Форма государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы раскрыть характерные черты форм государственного устройства, проанализировать значимость этих форм, а также выявить основные проблемы государственного устройства Российской Федерации и высказать предложения по их решению в нашей стране.

Содержание

Введение……………………………………………………...……………………3
Глава 1. Форма государства…………..………………………………………….5
Общее понятие формы государства…………………………..…………….5
Историческое развитие формы государства………………………………..7
Форма правления и политический режим…………………………………10
Глава 2. Формы государственного устройства: их виды, признаки……...…..13
Понятие формы государственного устройства и их виды……..………….13
Унитарное государство………………..……………………………………..14
Федеративное государство………..…………………………………………15
Конфедерация………………….……………………………………….…….16
Глава 3 Российское государство, как федерация, принципы ее построения..19
Принципы построения Российского государства, как федерации……..…19
3.2 Основные проблемы федеративного устройства в России и пути их решения………………..…………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованных источников и литературы……………………...........37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по теории государства и права.docx

— 72.18 Кб (Скачать файл)

Для отечественного государствоведения и правоведения 60–70-х годов было представление о форме государства как институте, складывающемся из формы правления и формы государственного устройства. Позже вплоть до настоящего времени, в научной литературе утвердилось мнение, согласно которому форма государства состоит из формы государственного режима. Данное глубоко обоснование мнение преобладает не только в отечественной, но и в зарубежной литературе.

Таким образом, форма государства, будучи объективной, по своим исходным основам – закономерностям функционирования и развития государства, несет также  печать случайного и субъективного. Чтобы выявить закономерности, оказывающие  решающее значение на развитие формы  государства, используется метод классификации. Все конкретные формы государства  делятся на виды. Основанием классификаций  берутся три главных компонента формы государства – форма правления, форма государственного устройства и политический режим.

 

1.3 Форма правления и  политический режим

 

Форма правления – система организации  высших органов государственной  власти, их компетенция, взаимоотношение  между собой, порядок образования. Форма правления определяет: систему  организации высших органов государственной  власти; порядок образования данных органов и сроки их деятельности; их компетенцию, порядок их взаимоотношений.

Форма государственного правления  дает возможность уяснить:

– как создаются высшие органы государства, и каково их строение;

– какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами;

– как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

– в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина. По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные).

Существуют две основные формы  правления – монархия и республика.

Монархия – эта такая форма  правления, при которой верховная  государственная власть формально  или реально принадлежит единоличному правителю – монарху, занимающему  свой пост по наследству. Основными  юридическими свойствами классической монархической формы правления  являются: пожизненное пользование  властью главой государства (царь, король, император, шах); занятие престола по наследству или по праву родства; юридическая безответственность монарха.

Республика (от лат. res publica – общественное дело; государство) – форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам – парламенту, конгрессу, думе и т.д. Право на власть в ней имеют либо все дееспособные граждане, либо большинство их.

Согласно принятой в 1993 году Конституции Российская Федерация является президентской республикой. Президент РФ является главой государства. Он назначает Председателя Правительства РФ, имеет право быть председателем на заседании Правительства. Он назначает выборы в Государственную Думу, вносит в нее проекты законов, может распустить ее и т.д. Кроме того, Президент РФ руководит внешней политикой и является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами России. Необходимость наделения Президента РФ такими большими полномочиями, по моему мнению, объясняется сложностью переходного периода, переживаемого страной.

С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или  иной страны исключительно велико. Политический режим – совокупность способов и методов осуществления  государственной власти. Изменение  политического режима (даже если форма  правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению  внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и ее содержанием.4

Нельзя оценивать государство  только с позиций форм государственного правления и устройства. Привлечение  категории политического режима дает наиболее полное представление  о конкретном государстве. И тогда, например, оказывается, что монархия и унитарное государство с демократическим режимом для личности предпочтительнее, чем федеративная республика с тоталитарным антидемократическим режимом.

Характеристика политического  режима зависит от многих факторов: способов формирования органов государственной  власти, взаимоотношений между ними, роли права в жизни общества, степени  участия граждан в управлении государством и реальности их прав и свобод, способов разрешения социальных и политических конфликтов. В зависимости  от методов, применяемых государством для осуществления политической власти различают авторитарные и демократические государственно-правовые режимы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Формы государственного устройства: их виды, признаки

 

2.1 Понятие формы государственного устройства и их виды

 

Территория государства представляет собой пространство, на которое распространяется его власть. Это, следовательно, не только собственно территория, то есть суша, но также акватория (водные пространства) и воздушное пространство над  ними. Территориальное устройство, или территориальная организация, государства – это система, взаимоотношений  между государством в целом, то есть его центральной властью, и территориальными составными частями, точнее говоря –  их населением и действующими там  органами публичной власти.

Проблема территориального устройства возникла после того, как увеличившиеся  размеры территории государства, потребовали  создания специальных органов и  учреждений для управления периферией.

Итак, форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное  строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между  его составными частями и между  центральными и местными органами государственной  власти.

Форма государственного устройства раскрывает внутреннее строение государства, его  деление на составные части –  административно-территориальные единицы, автономные политические образования  или суверенные государства.

Форма государственного устройства тесно  связана с территориальным признаком  государства. Она дает возможность  понять, из каких территориальных  единиц состоит государство, каков  их правовой статус и взаимоотношение  между собой и центральными органами государственной власти.

При имеющемся  многообразии форм государственного устройства, выделяют следующие формы: унитарное государство, федерация и конфедерация.

 

 

2.2 Унитарное государство

 

Унитарное государство (от лат. unitas – единство) представляет собой простое, цельное государство, отдельные части которого иногда могут обладать автономией.

Большинство унитарных государств имеют административно-территориальное  деление (районы, области, кантоны и  т.п.), в которое укладывается и  существующая автономия, то есть самоуправляющиеся  образования. Например, в и Испании  наряду с историческими областями (страна басков и Каталония), выделенными  по национальному признаку, созданы  и территориальные автономии. Но эти самостоятельные части не обладают признаками государственного суверенитета, в таком государстве  существует единая система высших органов  и единое законодательство (Франция, Швеция, Бельгия, Беларусь, Украина  и т.д.).

Как правило, унитарные государства имеют  небольшую территорию и относительно однородный состав населения. Унитарное государство примечательно единством власти, территории и населения.

В унитарном государстве действует  единое гражданство и имеется  одна конституция. Характерный признак  унитарного государства выражается в том, что право принятия законов  принадлежит только центральным  органам государства.

Унитарное государство имеет один центр управления делами общества, и в этом отношении оно выгодно  отличается от государств, имеющих  иные формы государственного устройства. В то же время управление, исходящее  из единого центра, имеет свои недостатки. Оно не может учитывать всех особенностей территорий и может принимать решения, которые не в полной мере соответствуют специфическим условиям отдельного региона, особенно если в нем проживают лица некоренной национальности.

 

 

2.3 Федеративное государство

 

Федерация – соединенное, сложное  союзное государство, субъекты которого являются государственными образованиями  и обладают признаками суверенитета. При этой форме государственного устройства образуются общие для  всей федерации высшие органы власти и органы управления, причем сохраняются  высшие органы власти и органы управления у каждого из государств – членов федерации. Последние могут иметь, кроме того, собственное законодательство, судебную, налоговую системы. Немало стран являются федерациями, сложившимися в силу различных исторических условий и социально-политических причин.

Входящие в состав федерации  субъекты могут называться различным  образом – земли, штаты, края, автономные образования. Федерации образуются не только в целях решения национального  вопроса. Например, земли в Германии, штаты в США образованы без  какой-либо связи с проживающими на их территории национальностями или  народностями. В составе Российской Федерации имеются субъекты, образованные по национальному признаку (республики, автономные округа, автономная область), и субъекты, образованные по административно-территориальному признаку (края, области, города федерального подчинения).

Взаимоотношения федерации и ее субъектов являются достаточно сложными. Как целостное государство федерация имеет единые для всего государства федеративные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, армию, прокуратуру. В свою очередь каждый субъект федерации выступает самостоятельным государственным образованием, имеющим собственные законодательные, исполнительные и судебные органы, которые по определенной части вопросов могут принимать решения и действовать независимо от федеральных органов и федеральных законов.5

Две параллельно действующие системы органов могут действовать успешно лишь при условии четкого распределения между ними предметов ведения и полномочий.

Распределение полномочий устанавливается в федеральной  конституции или договоре. Конституция  в федерациях может быть изменена только при согласии субъектов федерации. Распределение полномочий устанавливается  следующим образом: одна часть полномочий – это исключительная компетенция  центральных органов; другая – это  компетенция субъектов федерации; третья – совместная компетенция  центра и субъектов федерации.

В настоящее  время в мире существуют около 30 федеративных государств (почти все  крупные государства или государства  со сложным национальным составом).

 

 

2.4 Конфедерация

 

Исторически известна и такая форма  объединения государства, как конфедерация, сочетающая признаки международно-правовой и внутригосударственной организации.

Конфедерация есть союз государств, объединенных одним или несколькими  общими органами при сохранении каждым государством своего суверенного существования. Попытки создания конфедераций имелись  и в XX в., но они оказались неудачными. Конфедерация в отличие от федерации не образует нового государства. Члены конфедерации полностью сохраняют свой суверенитет. Конфедерация обычно создается на основе договоров о ее создании. Субъекты конфедерации сохраняют право выхода из нее. Единое гражданское законодательство, единая судебная система в конфедерациях отсутствуют. Органы конфедерации главным образом координируют, направляют в общее русло деятельность членов в той или иной сфере. При этом могут создаваться представительные органы, исполнительные органы, в которые члены конфедерации делегируют своих представителей. В органы конфедерации население непосредственно представителей не избирает, общее гражданство отсутствует. Те или иные вопросы обычно решаются путем консенсуса – всеобщего согласия представителей всех членов конфедерации. Члены конфедерации могут объединять свои усилия, деятельность в военной, таможенной, дипломатической, экономической и т.д. сферах. Органы конфедерации могут принимать нормативно-правовые акты, которые чаще всего носят рекомендательный характер. Общеобязательное значение такие акты приобретают после того, как соответствующие органы государств – членов конфедерации одобрят их и придадут им общеобязательное значение.

Как показывает история, конфедерации являются весьма неустойчивым образованием, способным распадаться при первом же удобном случае. Современные конфедерации просуществовали недолго. Это Объединенная Арабская Республика, включавшая Египет и Сирию, а также Сенегамбия, объединившая на несколько лет Сенегал и Гамбию, но создание конфедераций возможно и в будущем.

Информация о работе Форма государственного устройства