Насилие над детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 00:59, курсовая работа

Краткое описание

Насилие над детьми в семье, в частности жестокое обращение и пренебрежение детьми, в настоящее время является одной из важнейших проблем общественного здоровья и ведущей причиной детского травматизма и детской смертности во многих странах.

Содержание

Введение________________________________________________________2
I Анализ теоретических аспектов проблемы насилия над детьми в семье
1.1 Определение понятия «насилие». Истоки применения насилия к детям в семье___________________________________________________________3
1.2 Виды насилия над детьми и их признаки____________________________5
1.3 Причины и последствия насилия над детьми в семье__________________8
1.4 Вывод_______________________________________________________13
II Профилактика и устранение насилия над детьми в семье
Пути предупреждения насилия над детьми в семье_________________14
Заключение___________________________________________________
Литература____________________________________________________

Вложенные файлы: 1 файл

курса Насилие.docx

— 72.43 Кб (Скачать файл)

[]

Оглавление:

 

Введение________________________________________________________2

 

I Анализ теоретических аспектов  проблемы насилия над детьми в семье

1.1 Определение понятия «насилие». Истоки применения насилия к детям в семье___________________________________________________________3

1.2 Виды насилия над детьми и их признаки____________________________5

1.3 Причины и последствия насилия над детьми в семье__________________8

1.4 Вывод_______________________________________________________13

 

II Профилактика и устранение насилия над детьми в семье

    1. Пути предупреждения насилия над детьми в семье_________________14

 

Заключение___________________________________________________

 

Литература____________________________________________________

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Насилие над детьми в семье, в частности жестокое обращение  и пренебрежение детьми, в настоящее  время является одной из важнейших проблем общественного здоровья и ведущей причиной детского травматизма и детской смертности во многих странах.

Практика показывает, что насилие в отношении детей более распространено, чем насилие в отношении взрослых. Похищения, детоубийства, избиения, сексуальные, психологические и физические злоупотребления совершаются чаще в семьях, чем вне их.

По результатам проведённого в 2008 году  при содействии ЮНИСЕФ исследования ситуации с насилием в отношении детей в семьях в Беларуси  были сделаны следующие выводы:

    1. в ситуации насилия воспитывается чуть более половины детей, остальные в той или иной степени страдают от проявлений насилия и жестокого обращения со стороны родителей;
    2. наиболее распространёнными проявлениями насилия и ненадлежащего ухода в семье является вербальная агрессия (обидные прозвища, ругань), злые слова, угрожающие жесты, стыд и смущение, вызванные родными и близкими намеренно, лишение внимание, игнорирование, физические наказания, отсутствие заботы, поддержки и помощи;
    3. примерно каждый десятый родитель при воспитании ребёнка не рассчитывает на свой авторитет, силу убеждения или внушения, а прибегает к угрозам, запугиванию и физическим наказаниям детей.

 

Предмет

Объект

Актуальность: Несмотря на общую тенденцию к гуманизации воспитательного процесса, насилие в отношении детей в семье остаётся проблемой и подтверждает необходимость усиления работы  социально-педагогических и психологических служб учреждений образования.

Одной из главных задач  социально-педагогических и психологических  служб учреждений образования должны стать профилактика, своевременное  выявление и реабилитация несовершеннолетних жертв семейного насилия.

Гипотеза

Методы

База

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Анализ теоретических аспектов проблемы насилия над детьми в семье

 

    1. Истоки применения  насилия к детям в семье

 

Насилие  - а) применение грубой физической силы одного субъекта над  другим или моральное давление на него;

                        б) оскорбление, унижение, принуждение,  открытое доминирование или контроль  одного человека над другим. [ 5, с.131]

Насилие – это так же те деяния, которые причиняют вред или угрожают благополучию или правам ребёнка. [ 4, с.70]

В далёком прошлом отношение  к детям было весьма жестоким (Ну, это вы хватили! Что, только жестоким было отношение и никаким другим?). Мать- дикарка распоряжалась ребёнком по своему усмотрению, ибо он считался её собственностью (откуда сведения? У дикарей. Как известно, письменности не было и нет!) . В период матриархата детей убивали, закапывали в землю, уничтожали тех, кто имел уродства, был физически слабым (опять-таки, сомнительно, ибо документальных подтверждений нет). С отмиранием матриархата собственником детей становится отец. Он мог сына или дочь убить, заточить в темницу, продать в рабство. Особенно жестоко относились к детям древние римляне (а как насчет спартанцев?). К примеру, если отец не поднимал с пола новорожденного и отворачивался от него, то ребёнка тут же убивали или подкидывали на городском рынке, где часто его ждала смерть. Отказных детей подбирали перекупщики или те, кто из подкидышей растили гладиатора, проститутку, раба. [9 , с. 142-143]

Насилие и жестокость по отношению к детям продолжаются и в дальнейшем. Как отмечает Л. И. Смагина, «Греческий закон Ликурга  предписывал сбрасывать со скалы  слабых и уродливых детей, в которых видели угрозу вырождения расы».и Плутарх, и Платон, и Сенека на государственном уровне поддерживали уничтожение (детоубийство) неполноценных детей.        [10, с.12].

С белорусами и славянами что?

Когда речь идёт о насилии, важно знать, как сами подростки  определяют, что же  такое «насилие». В результате опроса 250 учащихся шестых классов школ Советского района столицы  были получены следующие ответы:

издевательства (физические и психические)

48,8 %

избиение

32 %

сексуальные домогательства

7 %

убийства

4 %

вымогательство

4,4 %

жестокость

3,6 %


Среди ответов встречаются  и такие:

  • насилие – это когда родители не понимают тебя и ты  чувствуешь  себя  одиноким в целом мире…;
  • …это мания величия взрослых над своими или чужими детьми;
  • насилие – это шрам на всю жизнь;
  • насилие – это уничтожение души;
  • когда бьют ради удовольствия*. 

Эти ответы свидетельствуют  о том, что дети знают о насилии  не понаслышке, они видели это, они  испытали это на себе. [ 3, с.71]

Распишите, кто, где  и когда проводил исследование. Звездочки и выноски маловато.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Данные  исследования предоставлены социальным педагогом Центра внешкольной работы «Дети – не для насилия» Советского района города Минска Г. Л. Козловой


 

1.2Виды насилия над детьми и их признаки.

 

По отношению к детям  выделяют 4 вида насилия: (кто выделяет)

  1. эмоциональное (психическое, психологическое);
  2. физическое;
  3. сексуальное;
  4. пренебрежительное отношение.

Эмоциональное насилие заключается в том, что ребёнок испытывает постоянную нехватку  внимания и любви, а так же угрозы и насмешки, что приводит к потере чувства собственного достоинства и уверенности в себе. К ребёнку предъявляются чрезмерные, несоответствующие его возрасту требования. Психологическое насилие над ребёнком не позволяет ему создать положительный образ Я, препятствует развитию социальных навыков, возникновению эмоциональной близости и доверия, мешает установлению здоровых межличностных отношений.[ 5, с.131 ]

Надо отметить, что психологическая  жестокость часто оказывается не менее вредной, чем физическая. Такое  бесчеловечное и злобное неуважение родителями  чувства собственного достоинства ребёнка названо  «душегубством». Оно преднамеренно  направлено на подавление у ребёнка  чувства радости, любви и идентичности. [ 4, с.70 ]

Эмоциональное насилие может  присутствовать при других его видах.

Основные признаки эмоционального насилия:

  1. ребёнок чувствует себя изолированным, нежеланным, нелюбимым, имеет низкую самооценку;
  2. возможна задержка речевого развития, восприятия и мышления;
  3. недоверие и неуважение ребёнка к взрослым, враждебность, агрессивность и нарушение поведения в ответ на оскорбление;
  4. направление своего гнева на себя, нанесение себе повреждений (порезы, ожоги);
  5. неверие ребёнка в искренность, оказываемой ему помощи;
  6. ребёнок не может почувствовать успех, считает себя не заслуживающим его;
  7. попытки ребёнка к суициду.

Физическое  насилие определяется как любое неслучайное нанесение повреждений ребёнку в возрасте до 18 лет родителем или лицом, осуществляющим уход или опеку (включая других взрослых: педагог, воспитателя и др.) Это причинение физической боли: побои, укусы, прижигания, преднамеренное удушение или утопление ребёнка.

Основные признаки физического  насилия:

  1. синяки, укусы, ожоги, рубцы «неслучайного» происхождения;
  2. следы удушья;
  3. повреждения, включая переломы, не имеющие чёткого объяснения со стороны родителей;
  4. низкая самооценка;
  5. ребёнок считает удары и избиения как заведённый в семье порядок.

Сексуальное насилие – использование детей для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых. Это применение угроз, силы, хитрости для вовлечение ребёнка в сексуальную жизнь, использование детей для изготовления порнографической продукции, а так же демонстрация им порнографической продукции; вовлечение в занятие проституцией.

Основными признаками сексуального насилия могут быть:

    1. синяки, зуд, кровь  в области половых органов;
    2. жалобы на бол в области половых органов;
    3. странные или необычные по форме синяки в форме засосов;
    4. возможно появление соблазняющей формы поведения;
    5. страх перед каким-либо человеком, острое нежелание оставаться наедине с кем-то;
    6. секретность в отношениях между взрослым и ребёнком, попытка исключить из отношений других  людей;
    7. расстройство сна и ночные кошмары;
    8. беременность в раннем подростковом возрасте;
    9. венерические заболевания;
    10. трудности при ходьбе или сидении.

Пренебрежительное отношение заключается в том, что не удовлетворяются жизненные потребности ребёнка в жилье, пище, одежде, лечении; детей оставляют без присмотра.

Основные признаки пренебрежительного отношения:

  1. дети голодные, грязные, плохо пахнущие;
  2. возможно отставание  в физическом развитии;
  3. характерно покачивание тела, сосание пальцев, покусывания;
  4. возможно отставание в психическом развитии;
  5. ребёнок не посещает школу. [ 5, с.131-132 ]

 

В. В. Чечёт выделяет ещё  один вид семейного насилия над  детьми:

экономическое насилие – использование ребёнка родителями, другими взрослыми членами семьи для удовлетворения финансовых и материальных потребностей и выгод (растрата взрослыми семейных денег, контроль поведения с помощью денег, использование ребёнка при разводе как средства экономического торга).     [ 7, с.6 ]

Существует ряд особенностей поведения родителей или попечителей, позволяющих заподозрить их жестокое отношение к ребёнку:

Информация о работе Насилие над детьми