Формы, методы и порядок осуществления налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 11:39, курсовая работа

Краткое описание

Так, целью данной курсовой работы является раскрытие самого понятия и содержания налогового контроля и способов его реализации на практике: формы и методы налогового контроля.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
определение понятие налогового контроля;
определение и перечисление форм налогового контроля, подробная характеристика основной формы – налоговой проверки: выездной и камеральной;
определение методов налогового контроля, разбор каждого из методов в отдельности.

Содержание

Введение
Глава I. Формы, методы и порядок осуществления налогового контроля.
Понятие налогового контроля
Формы налогового контроля
Методы налогового контроля
Глава II. Налог на прибыль организаций.
Глава III. Практическое задание
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

нал.право.docx

— 57.57 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение

Глава I. Формы, методы и порядок осуществления налогового контроля.

  1. Понятие налогового контроля
  2. Формы налогового контроля
  3. Методы налогового контроля

Глава II. Налог на прибыль организаций.

Глава III. Практическое задание

Заключение

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию.

Процесс взимания налогов, осуществляется путем реализации своих налоговых обязательств как физических, так и юридических лиц, которые зачастую не заинтересованы принимать участие в формировании денежных фондов государства за счет собственных средств, поэтому нередки случаи уклонения налогоплательщиками, налоговыми агентами, кредитными организациями от уплаты налогов, сокрытия имущества, предоставления неточной информации о доходах и др. И для пресечения подобных мер нарушения налогового законодательства реализуется один из важнейший институт налогового законодательства – налоговый контроль.

Налоговый контроль – ежедневная деятельность налоговых и иных государственных органов по обеспечению правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственный внебюджетный фонд), выполнению налогообязанными лицами норм налогового законодательства.

В данной курсовой работе будет непосредственно рассмотрено как осуществляется налоговый контроль – посредством, каких форм и методов, и что следует понимать под формами и методами налогового контроля.

Объект исследования – общественные отношения, возникающие, в процессе осуществления налогового контроля

Предмет исследования – совокупность правовых норм, определяющих и регулирующих налоговый контроль, его формы и методы.

Так, целью данной курсовой работы является раскрытие самого понятия и содержания налогового контроля и способов его реализации на практике: формы и методы налогового контроля.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  • определение понятие налогового контроля;
  • определение и перечисление форм налогового контроля, подробная характеристика основной формы – налоговой проверки: выездной и камеральной;
  • определение методов налогового контроля, разбор каждого из методов в отдельности.

Теоретической основой данной работы являются нормативно - правовые акты, а также книги и статьи исследователей в области налогового контроля, таких как: Нестеров Г.Г., Титов А.С., Ханафеев Ф.Ф.,  Миляков Н.В. и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие налогового контроля

 

Действующая в Российской Федерации системы финансового контроля, включает в себя бюджетно-финансовый, налоговый, таможенный, валютный, ведомственный и внутрихозяйственный контроль.

Бюджетно-финансовый контроль призван обеспечить мобилизацию доходов и проверку законности и целесообразности фактически осуществленных расходов.

Бюджетно-финансовый контроль осуществляют законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления1.

Налоговый контроль заключается в проверках выполнения хозяйствующими субъектами и физическими лицами своевременности и полноты выполнения своих налоговых обязательств перед государством.

Налоговый контроль осуществляется налоговыми органами. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Таможенный и валютный контроль направлены на обеспечение соблюдения хозяйствующими органами и физическими лицами положений валютного и таможенного законодательства в целях обеспечения экономической безопасности государства.

Таможенный и валютный контроль осуществляют таможенные органы.

Ведомственный и внутрихозяйственный контроль осуществляются с целью повышения эффективности деятельности предприятий и предупреждения нарушений гражданского и налогового законодательства.

Ведомственный и внутрихозяйственный контроль осуществляют соответствующие ведомственные подразделения и хозяйствующие субъекты.

Налоговый контроль, как видим, является составной частью системы финансового контроля. Данное направление контрольной деятельности соотносится с государственным финансовым контролем как частное с общим.

Легальное определение налогового контроля дается в статье 82  Налогового кодекса Российской Федерации. Под налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах2.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах предусмотренных Налоговым кодексом.

Налоговый контроль является одним из важнейших направлений государственного финансового контроля.

Основными элементами налогового контроля являются:

  • субъект налогового контроля (уполномоченный контролирующий орган);
  • объект контроля;
  • формы и методы контроля;
  • порядок осуществления налогового контроля;
  • мероприятия налогового контроля;
  • направления налогового контроля;

Таким образом, налоговый контроль можно определить как составную часть формируемого государством организационно – правового механизма управления, представляющую собой особый вид деятельности специально уполномоченных государственных органов, в результате которой обеспечивается установленное нормами налогового права исполнение обязанностей лиц в сфере налогообложения, исследование и выявление оснований для осуществления принудительных налоговых изъятий в бюджетную систему, а также установление оснований для применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений.

 

2 Формы налогового контроля

 

В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ «Общие положения о налоговом контроле» к формам налогового контроля относятся: налоговые проверки; получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверка данных учета и отчетности; осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения прибыли (дохода) и др.

Таким образом, законодатель оставляет открытым перечень форм налогового контроля, но, с другой стороны, в качестве самостоятельных форм налогового контроля можно использовать лишь те, которые установлены законодательством о налогах и сборах.

Ф.Ф.Ханафеев выделяет следующие основные формы налогового контроля3:

  • контроль за своевременным и полным поступлением платежей;
  • камеральные налоговые проверки;
  • выездные налоговые проверки;
  • реализация материалов налоговых проверок;
  • контроль за реализацией материалов проверок и уплатой начисленных финансовых санкций и административных штрафов и др.

И.А.Майбуров относит к формам налогового контроля4:

осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

  • анализ информации из внешних источников;
  • камеральная налоговая проверка;
  • выездная налоговая проверка;
  • сравнительный анализ данных об учтенных налогоплательщиках и данных о поступивших налоговых декларациях;
  • получение объяснений налогоплательщиков и плательщиков сборов;
  • анализ имеющихся в налоговых органах данных учета начисленных и уплаченных сумм налогов и сборов;
  • истребование из банка и проверка документов, подтверждающих списание средств со счетов налогоплательщика и налогового агента.

А.С.Титов считает, что формами налогового контроля являются, в первую очередь, проверки, среди которых выделяются выездные и камеральные. Вместе с тем к формам налогового контроля он относит ревизию, инвентаризацию и надзор5.

Форма налогового контроля - это регламентированный нормами налогового законодательства способ организации, осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля. По их мнению, налоговая проверка является формой налогового контроля, имеющей самостоятельное значение. Что касается получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра и обследования помещений и территорий, то их трудно назвать самостоятельными формами налогового контроля, поскольку они осуществляются в рамках налоговой проверки и не могут использоваться обособленно от нее. Они предлагают отнести к числу форм налогового контроля учет налогоплательщиков и специализированные формы учета крупнейших налогоплательщиков.

Поскольку приоритетным направлением государственного финансового контроля является налоговый контроль, а формы его закреплены законодательно в Бюджетном кодексе Российской Федерации - это предварительный, текущий и последующий контроль, то их можно также считать и формами налогового контроля.

Предварительный налоговый контроль реализуется в форме постановки на учет организаций и физических лиц и ведении учета налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, то есть учет налогоплательщиков.

Ведение учета налогоплательщиков возложено на налоговые органы. Учет налогоплательщиков как форма налогового контроля направлен на решение задач, связанных с учетом лиц, на которых могут возлагаться налоговые обязательства, а также иных, значимых для целей налогообложения элементов.

Текущий налоговый контроль реализуется в форме проведения камеральной налоговой проверки.

В соответствии с п. 1 ст. 88 НК РФ под камеральной налоговой проверкой можно понимать проверку представленных налогоплательщиком в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской отчетности и иных документов (как представленных налогоплательщиком, так и имеющихся у налогового органа), служащих основанием для исчисления и уплаты налога, проводимую строго по месту нахождения налогового органа.

В соответствии со ст. 87 НК РФ целью камеральной налоговой проверки является не только контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, а также выявление и предотвращение налоговых правонарушений и подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

В соответствии с п. 1 ст. 88 НК РФ объектами камеральной налоговой проверки являются:

  • налоговые декларации;
  • представленные налогоплательщиком документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налога;
  • иные документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка является приоритетной и практически всеобъемлющей формой налогового контроля, не уступающей по степени эффективности выездным налоговым проверкам.

Отличия камеральной налоговой проверки от других форм налогового контроля состоят в следующем:

  1. она является наименее трудоемкой формой налогового контроля: затраты труда на ее проведение на несколько порядков ниже, чем на проведение выездных налоговых проверок;
  2. она в наибольшей степени поддается автоматизации, что позволяет проводить внутридокументный контроль показателей налоговых деклараций и междокументный контроль налоговой отчетности, в том числе используя информацию из внешних источников, которая прямо или косвенно может характеризовать налоговую базу;
  3. данным видом проверки, как правило, охватываются все налогоплательщики, представившие налоговую отчетность в налоговые органы (то есть почти 100%), в то время как выездные налоговые проверки налоговые органы имеют возможность проводить проверку только выборочно.

Информация о работе Формы, методы и порядок осуществления налогового контроля