Автоматизация бюджетного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 07:18, курсовая работа

Краткое описание

В работе раскрыты основные понятия бюджетного управления; рассмотрены принципы автоматизации бюджетного управления; выявлены преимущества и эффективность автоматизации бюджетного управления; приведены несколько примеров систем автоматизации бюджетного управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………3
1.Особенности автоматизации бюджетного управления…………………..…..5
1.1. Основные понятия бюджетного управления…………………………….…5
1.2. Задачи автоматизации бюджетного управления………………………..….8
1.3. Принципы автоматизации бюджетного управления…………………..….12
1.4. Преимущества и эффективность автоматизации бюджетного управления…………………………………………………………………….....14
2. Примеры систем автоматизации бюджетного управления…………….….17
2.1. ИНТАЛЕВ: Корпоративные финансы……………………………………..17
2.2. 1С: Предприятие 8. Управление производственным предприятием …...19
2.3. SAP R\3……………………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………..……….32

Вложенные файлы: 1 файл

Автоматизация бюджетного управления.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

На тему: Автоматизация  бюджетного управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………...………3

1.Особенности  автоматизации бюджетного управления…………………..…..5

1.1. Основные  понятия бюджетного управления…………………………….…5

1.2. Задачи автоматизации бюджетного управления………………………..….8

1.3. Принципы  автоматизации бюджетного управления…………………..….12

1.4. Преимущества  и эффективность автоматизации  бюджетного управления…………………………………………………………………….....14

2.  Примеры  систем автоматизации бюджетного управления…………….….17

2.1. ИНТАЛЕВ: Корпоративные финансы……………………………………..17

2.2. 1С:  Предприятие 8. Управление производственным предприятием …...19

2.3.  SAP  R\3……………………………………………………………………..20

Заключение……………………………………………………………………….31

Список использованной литературы…………………………………..……….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сегодня на российском рынке представлено более двух десятков систем автоматизации бюджетирования и внутрихозяйственной отчетности как иностранного, так и отечественного производства. Они разнообразны по своему построению, применяемым информационным технологиям, глубине проработки функций и ориентации на количество пользователей. Системы такого уровня «пронизывают» деятельность всей компании, и дают возможность заказчикам как решать прикладные задачи финансового менеджмента: управление ликвидностью, рентабельностью, стоимостью бизнеса, так и в целом повышать уровень коллективной работы над общими задачами в компании, позволяют компаниям достигать финансовых целей в соответствии со своей стратегией. Однако до сих пор не существует стройной системы классификации программ для бюджетирования, определяющей концепции их построения и позволяющей пользователю выделить из всего разнообразия две-три системы для более детального изучения их возможностей. Очевидно, что при отсутствии стройной системы классификации пользователи сталкиваются со значительными трудностями при выборе подходящего для них инструментального средства. Все это определило актуальность темы курсовой работы.

Целью курсовой работы является рассмотрение  основных аспектов автоматизации бюджетного управления.

Для этого предполагается решить следующие задачи:

- изучить основные  понятия бюджетного управления;

- рассмотреть  принципы автоматизации бюджетного  управления;

- выявить преимущества и эффективность автоматизации бюджетного управления;

- рассмотреть   несколько  примеров систем  автоматизации бюджетного управления.

Предметом  исследования курсовой работы являются особенности  автоматизации бюджетного управления. Объект исследования -  автоматизированные системы бюджетного управления,  предлагаемые на российском рынке.

При написании  курсовой работы были использованы учебная  литература, материалы периодических  изданий, Интернет-ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Особенности  автоматизации бюджетного управления

 

    1. Основные понятия бюджетного управления

 

Грамотное управление предприятием немыслимо без прогнозирования  динамики внешних и внутренних факторов, определяющих величину получаемой прибыли, таких как объем рынка, динамика цен, конкуренция, снижение производительности оборудования, рост накладных издержек и  других.

Бюджетирование  можно определить как прогнозирование  будущих финансовых показателей, денежных потоков, потребности в финансовых средствах, базирующееся на модели функционирования предприятия, с целью формирования планов и бюджетов различного уровня.1

В управленческом учете под бюджетом понимают документ, созданный до того, как предполагаемые действия выполняются. Иными словами, бюджет — это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, расходы, которые должны быть понижены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.2

Классическая  методика финансового анализа, составной  частью которого и следует считать  бюджетирование, предполагает разбиение  подходов к финансовому прогнозированию  и планированию на три категории.

Составление прогнозных финансовых документов. Прогнозные финансовые документы содержат предсказание того, какой станет финансовая отчетность в будущем при условии выполнения ряда предположений о предстоящей деятельности предприятия и его потребностях в дополнительном финансировании.

Формирование  денежного бюджета. Денежный бюджет служит подробным прогнозом движения денежных средств.

Формирование  оперативного (текущей деятельности) бюджета. Оперативный бюджет — это  подробный прогноз величины и  структуры доходов и расходов по подразделениям, служащий базой прогноза денежных потоков и, следовательно, основой составления прогнозных финансовых документов.3

Бюджеты разрабатываются  как в целом для организации, так и для ее структурных подразделений  или отдельных функций деятельности. Основные функции бюджета таковы:

- планирование операций, обеспечивающих достижение декларированных тактических целей;

- координация различных видов деятельности и отдельных подразделений, согласование их интересов;

- контроль текущей деятельности подразделений и предприятия в целом.

Разработка  структуры бюджета предприятия  и основных бюджетных форм естественным образом должна укладываться в рамки  структуры существующей в организации  системы управленческого учета. Подобная согласованность обусловлена  тем, что управленческий учет призван обеспечивать все уровни управления предприятием информацией, необходимой для решения задач планирования, управления и контроля (в частности, задач бюджетирования).

Составленные  по предприятию в целом и по отдельным структурным единицам различные бюджеты позволяют осуществлять так называемые анализ и управление по отклонениям. Отклонением называют разницу между бюджетными и фактическими показателями, наблюдаемыми в процессе реализации планов. Для выполнения задач контроля анализу отклонений предшествует корректировка бюджетных данных на фактический выпуск. Очевидно, при условии формирования единственного варианта бюджета осуществить такую корректировку достаточно сложно. С этой целью рекомендуется формировать гибкий бюджет, часто называемый переменным, который обеспечивает прогнозные данные для различных объемов выпуска.

Чаще всего  реализация гибкого бюджета заключается  в составлении набора бюджетов, опирающихся  на несколько «сценариев» развития рыночной ситуации. Оперировать таким  гибким бюджетом достаточно удобно. Если ситуация меняется, вступает в силу соответствующий вариант бюджета, который предусматривает конкретные управленческие решения. Подобный подход тем не менее не лишен недостатков. Наиболее существенные из них — невозможность предусмотреть все вероятные сценарии развития событий и невысокая оперативность перехода от одного варианта к другому в силу их дискретной природы.4

Выбор временных  интервалов планирования зависит от вида и условий деятельности предприятия. Для промышленных предприятий стандартом считается разработка годового бюджета с разбивкой по кварталам; оперативные и денежный бюджеты имеют к тому же разбивку по месяцам и декадам.

Степень детализации  бюджетов может быть различной и  определяется доступностью и ясностью представляемой информации. При этом возможно (а в некоторых случаях — необходимо) формирование двух типов бюджетов — укрупненного и детализированного, для различных уровней менеджмента. При выборе степени детализации следует также учесть, что несоответствие структуры бюджетов структуре существующей системы сбора информации не позволит полноценно использовать преимущества бюджетирования.

Таким образом, можно сделать вывод, что бюджетирование —часть более широкого процесса планирования бизнеса. В современных экономических условиях общего снижения доходности (это делает грамотное оперативное управление необычайно важным) с учетом возможности использования программных продуктов более эффективным решением вопроса формирования гибкого бюджета является построение модели функционирования предприятия. Такая модель позволит реагировать на малейшие изменения в состоянии рынка. При этом подобный подход не ограничивается задачами бюджетирования, а охватывает принятие любых управленческих решений по предприятию.5

 

 

    1. Задачи автоматизации бюджетного управления

 

Системы автоматизированного  бюджетного управления представляют собой набор инструментов финансового планирования на предприятии, соответствующий универсальной бюджетной модели. В процессе автоматизации бюджетного управления реализуются следующие  задачи:

1)Планирование движения средств предприятия на любой период в разрезе временных интервалов, подразделений предприятия, проектов, контрагентов, номенклатуры и т.д.;

2) Финансовое планирование по нескольким сценариям; формирование текущих бюджетов на основе стратегических бюджетов и с коррекцией по фактическому исполнению бюджета в завершенном периоде;

3)Мониторинг фактической деятельности предприятия в тех же разрезах, в которых проводилось планирование;

4)Составление сводной отчетности по результатам мониторинга;

5)Контроль соответствия заявок на расходование денежных средств рабочему плану на период;

6)Финансовый анализ;

7)Анализ доступности денежных средств;

8) Анализ отклонений плановых и фактических данных.

Основное отличие специализированных автоматизированных систем бюджетирования (далее - АСБ)  иных корпоративных информационных систем кроется в отказе от концепции единой унифицированной базы данных для всего предприятия в пользу распределённого хранения и обработки специализированной информации. Взаимодействие с учётными и другими программами в специализированных системах бюджетирования осуществляется через взаимный обмен данными. Таким образом, можно говорить о существовании двух базовых концепций автоматизации бюджетного процесса на предприятиях. Первая состоит в применении интегрированных модулей корпоративных информационных ERP-систем. Вторая предполагает использование специализированных систем бюджетирования.6

Применяя подход разделения управления на оперативное  и стратегическое к выделенным концепциям построения АСБ, можно определить, что особенностью ERP-модулей бюджетирования является их ориентация на управление бюджетами структурных подразделений, в отличие от специализированных программных продуктов бюджетирования, ориентированных на управление бизнесами. Зачастую отдельные предприятия холдинга автоматизированы на разных платформах, с помощью разных программных систем, а свести воедино такую разрозненную информацию возможно лишь с помощью соответствующей специализированной АСБ. Поэтому такие специализированные АСБ должны уметь консолидировать данные, которые расположены удалённо, в разных регионах, в разных информационных системах и на разных платформах. Для фирмы, работающей лишь в одном рыночном сегменте, ситуация с существованием только ERP-модуля вполне подходит, так как в данном случае стратегия развития очень тесно связана с операционной деятельностью.7

Потребности пользователя в обработке данных различной  степени агрегации выразились в  развитии АСБ с принципиальным отличием структур хранимых и интерпретируемых данных. В классическом бюджетном управлении, оперирующем агрегированными данными, применяется бюджетная структура, основанная на табличном принципе построения информационных массивов. Такие системы бюджетирования по своей сути являются аналитическими инструментами, предназначенными для накопления и анализа управленческой информации, которая представляется в виде многомерных таблиц. При этом показатели таблиц связаны формулами, никакая финансовая логика (различие дебет/кредит, остатки, обороты по счетам) не поддерживается. Такие системы можно определить как “АСБ табличного типа”. Решение задач финансового учёта в таких системах связано с определёнными сложностями, так как они не предусматривают непосредственной регистрации каждой хозяйственной операции. Поэтому данные о фактическом исполнении плана либо вводятся вручную в агрегированном виде (как сумма за определённый период по определённой бюджетной статье), либо необходимые данные извлекаются из учётной системы, агрегируются и импортируются в систему бюджетирования автоматизированными способами. После этого появляется возможность проведения сравнительного план-фактного анализа.

В ряде отечественных  АСБ, которые разрабатывались на основе автоматизированных систем бухгалтерского учёта, применяется бюджетная структура, ориентированная на применение принципов двойной записи в финансовых планах счетов. В подавляющем большинстве случаев это российский план счетов, хотя уже появляется достаточно большой круг пользователей, которые используют специально разработанный для этих целей управленческий план счетов, в основу которого положены стандарты МСФО. Такие системы можно определить как “АСБ транзакционного типа”. В таких системах данные отображаются в формате бюджетов только на уровне представления. Слой хранения данных основан на применении плана счетов. В системах транзакционного типа наиболее эффективно поддерживаются задачи управленческого учёта. Однако для планирования деятельности предприятия на достаточно продолжительный период (квартал и более) транзакционный механизм в ряде случаев непригоден.

Информация о работе Автоматизация бюджетного управления