Аполлон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 20:20, реферат

Краткое описание

Аполлон - один из древнейших богов Греции. В его культе ясно сохранились следы тотемизма. Так, например, в Аркадии поклонялись Аполлону, изображенному в виде барана. Первоначально Аполлон был богом, охраняющим стада. Постепенно он все больше становился богом света. Позднее его стали считать покровителем переселенцев, покровителем основывающихся греческих колоний, а затем покровителем искусства, поэзии и музыки.

Содержание

Аполлон
Семья Аполлона
Детство Аполлона
Внешность, характер и атрибуты
Мифы о Аполлоне. Из книги Куна «Мифы и Легенды Древней Греции»
РЕпродукции

Вложенные файлы: 1 файл

реферат о Аполлоне_Попова.docx

— 725.48 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ: Аполлон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

  1. Аполлон
  2. Семья Аполлона
  3. Детство Аполлона
  4. Внешность, характер и атрибуты
  5. Мифы о Аполлоне. Из книги Куна «Мифы и Легенды Древней Греции»
  6. РЕпродукции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Аполлон

 

Аполлон - один из древнейших богов Греции. В его культе ясно сохранились следы тотемизма. Так, например, в Аркадии поклонялись  Аполлону, изображенному в виде барана. Первоначально Аполлон был богом, охраняющим стада. Постепенно он все  больше становился богом света. Позднее  его стали считать покровителем переселенцев, покровителем основывающихся греческих колоний, а затем покровителем искусства, поэзии и музыки. Поэтому  и в Москве на здании Большого академического театра стоит статуя Аполлона с лирой  в руках, едущего на колеснице, запряженной  четверкой коней. Кроме того, Аполлон  стал богом, предсказывающим будущее. Во всем древнем мире славилось его  святилище в Дельфах, где жрица-пифия  давала предсказания. Предсказания эти, конечно, составляли жрецы, хорошо знавшие  все, что делалось в Греции, и составляли так, что их можно было толковать  и в ту, и в другую сторону. Известно было в древности предсказание, данное в Дельфах царю Лидии Крезу во время его войны с Персией. Ему сказали: "Если ты перейдешь реку Галис, то погубишь великое царство", но какое царство, свое или персидское, этого не было сказано.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Семья Аполлона

 

        Златокудрый бог солнца, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), искусства, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (Мусагет), покровитель наук и искусств, предсказатель будущего, охранитель стад, дорог, путников и мореходов, а также очищал людей, совершавших убийство. Олицетворял Солнце (а его сестра Артемида - Луну).  
 
Аполлóн, или Феб, был сыном Зевса и богини Латоны (Лето), брат-близнец Артемиды, внук Кея и Фебы. Родился на острове Делос (Астерия), куда его мать Лето попала случайно, гонимая ревнивой богиней Герой. Когда родился Аполлон, весь остров Делос залили потоки солнечного света. Гомер называет Феба любимым сыном Зевса.

Аполлон необычно для эллинских богов верен  семье - матери и сестре. Они выступают  на одной стороне в Троянской  войне, близнецы убивают детей Ниобы, оскорбившей их мать, расстреливают  Тития, пытавшегося овладеть ею. Аполлон, опасаясь, что Артемида не устоит перед красотой Ориона, устраивает его смерть и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Детство Аполлона

Говорят, Лето, мать Аполлона, родила его семимесячным после девяти дней схваток на плавучем острове Астерия (или Делос - "являю"), который после рождения мальчика закрепился на дне, еще рассказывают, что матери при родах помогала Артемида, родившаяся незадолго до этого в Ортигии, однако, вероятнее всего Артемида родилась в то же время, что и ее брат.

Фемида кормила  Аполлона нектаром и амброзией, и  к концу четвертого дня он потребовал лук и стрелы. Получив оружие, Аполлон отправился на поиски змея Пифона, который по приказу Геры гнался за Лето. Отыскав чудовище на горе Парнас, он стал преследовать его  и не остановился даже тогда, когда  Пифон попытался скрыться в святилище  матери-земли в Дельфах.

Убийство змея в  храме было возмутительно. Отец потребовал, чтобы Аполлон получил очищение в Темпейской долине, а также, чтобы учредил Пифийские игры в честь застреленного змея, но Аполлон приказа слушать не стал, хотя и прошел обряд очищения, правда, совсем не там, где велел отец.

О детстве Аполлона есть еще, по крайней мере, две легенды. Но они идут врозь с классическим преставлением о том, что на 7-ой день Аполлон стал способен твердо держать оружие.

Согласно одной  из легенд, Аполлон, когда ему было всего 4 года, построил на острове Делос  роговой жертвенник, сложив рога только с одного бока коз, застреленных Артемидой.

Другая же легенда  повествует о том, что, когда Лето несла близнецов на руках в  поисках воды, чтобы напиться, у  чистого пруда ей повстречались  захмелевшие смертные. Они стали  осыпать ее оскорблениями и мутить воду, и в гневе Лето превратила их в лягушек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Внешность,  характер и атрибуты

 

Существует устойчивое определение Аполлона как прекраснейшего из богов. Стройный, светлоглазый, со светлыми волосами - эти указания на внешность  почерпнуты из эпитетов Аполлона. Две  характеристики Феба - длинные волосы и отсутствие бороды.

Можно также более  подробно представить себе Аполлона. Скажем, один врач по имени Адамантиос в V веке писал: "Жители тех стран, где эллинский тип сохранился чистым, высоки ростом, широкоплечи, с прямым станом и крепкими членами; у них белая кожа, светлые волосы, на щеках небольшой румянец; ноги прямые стройные, с небольшими ступнями, голова круглая, средней величины, крепкая шея. Их волосы с рыжеватым отливом, мягкие и слегка вьющиеся; у них прямоугольные лица с тонкими губами и прямым носом. Их глаза, подернутые влагой, отличаются мягким и проницательным взглядом и сильным блеском; из всех народов у греков самые красивые глаза"

Нельзя, конечно, утверждать, что Аполлон подобен смертным красотой, но это описание позволяет  нам вообразить, из каких представлений  о красоте исходили сами греки.

Скульптуры изображают его либо стройным, либо - полнотелым (соответственно, поздние), с пухлыми  губами и женскими чертами лица..

Характер Аполлона зависит от того, когда был создан тот или иной миф. Скажем, в мифах более раннего периода Аполлон склонен к опрометчивым поступкам, скор на расправу, в мифах позднего периода - он сама рассудительность, гармония, созидание (вспомним его принципы: "Познай себя", "Ничего сверх меры").

Греки изображали Аполлона либо обнаженным, либо в длинном  хитоне. Атрибуты - кифара (или лира), лук и стрелы; еще Аполлон владел золотым мечом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Мифы о Аполлоне. Из книги Куна «Мифы и Легенды Древней Греции»

АПОЛЛОН

 

 Аполлон - один из  древнейших богов Греции. В его  культе ясно сохранились следы  тотемизма. Так, например, в Аркадии  поклонялись Аполлону, изображенному  в виде барана. Первоначально  Аполлон был богом, охраняющим  стада. Постепенно он все больше  становился богом света. Позднее  его стали считать покровителем  переселенцев, покровителем основывающихся  греческих колоний, а затем  покровителем искусства, поэзии  и музыки. Поэтому и в Москве  на здании Большого академического  театра стоит статуя Аполлона  с лирой в руках, едущего  на колеснице, запряженной четверкой  коней. Кроме того, Аполлон стал  богом, предсказывающим будущее.  Во всем древнем мире славилось  его святилище в Дельфах, где  жрица-пифия давала предсказания. Предсказания эти, конечно, составляли  жрецы, хорошо знавшие все,  что делалось в Греции, и составляли  так, что их можно было толковать  и в ту, и в другую сторону.  Известно было в древности  предсказание, данное в Дельфах  царю Лидии Крезу во время его войны с Персией. Ему сказали: "Если ты перейдешь реку Галис, то погубишь великое царство", но какое царство, свое или персидское, этого не было сказано.

 

РОЖДЕНИЕ АПОЛЛОНА

 

Бог света, златокудрый Аполлон, родился на острове Делос. Мать его  Латона, гонимая гневом богини Геры, нигде не могла найти себе приюта. Преследуемая посланным Герой драконом Пифоном, она скиталась по всему свету и наконец укрылась на Делосе, носившемся в те времена по волнах бурного моря. Лишь только вступила Латона на Делос, как из морской пучины поднялись громадные столбы и остановили этот пустынный остров. Он стал незыблемо на том месте, где стоит и до сих пор. Кругом Делоса шумело море. Уныло подымались скалы Делоса, обнаженные без малейшей растительности. Лишь чайки морские находили приют на этих скалах и оглашали их своим печальным криком. Но вот родился бог света Аполлон, и всюду разлились потоки яркого света. Как золотом, залили они скалы Делоса. Все кругом зацвело, засверкало: и прибрежные скалы, и гора Кинт, и долина, и море. Громко славили родившегося бога собравшиеся на Делос богини, поднося ему амврозию и нектар. Вся природа вокруг ликовала вместе с богинями.

 

БОРЬБА АПОЛЛОНА С ПИФОНОМ  И ОСНОВАНИЕ ДЕЛЬФИЙСКОГО ОРАКУЛА 

 

Юный, светозарный Аполлон  понесся по лазурному небу с кифарой в руках, с серебряным луком за плечами; золотые стрелы громко звенели в его колчане. Гордый, ликующий, несся Аполлон высоко над землей, грозя всему злому, всему порожденному мраком. Он стремился туда, где жил грозный Пифон, преследовавший его мать Латону; он хотел отомстить ему за все зло, которое тот ей причинил.  
Быстро достиг Аполлон мрачного ущелья, жилища Пифона. Кругом высились скалы, уходя высоко в небо. Мрак царил в ущелье. По дну его стремительно несся, седой от пены, горный поток, а над потоком клубились туманы. Выполз из своего логовища ужасный Пифон. Громадное тело его, покрытое чешуей, извивалось меж скал бесчисленными кольцами. Скалы и горы дрожали от тяжести его тела и сдвигались с места. Яростный Пифон все предавал опустошению, смерть распространял он кругом. В ужасе бежали нимфы и все живое. Поднялся Пифон, могучий, яростный, раскрыл свою ужасную пасть и уже готов был поглотить златокудрого Аполлона. Тогда раздался звон тетивы серебряного лука, как искра сверкнула в воздухе не знающая промаха золотая стрела, за ней другая, третья; стрелы дождем посыпались на Пифона, и он бездыханный упал на землю. Громко зазвучала торжествующая победная песнь (пэан) златокудрого Аполлона, победителя Пифона, и вторили ей золотые струны кифары бога. Аполлон зарыл в землю тело Пифона там, где стоят священные Дельфы, и основал в Дельфах святилище и оракул, чтобы прорицать в нем людям волю отца своего Зевса. 
С высокого берега далеко в море Аполлон увидел корабль критских моряков. Под видом дельфина бросился он в синее море, настиг корабль и лучезарной звездой взлетел из морских волн на корму его. Аполлон привел корабль к пристани города Крисы и через плодородную долину повел критских моряков, играя на золотой кифаре, в Дельфы. Он сделал их первыми жрецами своего святилища.  
 
 
Кифара- Древнегреческий струнный музыкальный инструмент, подобный лире.  
Крисы - Город на берегу Коринфского залива, служивший гаванью для Дельф.

 

ДАФНА

 

Изложено по поэме Овидия "Метаморфозы". 
 
Светлый, радостный бог Аполлон знает и печаль, и его постигло горе. Он познал горе вскоре после победы над Пифоном. Когда Аполлон, гордый своей победой, стоял над сраженным его стрелами чудовищем, он увидел около себя юного бога любви Эрота, натягивающего свой золотой лук. Смеясь, сказал ему Аполлон: 
-На что тебе, дитя, такое грозное оружие? Предоставь-ка лучше мне посылать разящие золотые стрелы, которыми я сейчас убил Пифона. Тебе ль равняться славой со мной, стреловержцем? Уж не хочешь ли ты достигнуть большей славы, чем я? 
Обиженный Эрот гордо ответил Аполлону: - Стрелы твои, Феб-Аполлон, не знают промаха, всех разят они, но моя стрела поразит тебя. 
Эрот взмахнул своими золотыми крыльями и в мгновение ока взлетел на высокий Парнас. Там вынул он из колчана две стрелы: одну -ранящую сердце и вызывающую любовь, ею пронзил он сердце Аполлона, другую -убивающую любовь, ее пустил он в сердце нимфы Дафны, дочери речного бога Пенея. 
Встретил как-то прекрасную Дафну Аполлон и полюбил ее. Но лишь только Дафна увидела златокудрого Аполлона, как с быстротою ветра пустилась бежать, ведь стрела Эрота, убивающая любовь, пронзила ее сердце. Поспешил ей вслед сребролукий бог. 
- Стой, прекрасная нимфа, -взывал Аполлон, - зачем бежишь ты от меня, словно овечка, преследуемая волком, Словно голубка, спасающаяся от орла, несешься ты! Ведь я же не враг твой! Смотри, ты поранила ноги об острые шипы терновника. О, погоди, остановись! Ведь я Аполлон, сын громовержца Зевса, а не простой смертный пастух. 
Но все быстрее бежала прекрасная Дафна. Как на крыльях, мчится за ней Аполлон. Все ближе он. Вот сейчас настигнет! Дафна чувствует его дыхание. Силы оставляют ее. Взмолилась Дафна к отцу своему Пенею: 
- Отец Пеней, помоги мне! Расступись скорее, земля, и поглоти меня! О, отнимите у меня этот образ, он причиняет мне одно страдание! 
Лишь только сказала она это, как тотчас онемели ее члены. Кора покрыла ее нежное тело, волосы обратились в листву, а руки, поднятые к небу, превратились в ветви. Долго печальный стоял Аполлон пред лавром и, наконец, промолвил: 
-Пусть же венок лишь из твоей зелени украшает мою голову, пусть отныне украшаешь ты своими листьями и мою кифару, и мой колчан. Пусть никогда не вянет, о лавр, твоя зелень. Стой же вечно зеленым! 
А лавр тихо зашелестел в ответ Аполлону своими густыми ветвями и, как бы в знак согласия, склонил свою зеленую вершину.

 

АПОЛЛОН У АДМЕТА

 

Аполлон должен был очиститься от греха пролитой крови Пифона. Ведь и сам он очищает людей, совершивших  убийство. Он удалился по решению Зевса  в Фессалию к прекрасному и  благородному царю Адмету. Там пас он стада царя и этой службой искупал свой грех. Когда Аполлон играл средь пастбища на тростниковой флейте или на золотой кифаре, дикие звери выходили из лесной чащи, очарованные его игрой. Пантеры и свирепые львы мирно ходили среди стад. Олени и серны сбегались на звуки флейты. Мир и радость царили кругом. Благоденствие вселилось в дом Адмета; ни у кого не было таких плодов, его кони и стада были лучшими во всей Фессалии. Все это дал ему златокудрый бог. Аполлон помог Адмету получить руку дочери царя Иолка Пелия, Алкесты. Отец ее обещал отдать ее в жены лишь тому, кто будет в силах запрячь в свою колесницу льва и медведя. Тогда Аполлон наделил своего любимца Адмета непоборимой силой, и он исполнил эту задачу Пелия. Аполлон служил у Адмета восемь лет и, окончив срок своей искупающей грех службы, вернулся в Дельфы. 
Весну и лето живет Аполлон в Дельфах. Когда же наступает осень, вянут цветы и листья на деревьях желтеют, когда близка уже холодная зима, покрывающая снегом вершину Парнаса, тогда Аполлон на своей колеснице, запряженной белоснежными лебедями, уносится в не знающую зимы страну гипербореев, в страну вечной весны. Там живет он всю зиму. Когда же вновь зазеленеет все в Дельфах, когда под живящим дыханием весны распустятся цветы и пестрым ковром покроют долину Крисы, возвращается на лебедях своих златокудрый Аполлон в Дельфы прорицать людям волю громовержца Зевса. Тогда в Дельфах празднуют возвращение бога-прорицателя Аполлона из страны гипербореев. Всю весну и лето живет он в Дельфах, посещает он и родину свою Делос, где у него тоже есть великолепное святилище.

 

АПОЛЛОН И МУЗЫ

 

Весной и летом на склонах  лесистого Геликона, там, где таинственно  журчат священные воды источника  Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хоровод с девятью  музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины , - постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа - муза эпической поэзии, Эвтерпа -муза лирики, Эрато - муза любовных песен, Мельпомена - муза трагедии, Талия - муза комедии, Терпсихора -муза танцев, Клио - муза истории, Урания -муза астрономии и Полигимния - муза священных гимнов. Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению. 
Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется в сонме богов на светлом Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда замолкает все на Олимпе. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает свои могучие крылья и закрывает свои зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам кифары, тогда светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита, Арес с Гермесом - все участвуют в веселом хороводе, а впереди всех идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида. Залитые потоками золотого света, пляшут юные боги под звуки кифары Аполлона.

Информация о работе Аполлон