Учетная политика организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 12:16, курсовая работа

Краткое описание

Экономический смысл учетной политики организации сводится к обеспечению формирования и отражения в учете оптимальных финансовых результатов ее деятельности. Финансово - хозяйственная ситуация на предприятии может быть представлена по-разному: без нарушения правил и принципов учета, но путем выделения одних ее сторон и нивелирования других. С разделением налогового, финансового и управленческого учета именно эти возможности учетной политики выходят на первый план. В современных условиях в зависимости от целей, поставленных менеджерами фирмы, величина формируемого финансового результата может варьироваться в сторону как увеличения, так и уменьшения. Сроки включения затрат в себестоимость, подходы к определению величины отдельных статей затрат, формирование фондов и резервов за счет источников, включаемых в себестоимость, могут существенно занизить потенциальный финансовый результат, подлежащий распределению между собственниками. Это может послужить целям пополнения средств на развитие предприятия. В то же время, действуя в аналогичной ситуации, но выбрав иной вариант учетной политики, можно добиться обратного эффекта, если, например, приоритетным в данном периоде является привлечение инвесторов, получение кредитов и т.п.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные понятия учетной политики 4
1.1.Понятие и состав учетной политики. 4
1.2. Формирование учетной политики 6
1.3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ". 13
Глава 2. Учетная политика организации для целей управленческого учета 18
2.1. Выбор вариантов учета и оценки объектов учета 19
2.2. Выбор техники, формы и организации управленческого учета. 26
Заключение 27
Список литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1 Основные понятия учетной политики.docx

— 53.74 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный университет

 нефти и газа имени  И. М. Губкина»


 

Факультет экономики и  управления

                          Кафедра   финансового менеджмента

  

Курсовая  работа

по  курсу бухгалтерского учета

на  тему: «Учетная политика организации»

 

 

 

 

Выполнила:                                                                                                Проверила:

студентка гр.ЭУ-09-2 Преподаватель Оздоева А.Х

Тихонова Мария  

           

 

 

 

 

 

МОСКВА 2012

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Основные понятия  учетной политики 4

1.1.Понятие и состав  учетной политики. 4

1.2. Формирование учетной  политики 6

1.3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН  от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О БУХГАЛТЕРСКОМ  УЧЕТЕ". 13

Глава 2. Учетная политика организации для целей управленческого  учета 18

2.1. Выбор вариантов  учета и оценки объектов учета 19

2.2. Выбор техники,  формы и организации управленческого  учета. 26

Заключение 27

Список литературы 29

 

 

Введение

Экономический смысл учетной политики организации сводится к обеспечению  формирования и отражения в учете  оптимальных финансовых результатов  ее деятельности. Финансово - хозяйственная  ситуация на предприятии может быть представлена по-разному: без нарушения  правил и принципов учета, но путем  выделения одних ее сторон и нивелирования  других. С разделением налогового, финансового и управленческого  учета именно эти возможности  учетной политики выходят на первый план. В современных условиях в зависимости от целей, поставленных менеджерами фирмы, величина формируемого финансового результата может варьироваться в сторону как увеличения, так и уменьшения. Сроки включения затрат в себестоимость, подходы к определению величины отдельных статей затрат, формирование фондов и резервов за счет источников, включаемых в себестоимость, могут существенно занизить потенциальный финансовый результат, подлежащий распределению между собственниками. Это может послужить целям пополнения средств на развитие предприятия. В то же время, действуя в аналогичной ситуации, но выбрав иной вариант учетной политики, можно добиться обратного эффекта, если, например, приоритетным в данном периоде является привлечение инвесторов, получение кредитов и т.п. Таким образом, умело составленная учетная политика является одним из важнейших инструментов управления деятельностью фирмы и достижения поставленных целей менеджмента. Кроме того, грамотно составленная учетная политика должна помочь бухгалтерам, экономистам, аналитикам фирмы, которые не могут по каким-либо причинам оперативно связаться напрямую со своими руководителями (например, работают в отдаленных филиалах), уяснить общую стратегию организации и ведения налогового и бухгалтерского учета в компании в целом и на их участках работы в частности. Положения учетной политики должны помочь им избежать ошибок и противоречий в отражении учетных и отчетных данных, пронизать все уровни управления организацией корпоративным духом. Основополагающим документом в рассматриваемой области является Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденное Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н. Оно распространяется (п.3 разд.I ПБУ 1/98).

 

Глава 1. Основные понятия учетной политики

1.1.Понятие и состав учетной политики.

Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации  о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский  учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей  структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Основным нормативным  актом при формировании учетной  политики организации является ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Минфина РФ от 06.10.2008 №106 н.

Согласно ПБУ 1/2008 под учетной политикой организации понимается  принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся:

  • Способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности
  • Погашение стоимости активов
  • Организация документооборота
  • Инвентаризация, применение счетов бухгалтерского учета
  • Организация регистров бухгалтерского учета, обработка информации

Учетную политику компании вправе формировать работник, на которого возложена ответственность за организацию и ведение управленческого учета и утверждается руководителем организации. При этом утверждается:

  • Выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета
  • Рабочий план счетов управленческого учета
  • Форма первичных документов и учетных регистров, используемых в управленческом учете
  • Формы отчетов центров затрат и центров ответственности
  • Методы калькулирования себестоимости продукции для соответствующих центров затрат и центров ответственности
  • Трансфертные цены
  • Правила документооборота и технология обработки учетной информации
  • Порядок контроля за хозяйственными операциями
  • Другие решения, необходимые для организации управленческого учета

Принятая в организации  учетная политика оформляется в  виде соответствующего организационно – распорядительного документа (приказа) и применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Значит, учетная политика организации  на очередной год должна быть утверждена не позднее 31 декабря предыдущего  года. Исключение установлено лишь для вновь созданных компаний, такие организации обязаны утвердить свою учетную политику не позднее 90 дней со дня своей государственной регистрации в качестве юридического лица. В этом случае учетная политика считается применяемой со дня регистрации организации.

 

1.2. Формирование учетной политики

Формирование учетной политики основывается на следующих допущениях:

Имущественной обособленности. Предполагается, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций.

Непрерывности деятельности. Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке.

Последовательности  применения учетной политики. Принятая учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.

Временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Учетная политика организации  должна обеспечивать следующие требования:

Полноты. Полнота отражения всех фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете;

Своевременности. Своевременное отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;

Осмотрительности. Большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем  возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;

Приоритета  содержания перед формой.  Отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования;

Непротиворечивости. Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;

Рациональности. Рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации.

При формировании учетной  политики по бухгалтерскому учету следует  утвердить:

  • Рабочий план счетов бухгалтерского учета
  • Формы первичных документов
  • Формы регистров бухгалтерского учета
  • Документы для внутренней бухгалтерской отчетности
  • Порядок проведения инвентаризации
  • Способы оценки активов и обязательств
  • Правила документооборота
  • Технологию обработки учетной информации
  • Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета (положение о премировании, положение о командировках, перечень лиц, имеющих право подписи на документах и на выдачу денежных сумм под отчет и т.д.)

 

Работы по формированию учетной  политики можно разделить на 2 раздела: методический и организационно – технический (табл.1)

 

Методический  раздел

Организационно  – технический раздел

  1. Классификация активов и обязательств
  2. Оценка
  3. Методика учета движения объектов
  1. Рабочий план счетов
  2. Документооборот
  3. Организация учетной службы
  4. Порядок проведения инвентаризации
  5. Организация системы внутреннего контроля

 

Выбранные способы оценки и методики учета представляются в учетной политике исходя из того набора способов и методов, которые  допускаются законодательством  и нормативными актами по бухгалтерскому учету.  Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы учета, при формировании учетной политики организация сама разрабатывает соответствующий способов исходя из действующих положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности (табл.2)

Организационно – технический  раздел начинается с утверждения  рабочего плана счетов.

На основе действующего плана  счетов организация прописывает  рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических  и аналитических счетов.

Рабочий план счетов организации  является важной составляющей системы  бухгалтерского учета организации, поскольку классификация объектов бухгалтерского учета, положенная в  его основу, определяет возможности дальнейшей детализации информации бухгалтерского учета.

Для учета специфических  операций организация может по согласованию с Минфином России вводить в план счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя  свободные номера счетов.

Элементы методического раздела  учетной политики

Таблица 2

Элемент учетной политики

Способы организации и ведения бухгалтерского учета

Основные средства

  1. Переоценка основных средств

Проводится переоценка( не чаще одного раза в год на конец отчетного периода

Не проводится переоценка

  1. Лимит отнесения объектов основных средств к материально – производственным запасам

Лимит отнесения к материально  – производственным запасам не более 40000 за единицу

  1. Срок полезного использования основных средств

С учетом Классификации, утвержденной Постановлением Правительства №1 от01.01.2002

Без учета  классификации

  1. Метод начисления амортизации

Линейный

Уменьшаемого  остатка

По сумме  чисел лет срока полезного  использования

Пропорционально объему продукции, работ

  1. Коэффициент ускоренной амортизации

Размер коэффициента ускоренной амортизации  не выше 3

Нематериальные активы (НА)

  1. Способы оценки НА, приобретенных не за денежные средства

Определяется исходя из стоимости  активов, переданных или подлежащих передаче организацией;

При невозможности  установить стоимость активов, переданных или подлежащих передаче стоимость  НА, полученного организацией, устанавливается из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные НА

  1. Метод начисления амортизации

Линейный

Уменьшаемого  остатка

Пропорционально объему продукции, работ

  1. Коэффициент ускоренной амортизации

Размер коэффициента ускоренной амортизации  не выше 3

  1. Срок полезного использования НА

Срок действия прав организации  на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и  периода контроля над активом;

Ожидаемый срок использования актива, в течение  которого организация предполагает получать экономические выгоды;

  1. Переоценка НА

Проводится переоценка( не чаще одного раза в год на конец отчетного периода

Не проводится переоценка

  1. Проверка НА на обесценивание

Проверяются;

Не проверяются

НИОКР

 

  1. Способ  списания расходов по НИОКР

 

Линейный;

Пропорционально объему продукции, работ

  1. Срок применения результатов НИОКР

Исходя из ожидаемых срока использования  результатов научно – исследовательских, опытно – конструкторских и технологических  работ, в течение которого организация  может получать экономические выгоды (доход), но не более 5 лет.

Материально – производственные запасы (МПЗ)

  1. Единица учета материалов

Номенклатурный номер;

Партия;

Однородная  группа;

  1. Учет поступления

По фактической себестоимости;

По учетным  ценам

  1. Методы оценки списания МПЗ

По себестоимости каждой единицы;

По средней  себестоимости;

Методом ФИФО

  1. Способ средних оценок фактической себестоимости (для средней и ФИФО)

Взвешенная оценка;

Скользящая  оценка

  1. Учет готовой продукции

По фактической себестоимости;

По нормативной  себестоимости;

По прямым статьям затрат.

  1. Учет выпуска готовой продукции

С использованием счета 40;

Без использования  счета 40

  1. Списание коммерческих расходов

Списание полностью на счет 90;

Распределение

Незавершенное производство

  1. Метод оценки незавершенного производства ( в нефтепереработке)

По фактической или нормативной  себестоимости;

По прямым статьям затрат;

По стоимости  сырья, материалов, полуфабрикатов.

Учет расходов

  1. Перечень статей затрат
 
  1. Признание управленческих и коммерческих расходов

Списание на счет 90;

Распределение

Займы и кредиты

  1. Учет дополнительных расходов по займам и кредитам в составе прочих расходов

Единовременно;

Равномерно  в течение срока займа

  1. Учет  процентов по причитающемуся к оплате векселю организацией - векселедателем

В составе прочих расходов в периоды, к которым относятся начисления;

Равномерно  в течение срока выплаты

  1. Проценты и (или) дисконт по причитающейся к оплате организацией - эмитентом

В составе прочих расходов в тех  отчетных периодах, к которым относятся  данные начисления;

Равномерно  в течение срока действия договора займа.

Финансовые вложения

27.Единица учета финансовых вложений

Серия; Партия

28.Порядок корректировки финансовых  вложений, по которым определяется  текущая рыночная стоимость

Ежемесячно;

Ежеквартально

29. Расчет оценки долговых ценных  бумаг и предоставленных займов  по дисконтированной стоимости

Составлять;

Не составлять

30. Оценка финансовых вложений (по  которым не определяется текущая  стоимость) при их выбытии

По первоначальной стоимости;

По средней  первоначальной стоимости;

Метод ФИФО


 

Также в организационно –  техническом разделе утверждается технология обработки информации. В  нефтегазовых компаниях широко используется автоматизированная система управления внутренними процессами предприятия, созданная немецкой компанией – « SAP AG» .

Хозяйственные операции организации  должны оформляться оправдательными  документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании  которых ведется бухгалтерский  учет. Первичные документы составляются по формам, утвержденным Госкомстатом. Если для какой – то операции форма не утверждена, компания может  разработать ее самостоятельно, включив  в нее все обязательные реквизиты.

 

 

 

Обязательные реквизиты  первичных учетных документов прописаны  Законом «О бухгалтерском  учете»:

А) наименование документа;

Б) Дата составления документа;

В) Наименование организации, от имени которой составлен документ;

Г) Содержание хозяйственной  операции;

Д) Измерители хозяйственной  операции в натуральном и денежном выражении;

Е) Наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной  операции и правильность ее оформления.

 Перечень лиц, имеющих  право подписи первичных учетных  документов, утверждает руководитель  организации по согласованию  с главным бухгалтером. Документы,  которыми оформляются хозяйственные  операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации  и главным бухгалтером или  уполномоченными  ими на то  лицами.

Внесение исправлений  в кассовые и банковские документы  не допускается. В остальные первичные  учетные документы исправления  могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных  операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

В крупных нефтегазовых компаниях, имеющих разветвленную структуру, подразделения компании могут быть расположены на большом расстоянии от головного офиса. Бухгалтерские  службы сталкиваются  с задержками при передаче оригиналов бумажных документов.

В целях организации документооборота компания устанавливает сроки сдачи  документов, например; табели рабочего времени, документы на сотрудников, принятых на работу, отчеты об использовании  бланков строгой отчетности, отчет  работника о командировке и т.д. График документооборота составляется в виде таблицы, в которой  указываются  ответственные за оформление, исполнение, обработку и проверку каждого  документа, а также срок исполнения документа и порядок передачи в архив.

Информация о работе Учетная политика организации