательной реакции.
Двигательная реакция - это ответ на внезапно появляющийся сигнал определенными движениями или действиями. Различают время реакции на сенсорные раздражители и время реакции умственных процессов. Но, так как может быть не только один, а несколько одновременных или последовательных раздражителей, и, следовательно, одна или несколько возможных реакций, то различают время простой и сложной реакции. Сложные реакции, в свою очередь, подразделяются на реакции выбора и реакции на движущийся объект.
Быстрота двигательной реакции
имеет большое прикладное значение
практически для любой
В простой двигательной реакции выделяют два основных ее компонента:
1. Латентный (запаздывающий),
обусловленный задержками, накапливающимися
на всех уровнях организации
двигательных действий в ЦНС.
Латентное время простой
2. Моторный, за счет совершенствования
которого, в основном, и происходит
сокращение времени
Для простых реакций характерен значительный перенос быстроты: тренировка в различных скоростных упражнениях улучшает быстроту простой реакции, а люди, быстро реагирующие в одних ситуациях, будут быстро реагировать и в других.
При выполнении напряженной
мышечной работы у хорошо тренированных
к ней людей наблюдается
После интенсивной кратковременной мышечной работы может происходить уменьшение времени реакции и за счет ослабления тормозных процессов, в связи с перевозбуждением ЦНС. Такое состояние, как правило, сопровождается нарушением тонких двигательных дифференцировок и снижает эффективность выполняемой работы.
В быту, спортивной и профессиональной
деятельности во многих случаях не
возникает необходимости
Для целенаправленного развития
быстроты простой двигательной реакции
наиболее эффективны повторный, расчлененный
и сенсорный методы.
Повторный метод заключается в максимально
быстром повторном выполнении тренируемых
движений по сигналу. Продолжительность
таких упражнений не должна превышать
4-5 секунд. Рекомендуется выполнять 3-6
повторений тренируемых упражнений в
2-3 сериях.
Расчлененный метод сводится к аналитической тренировке в облегченных условиях быстроты реакции и скорости последующих движений.
Например, при совершенствовании старта в спринтерском беге, возможна следующая схема использования расчлененного метода тренировки быстроты реакции на стартовый сигнал:
1. Сначала выполняется
бег со старта под команду
с контролем времени в
2. Затем выполняется бег со старта на 10-20 м самостоятельно, без команды, но с контролем времени бега, для отработки стартового ускорения.
3. В заключение выполняется
групповой старт на 20-50 м, реагируя
по движению одного из
Сенсорный метод основан на тесной связи между быстротой реакции и способностью к различению микроинтервалов времени. Этот метод направлен на развитие способности различать отрезки времени порядка десятых и, даже, сотых долей секунды. Тренировка по этому методу подразделяется на три этапа:
1. На первом этапе занимающиеся
выполняют двигательное
2. На втором этапе повторяется
выполнение первоначального
Постоянное сопоставление своих ощущений с действительным временем выполнения упражнений совершенствует точность восприятия времени.
3. На третьем этапе
предлагается выполнять
Сложность расчлененного
и сенсорного методов тренировки
быстроты реакции состоит в том,
что для их реализации необходимы
определенные технические средства:
электронные секундомеры с
В повседневной жизни чаще приходится сталкиваться со сложными реакциями, для реализации которых необходимо:
1. Адекватно оценить ситуацию.
2. Принять необходимое двигательное решение.
3. Оптимально выполнить
это решение. При этом