Формы безналичных расчетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 21:07, реферат

Краткое описание

При осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Стороны по договору вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов, указанных в пункте 1 статьи 862 Гражданского Кодекса Российской Федерации [1, с.246].
При расчетах платежным поручением банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или в ином банке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Вложенные файлы: 1 файл

Формы безналичных расчетов.docx

— 30.65 Кб (Скачать файл)

Формы безналичных расчетов

При осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Стороны по договору вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов, указанных в пункте 1  статьи 862 Гражданского Кодекса Российской Федерации [1, с.246].         

При расчетах платежным поручением банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или в ином банке  в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.        

 Порядок осуществления  расчетов платежными поручениями  регулируется законом, а также  установленными в соответствии  с ним банковскими правилами  и применяемыми в банковской  практике обычаями делового оборота.         

 Содержание платежного  поручения и представляемых вместе  с ними расчетных документов  и их форма должны соответствовать требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии  с ним банковскими правилами. Поручение плательщика исполняется банком при наличии  средств  на счете плательщика, если иное не предусмотрено договором между плательщиком и банком.        

 Банк, принявший платежное  поручение  плательщика, обязан перечислить соответствующую денежную сумму банку получателя средств  на счет лица, указанного в поручении, в срок, установленный пунктом 1 статьи 863   [1, с.863]. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента банк несет ответственность по основаниям и в размерах, которые предусмотрены главой 25 [1, с.121].        

 При расчетах по  аккредитиву банк, действующий по  поручению плательщика об открытии  аккредитива и в соответствии  с его указанием (банк-эмитент), обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель. К банку-эмитенту, производящему платежи получателю средств либо оплачивающему, акцептующему или учитывающему переводной вексель, применяются правила об исполняющем банке.

Отзывным  признается аккредитив, который может быть изменен или отмечен банком- эмитентом без предварительного уведомления получателя средств. Отзыв аккредитива не создает каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств. Исполняющий банк обязан осуществить платеж или иные операции по отзывному аккредитиву, если к моменту  их совершения им не получено уведомление об изменении условий или отмене аккредитива. Аккредитив является отзывным, если в его тексте  прямо не установлено иное.

Безотзывным признается аккредитив,  который не может быть отменен без согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк, участвующий  в проведении аккредитивной операции, может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Такое подтверждение означает принятие исполняющим банком дополнительного к обязательству банка-эмитента обязательства произвести платеж в соответствии с условиями аккредитива.

Для исполнения аккредитива получатель средств представляет в исполняющий банк документы, подтверждающие выполнение всех условий аккредитива. При нарушении хотя бы одного из этих условий исполнение аккредитива не производится.

Если исполняющий банк произвел платеж или осуществил иную операцию в соответствии с условиями аккредитива, банк-эмитент обязан возместить ему понесенные расходы. Указанные расходы, а также все иные  расходы банка-эмитента, связанные с исполнением аккредитива, возмещаются плательщиком.

Если исполняющий банк отзывает в принятии документов, которые по внешним признакам не соответствуют условиям аккредитива, он обязан незамедлительно проинформировать об этом получателя средств и банк-эмитент с указанием причин отказа.

Закрытие аккредитива в исполняющем банке производится :

- по истечении срока  аккредитива;

- по заявлению получателя  средств об отказе от исполнения  аккредитива до истечения срока  его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива;

- по требованию плательщика  о полном или частичном отзыве  аккредитива, если такой отзыв  возможен по условиям аккредитива.

Неиспользованная сумма покрытого аккредитива подлежит возврату банку-эмитенту незамедлительно одновременно с закрытием аккредитива. Банк-эмитент обязан зачислить возвращенные суммы на счет плательщика, с которого депонировались средства.

При расчетах по инкассо банк (банк-эмитент) обязуется  по поручению клиента осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа. Порядок осуществления расчетов по инкассо регулируется законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. При отсутствии какого-либо документа или несоответствии документов по внешним признакам инкассовому поручению исполняющий банк обязан немедленно известить об этом лицо, от которого было получено инкассовое поручение. В случае не устранения указанных недостатков банк  вправе возвратить документа без исполнения.

Если документы подлежат оплате по предъявлении, исполняющий банк  должен сделать представление к платежу немедленно по получении инкассового поручения. Если документы подлежат оплате в иной срок, исполняющий банк должен для получения акцепта плательщика представить документы к акцепту немедленно   по получении инкассового поручения, а требование платежа должно быть сделано не позднее дня наступления указанного в документе срока платежа.

Частичные платежи могут быть приняты в случаях, когда это установлено банковскими правилами, либо при наличии специального разрешения в инкассовом поручении.

Полученные (инкассированные) суммы должны быть немедленно переданы исполняющим банком в распоряжение банку-эмитенту, который обязан зачислить эти суммы на счет клиента. Исполняющий банк вправе удержать из инкассированных сумм причитающиеся ему вознаграждение и возмещение расходов.

Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чеко-держателю.

В качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет средства,  которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Выдача чека не погашает денежного обязательства, во исполнение которого он выдан. Отзыв чека до истечения срока для его предъявления не допускается.

Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются Гражданским Кодексом Российской Федерации, а в части, им не урегулированной, другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.

Чек должен содержать:

- наименование  «чек», включенное в текст документа;

- поручение плательщику  выплатить определенную денежную  сумму;

- наименование плательщика  и указания счета, с которого  должен быть произведен платеж;

- указание валюты платежа;

- указание даты и места  составления чека;

- подпись лица, выписавшего  чек,- чекодателя.

Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизитов лишает его силы чека. Чек, не содержащий указание места его составления, рассматривается как подписанный в месте нахождения чекодателя. Указание о процентах  считается ненаписанным. Форма чека и порядок его заполнения определяются законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.        

 Чек оплачивается за  счет средств чекодателя. Чек  подлежит оплате плательщиком  при предъявлении его к оплате  в срок, установленный законом.

Плательщик  по чеку обязан удостоверится всеми доступными ему способами в подлинности чека, а также в том, что предъявитель чека является уполномоченным по нему лицом. При оплате индоссированного чека плательщик обязан проверить правильность индоссаментов, но не подписи индоссонтов.

Убытки, возникшие вследствие оплаты плательщиком подложенного, похищенного или утраченного чека,  возлагаются на плательщика или чекодателя в зависимости от того, по чьей вине  они были причинены.

Передача прав по чеку производится в порядке, установленном статьей 146 Гражданского Кодекса Российской Федерации.        

 Отказ от оплаты  чека должен быть удостоверен  одним из следующих способов:

- совершением нотариусом  протеста либо составлением равнозначного  акта в порядке, установленном  законом;

- отметкой плательщика  на чеке об отказе в его оплате с указанием даты представления чека к оплате;

- отметкой  инкассирующего банка с указанием даты о том, что чек своевременно выставлен и не оплачен.

 

1.3  Порядок открытия и закрытия счетов в банке

Для осуществления финансово-хозяйственной деятельности юридическими лицами, их структурным (обособленным и необособленными) подразделениями, физическими лицами, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, открываются соответствующие счета в банках.

Организации в праве открывать несколько  расчетных  и специальных  текущих счетов любом банке для хранения  денежных средств  и осуществления  всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.

Расчетным счетом является счет юридического лица-резидента, по законодательству  Российской Федерации являющегося коммерческой организацией, по его основной деятельности, а также счет гражданина-предпринимателя, зарегистрированного  в качестве индивидуального предпринимателя, который открывается в самостоятельно выбранном банке. Счет предназначен   для зачисления выручки от реализации продукции, работ и услуг, учета своих доходов от внереализационных операций, сумм полученных кредитов и иных поступлений, осуществления расчетов с поставщиками, бюджетами по налогам и приравненных к ним  платежам, с персоналом по оплате труда и прочим операциям, с банками по полученным кредитам и процентам по ним, а также для платежей по решениям судов, арбитражных судов и других органов, имеющих право принимать решения о взыскании средств со счетов юридических лиц в бесспорном порядке.

Текущий счет- это счет юридического лица-резидента, не являющегося коммерческой организацией, предназначенный  для осуществления расчетных операций в соответствии с целями его деятельности, предусмотренными его учредительными документами, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Текущие счета открывают филиалам, представительствам, отделениям и другим обособленным подразделениям организаций, как правило, расположенным вне местонахождения головной организации. Счета могут открываться в банках при представлении ходатайства юридического лица.

Расчетный счет открывается вновь зарегистрированным юридическим лицам, а также в случаях перехода юридического лица на расчетное обслуживание из одного банка в другой.

Для открытия расчетного счета клиент предоставляет в учреждение банка следующие документы:

- заявление на открытие  счета (форма №0401025);

- копию справки о присвоении  организацией статистических кодов;

- копию устава предприятия, заверенную нотариально;

- копию    регистрационного    свидетельства    организации,    заверенную нотариально или в регистрационной палате;

- протокол собрания учредителей  с решением о создании данной  организации и избрания директора;

- два экземпляра карточки  с образцами подписей руководителя  предприятия (его заместителя), главного  бухгалтера (его заместителя) и оттиски  печати, заверенные нотариально;

- копию свидетельства  о постановке на учет в налоговой  инспекции;

- справку о регистрации  в качестве плательщика в Пенсионный  фонд России;

- справку о регистрации  в качестве плательщика обязательных  платежей в Фонд социального  страхования РФ;

- справку о регистрации  в качестве плательщика обязательных  платежей в фонды обязательного  медицинского страхования.

Заявление об открытии счета подписывается руководителем и главным бухгалтером владельца счета. Если в штатном расписании предприятия не предусмотрено должности главного бухгалтера, заявление пописывает только руководитель. Оттиск печати на заявлении должен соответствовать по цвету и форме оттиску на карточке с образцами подписей и оттиска печати.

Свидетельство о государственной регистрации предприятия выдается в регистрационной палате по месту его нахождения. Для вновь создаваемого предприятия первоначально выдается временное свидетельство. По нему в банке открывается расчетный (текущий) счет. Предприятие считается созданным и приобретает права юридического лица со дня его  регистрации. После открытия счета выдается постоянное свидетельство о государственной регистрации, копия которого должна быть представлена клиентом в банк в течение трех дней. Копия постоянного свидетельства подшивается в юридическое дело клиента, хранящееся в бухгалтерии банка.

Копия устава,  представляемая в учреждение банка, заверяется нотариально или органом,  издавшим (утвердившим) устав. Заверение производиться подписью должностного лица с указанием должности и скрепляется оттиском присвоенной печати. Применение факсимиле подписи для заверения не допускается.

Все финансово-расчетные документы составляются за двумя подписями (первой и второй). Право первой подписи принадлежит руководителю предприятия, которой открывается счет. Первую подпись могут ставить также должностные лица, уполномоченные руководителем, если такое передоверие полномочий не запрещено вышестоящей организацией. В тех случаях, когда передоверие права первой подписи запрещено, об этом делается специальная оговорка в справке о полномочиях. Отсутствие вышеуказанной оговорки означает право на передоверие. 

Информация о работе Формы безналичных расчетов