Насилие над детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 00:59, курсовая работа

Краткое описание

Насилие над детьми в семье, в частности жестокое обращение и пренебрежение детьми, в настоящее время является одной из важнейших проблем общественного здоровья и ведущей причиной детского травматизма и детской смертности во многих странах.

Содержание

Введение________________________________________________________2
I Анализ теоретических аспектов проблемы насилия над детьми в семье
1.1 Определение понятия «насилие». Истоки применения насилия к детям в семье___________________________________________________________3
1.2 Виды насилия над детьми и их признаки____________________________5
1.3 Причины и последствия насилия над детьми в семье__________________8
1.4 Вывод_______________________________________________________13
II Профилактика и устранение насилия над детьми в семье
Пути предупреждения насилия над детьми в семье_________________14
Заключение___________________________________________________
Литература____________________________________________________

Вложенные файлы: 1 файл

курса Насилие.docx

— 72.43 Кб (Скачать файл)
  • противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребёнка или отказ дать объяснения;
  • позднее обращение за медицинской помощью, иногда инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
  • перекладывание ответственности за травму на самого ребёнка;
  • неадекватность реакции родителей на  тяжесть повреждений, преуменьшение или преувеличение их;
  • отсутствие обеспокоенности за судьбу ребёнка;
  • невнимание к ребёнку, неласковое обращение с ним;
  • поведенческие признаки психических расстройств или патологических черт характера (агрессивность, возбуждённость и т.п.);
  • высказывание большой обеспокоенности собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребёнка;
  • повествование о том, как их самих наказывали в детстве. [ 10, с.66]

Но следует отметить, что  один единственный признак насилия  ещё не свидетельствует о проявлении насилия в отношении ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Причины и последствия насилия над детьми в семье

 

Джеймс  Ч. Добсон пишет: «Из  детей, которых воспитывали в  жестоких условиях нередко вырастают  безвольные автоматы ли ожесточённые революционеры, готовые растратить свою жизнь на конфронтацию со всеми, кто их окружает. А те дети, для  которых нет закона выше, чем их собственные сиюминутные прихоти, чаще всего становятся жертвами, попадая  в ловушку своих амбиций. В  любом случае и те, и другие оказываются  рабами».  [ 6, с.34 ]

Семья – это та среда, в которой происходит первичная  социализация ребёнка, это окружение  наиболее близких каждому человеку людей, благодаря которым он впервые  познаёт добро и зло. Благодаря  семье человек в прямом и переносном смысле становится человеком, придя  в этот мир.[ 4, с.64 ]

Экономическая и политическая ситуация, сложившаяся в Республике Беларусь, резко обострила социально-психологические проблемы семьи, привела к ухудшению эмоционального самочувствия членов семьи, обострению взаимоотношений между ними, чувству дискомфорта, потерянности, одиночества – с одной стороны, и чувству враждебности, конфликтности и агрессивности  - с другой.

Рост насилия в отношении  детей обнаруживает связи с общим  возрастанием его  в обществе, ростом случаев насильственных преступлений, вандализма, делинквентности, суицида и несчастных случаев с летальным исходом. Испытанная в детстве жестокость оставляет след на всю жизнь и приводит к тому, что в дальнейшем дети стремятся разрешать любые жизненные проблемы с помощью насильственных или противоправных действий.

Одним из факторов, способствующих жестокому обращению с детьми, являются психологические проблемы самих родителей, конфликты в  семье, эмоциональные отклонения и  беспомощность родителей, отсутствие навыков и умении в воспитании детей.

Для большинства наших  семей характерна «репрессивная  педагогика», и как следствие  – физическое и психическое насилие  в отношении детей. Большинство  родителей, жестоко обращающихся с  детьми, часто сами пережили физически  жестокое обращение, отвержение, депривацию и пренебрежение со стороны родителей в период своего детства. [ 5, с.132-133 ]

В свою очередь В. В. Чечёт  выделяет следующие причины насилия:

    • исторически сложившиеся стереотипы воспитания детей: меня наказывали ремнём и я это делаю;
    • игнорирование индивидуальных и внутренних особенностей детей и вовлечение их в многие виды деятельности в ущерб их здоровью;
    • смена ценностных ориентиров в условиях рыночных отношений, проявление тревоги, агрессии, страха, неуверенности, жестокости;
    • неблагоприятная экономическая ситуация, вызвавшая снижение уровня жизни, безработицу, неуверенность родителей в завтрашнем дне, ослабление здоровья матери и ребёнка;
    • миграция семей в поисках работы, в результате конфликтов и войн.  

Так  же он выделяет 3 фактора, способствующих насилию:

  1. специфика семьи: нестабильность брака, развод, отсутствие жилья, материальные и финансовые недостатки, потеря отцом или матерью работы, наличие детей, которые нуждаются в опеке;
  2. особенности родителей и лиц, их заменяющих: низкий уровень образования, педагогической культуры, отсутствие опыта в воспитании детей, психологические нарушения в поведении, жестокое обращение в своей родительской семье, молодо возраст родителей, вера в эффективность принуждения и наказания;
  3. особенности детей: импульсивность темперамента, болезненность, инфантильность, нарушения в поведении, возрастные кризисы 1 года, 3, 7-9, 10-15 лет.  [ 7, с.6 ]

Отношения взрослеющих детей  и родителей особенно сложны тогда, когда в семье присутствует авторитарный стиль воспитания, который зачастую несёт в себе насилие, как, впрочем, и стиль невмешательства, от которого страдают обе стороны. Авторитарные взрослые сами не имели опыта настоящей  заботы, ласки, любви и близости, так как с детства были эмоционально закрепощены той же самой авторитарной системой. Накапливается отрицательный  опыт, и ребёнок перестаёт боятся угроз и наказаний, которые раньше срабатывали, перестаёт считать, что  быть наказанным стыдно, моральная  сторона воспитания обесценивается. Насилие становится нормой, а дети просто не знают, что можно жить по-другому. [ 4, с.75 ]

Можно выделить три вида последствий насилия:

  • ближайшие последствия:
  • физические травмы (синяки, переломы, повреждения внутренних органов);
  • головные боли;
  • потеря сознания;
  • кровоизлияние в глазные яблоки;
  • психические нарушения;
  • депрессия с чувством собственной неполноценности;
  • отдалённые последствия:
  • нарушения физического и психического развития (остановка в росте, весе, позднее развитие речи, низкий уровень успеваемости в школе);
  • плохие привычки (грызение ногтей, сосание  пальцев, раскачивание);
  • соматические  заболевания (травмы, похудение, кожные сыпи, язва желудка, разрыв прямой кишки, тики, заикание, энурез, энкокрез);
  • личностные и эмоциональные нарушения:
  • агрессия к более младшим по возрасту и животным;
  • заниженная самооценка;
  • чувство вины, частые депрессии в виде беспокойства, нарушения сна, чувства одиночества;
  • попытки самоубийства, самоубийство.  [ 7, с.6 ]

Живущий в атмосфере насилия  и неодобрения ребёнок, постепенно убеждается в собственной неполноценности, что порождает низкую самооценку, которая может стать началом  отклонения от норм поведения. Жестокое обращение наносит вред не только физическому и психическому здоровью детей, но и имеет тяжёлые социальные последствия, главное из которых  – воспроизводство жестокости.[ 5, с.133 ]

При психическом насилии  происходит нарушение структуры  личности, поведения и его социальной сущности. Жестокость создаёт основу для хронического психогенного травматизма, нередко вызывающего вторичные аффективные криминогенные действия. Следствием жестокого обращения с детьми бывает и асоциальное поведение в самостоятельной жизни. [ 4, с.70-71 ]

Репрессии и давление в любом возрасте имеют  два последствия: личность либо подавляется, если она слабая, либо рождается  протест, который может перерасти в острую форму, если личность сильная. Протест может выражаться в противоправном поведении, уходе из дома, попытках суицида. На вопрос анкеты «Какие чувства у тебя возникают, когда на тебя кричат и тебя оскорбляют?» учащиеся седьмых классов школ Советского района города Минска дали следующие ответы:

- гнев  19,4 %;

- ненависть  17,4 %; 

- желание  ответить тем же 38,4 %.

Гнев  и ненависть – очень сильные  человеческие чувства. Такие подростки  при определённых обстоятельствах  вполне могут стать правонарушителями.

У значительного  числа подростков (30,8 %) возникает  желание исчезнуть. А это уход из дома и даже уход из жизни –  суицид. По официальным данным, в 1999 году в г. Минске было зарегистрировано свыше 200 попыток суицида. Специалисты  утверждают, что в 90 % происходят повторные  попытки самоубийства детей в  возрасте до 12 лет. Для детей смерть – это средство доказать свою правоту, избежать наказания, отомстить.

Другая  часть подростков пытается найти  выход в уходе из дома (5 %). Причины: «папа был пьян, стал меня бить, и  я убежал», «отец ударил меня незаслуженно, я сказала, что если он повторит –  я убегу. Он повторил», «мне надоели  постоянные ссоры, ругань с матерью -  вот и сбежала, стало ещё  хуже». [ 4, с.72-73 ]

Исследования  показали, что телесные наказания  причиняют вред ребёнку и практически  не приносят никакой пользы. Наказание  такого рода действуют в течение  короткого времени, оно, может быть, и разряжает обстановку, но никак не улучшает поведения ребёнка на долго. Один из нежелательных результатов бития заключается в том, что ребёнок начинает в нём видеть возможность излить накопившийся гнев и разрешить возникшую проблему.

В минуту гнева ребёнок учится прибегать  к драке, привыкает к тому, что  для снятия напряжения достаточно поднять  на кого-то руку. Он уже считает возможным  применять физическую силу и властвовать  над более слабыми детьми. И  всё это потому, что демонстрируя ребёнку собственную несдержанность, родители не учат его самообладанию. [ 8, с.22-23 ]

Физические  наказания вызывают физические, психические  и нравственные травмы, которые в  конечном итоге ведут к изменению  поведения ребёнка. Так у каждого  второго наказываемого возникают  сложности в адаптации, приспособлении к коллективу, почти у всех пропадает  интерес к учёбе.

Чаще  всего к физическому наказанию  подвергаются мальчики. В последствии  они сами становятся жестокими. Им нравится унижать других, бить, издеваться. [ 1, с.146 ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Бывают ситуации, когда  дети, повзрослев благодарят родителей  за то, что те не жалели наказания, ведь это помогло им уважать старших (в том числе и родителей), научило  соблюдать правила, контролировать свои прихоти и стать достойными людьми. Однако же другие дети (в случае насильственного обращения) возненавидели родителей и выросли ожесточёнными.[ 6, с.34 ]

Без наказания не всегда можно обойтись, но существует множество  методов, которые помогают воспитать в детях чувство ответственности и послушание, научить их управлять своими поступками, не применяя при этом  физическую силу. Атмосфера доброжелательности, поддержки даёт детям чувство защищённости, стимулирует и направляет их развитие, побуждает быть лучше.

Л. Н. Толстой писал: «Наказывать  означает поучать. Поучать можно  только примером. Воздаяние же злом за зло не поучает, а развращает».  [ 8, с.24 ]

Вывод маловат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II Разработка программы профилактики и устранения насилия над детьми в семье

 

2.1 Пути предупреждения и устранения насилия над детьми в семье

В. В. Чечёт  выделяет 5 путей предупреждения и устранения насилия над детьми в семье:

    1. формирование у родителей ненасильственного мышления:
      1. постоянное формирование отношения к ребёнку, как к наивысшей ценности;
      1. осуществление профилактики насилия над детьми;
      2. информирование родителей о возможных негативных последствиях насилия над детьми;
    1. создание банка данных семей групп риска и категорий родителей и опекунов, склонных к насилию над детьми;
    1. индивидуальные беседы социального педагога, психолога, классного руководителя с детьми, которым грозит насилие, их братьями, сёстрами, родственниками, соседями в сочетании с постоянными наблюдениями  за поступками, поведением и действиями детей;
    2. медицинское обследование детей школьной медсестрой, врачом детской поликлиники и больницы;
    3. составление межведомственного индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетних группой специалистов (педагоги учреждения образования, инспектор по делам несовершеннолетних, медицинский работник, работник отдела образования и местного органа власти).  [ 6, с.5]

Из вышеописанного можно  сделать вывод о том, что основная работа по профилактике и устранению насилия над детьми в семье  ложится на плечи учреждений образования.

 И. П. Подласый  выделяет следующие формы сотрудничества с семьёй, которые можно применить в процессе профилактики и устранения насилия над детьми в семье:

[ 3, с.387 ]

 

2.2  Содержание  программы профилактики и устранения  насилия над детьми в семье

Информация о работе Насилие над детьми