Анализ внутренней нормативной документации школьной библиотеки «Запасноимбежской средней общеобразовательной школы имени С.В. Потапова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 09:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить процесс организации внутренних нормативно-правовых документов в библиотеке общеобразовательного учреждения «Запасноимбежской средней общеобразовательной школы имени С.В. Потапова»
Объект исследования – библиотека бюджетного общеобразовательного учреждения «Запасноимбежская средняя общеобразовательная школа имени С.В. Потапова»

Содержание

Введение…………………………………………………………………….………...2 Глава 1.Внутренняя нормативная документация библиотеки
Значение внутренней нормативной документации библиотеки…….4
1.2. Виды внутренней нормативной документации библиотеки……………6
Глава 2. Анализ внутренней нормативной документации школьной библиотеки «Запасноимбежской средней общеобразовательной школы имени С.В. Потапова»
2.1.Характеристика учреждения…………………………………………….21
2.2. Внутренняя нормативная документация библиотеки…………………24
Заключение…………………………………………………………………………..34
Список литературы………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

внутренние документы.docx

— 60.19 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

Введение…………………………………………………………………….………...2 Глава 1.Внутренняя нормативная документация библиотеки

    1. Значение внутренней нормативной документации библиотеки…….4

   1.2. Виды внутренней  нормативной документации библиотеки……………6

Глава 2. Анализ внутренней нормативной документации школьной библиотеки «Запасноимбежской средней общеобразовательной школы имени С.В. Потапова»

2.1.Характеристика учреждения…………………………………………….21

2.2. Внутренняя нормативная  документация библиотеки…………………24

Заключение…………………………………………………………………………..34

Список литературы………………………………………………………………….36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современная российская библиотека функционирует в многоаспектном правовом поле, являясь субъектом и объектом правовых отношений. Эффективно применять федеральные системообразующие (кодексы), межотраслевые, смежные и базовые отраслевые законодательные акты, профильные региональные законы, а также конкретизирующие и развивающие их соответствующие подзаконные нормативно-правовые документы в повседневной практике библиотеки дает возможность, грамотно составленная и скорреспондированная друг с другом внутрибиблиотечная организационно-правовая документация. Оптимальная система внутренней правовой регламентации позволяет успешно обеспечивать и предметно осуществлять локальное юридическое регулирование общих принципов деятельности, отдельных направлений и конкретных аспектов работы библиотеки.

Формирующийся в каждой библиотеке комплекс («пакет») внутренней нормативной документации объективно состоит из совокупности отдельных взаимосвязанных и взаимодополняющих блоков. Входящие в них документы отражают правовые, организационные и технологические стороны профессиональной деятельности, фиксируют цели, порядок и условия функционирования библиотеки как информационного, образовательного и культурно-досугового учреждения (социального института).

Цель исследования – изучить процесс организации внутренних нормативно-правовых документов в библиотеке общеобразовательного учреждения «Запасноимбежской средней общеобразовательной школы имени С.В. Потапова»

Объект исследования – библиотека бюджетного общеобразовательного учреждения «Запасноимбежская средняя общеобразовательная школа имени С.В. Потапова»

Предмет исследования – организация делопроизводства в библиотеке общеобразовательного учреждения «Запасноимбежской средней общеобразовательной школы имени С.В. Потапова»

Исходя из цели объекта и предмета исследования, в выпускной квалификационной работе поставлены и решены следующие основные задачи:

Охарактеризовать деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения «Запасноимбежской средней общеобразовательной школы имени С.В. Потапова»

Рассмотреть внутренние нормативно-правовые документы библиотеке..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Глава 1.Внутренняя нормативная документация библиотеки

    1. Значение внутренней нормативной документации библиотеки

 

 

Базовым элементом массива организационно-правовой документации библиотеки являются учредительные документы: Устав (Положение) и Учредительный договор (Решение собственника о создании). С их помощью осуществляется юридическое закрепление правоспособности и правоотношений библиотеки с учредителем (балансодержателем) и обеспечивается ее участие в так называемом гражданском обороте.[7]

В качестве основного обязательственного документа, определяющего легитимный характер взаимоотношений библиотеки и пользователей, а также соответствующий правовой режим ее деятельности, выступают Правила пользования библиотекой. Именно здесь отражаются специфические аспекты правоотношений в условиях библиотеки, в том числе приоритет прав пользователя, делегирование администрацией библиотеки обязанностей по разноплановым контактам с пользователями функциональным сотрудникам (исполнителям).

Отдельные позиции Правил пользования библиотекой целесообразно детализировать в специальных Положениях, регламентирующих конкретные направления взаимоотношений с пользователями: о дополнительных (сервисных) услугах/платном обслуживании, договорной деятельности, залоговых отношениях, об экономических санкциях за нарушение установленных норм и др. Такие документы можно рассматривать как этап внутренней стандартизации библиотечной работы.

Другое важное звено локальной нормативной документации — Положения о структурных подразделениях (отделах, секторах, залах, абонементах, кабинетах, специализированных центрах и др.) библиотеки, регулирующие внутрибиблиотечные организационно-управленческие отношения.[7]

Правовые аспекты реализации кадровой политики библиотеки с учетом современных социально-экономических требований логично закреплять в особом блоке внутренней нормативной документации. Так, в Правилах внутреннего трудового распорядка библиотеки фиксируются юридические положения по поводу взаимоотношений администрации и сотрудников, отражается специфика применения норм трудового законодательства в конкретных условиях и в контексте кадрового менеджмента. В свою очередь, социально-трудовые отношения в библиотеке регламентируются Коллективным договором, а экономико-правовые акценты управления трудовыми ресурсами — в Положении об оплате труда и/или материальных выплатах сотрудникам библиотеки. Сюда же примыкают индивидуальные трудовые договоры (контракты) с постоянными (штатными) и временными библиотечными работниками и обслуживающим персоналом. Первичным уровнем документирования повседневной библиотечно-информацион- ной деятельности в условиях правовой регламентации научной организации труда и менеджмента персонала библиотеки являются персонифицированные должностные инструкции сотрудников, соответствующие утвержденному штатному расписанию.

Определяющую роль в текущем правовом регламентировании повседневной библиотечной работы играет оперативно-распорядительная документация — приказы и распоряжения руководителя библиотеки. В этом же ряду можно рассматривать постановления (решения) коллегиальных и представительных (общественных) органов управления библиотекой (комиссий, советов, собраний, совещаний и т. посреди ключевых критериев, которые необходимо учитывать при определении номенклатуры, разработке и актуализации внутрибиблиотечных нормативных документов как локальных правовых актов, регулирующих конкретную деятельность, выделим:

  • соответствие общеправовым и отраслевым нормам (максимальная интеграция юридических документов различного уровня регламентации);
  • скорреспондированность разноаспектной внутренней документации;
  • релевантность содержания, мобильность структуры (возможность ситуационной корректировки отдельных положений /позиций);
  • физическая и смысловая доступность для всех субъектов правоотношений.

В последние годы в отечественной библиотечной сфере наблюдается активизация использования организационно-правовых методов управления библиотекой, идет интенсивный процесс локального правотворчества. Формируется разветвленная внутрибиблиотечная нормативная база, определяющая адекватный правовой алгоритм функционирования конкретной библиотеки в соответствующих условиях. От того, насколько юридически корректно и своевременно подготовлен актуальный внутрибиблиотечный документ, как он соотносится с уже действующими в библиотеке правовыми нормами, обладает ли необходимым коммуникационным потенциалом, в какой степени позволяет обеспечить правоприменительную практику — зависят оперативность и результативность юридической регламентации текущей библиотечной деятельности, то есть правовая культура библиотеки.[7]

        

1.2. Виды внутренней нормативной  документации библиотеки

 

  Применение на практике  правовых документов, от федеральных  до внутрибиблиотечных, позволит  реализовать правоспособность библиотек, определить формы взаимоотношений  с пользователями, учредителями, органами  власти; выявить каналы спонсорской  помощи, обосновать возможные виды  инициатив, включить юридические  нормы во внутрихозяйственную  деятельность библиотек.

Федеральные законы регулируют деятельность библиотек, направления их развития в целом, но не разъясняют все нюансы библиотечной практики. Для этого существует внутренняя нормативная документация библиотек. Библиотечные законы предоставляют администрации библиотек достаточные полномочия в создании таких документов. Единственное условие – чтобы они не противоречили основным правовым нормам. [18,c.13]

     Наличие у  современной библиотеки локальных  документов свидетельствует о  правовой культуре. Правильно составленные  документы помогают избежать  многих ошибок.

     Боязнь ответственности  заставляет многих специалистов  библиотек либо обходиться вообще  без внутренней документации, либо  копировать документы, разработанные  другими библиотеками. Муниципальное  учреждение культуры «Центральная  городская библиотека» (МУК ЦГБ) при разработке собственной локальной  нормативной базы была в числе  экспериментаторов. Ее внутренняя  нормативная документация:

 отражает правовые, организационные, технологические стороны профессиональной  деятельности библиотеки;

 фиксирует цели, порядок, условия функционирования библиотеки  как информационного, культурно-досугового, образовательного учреждения.

      Разработка  Устава

     Основным локальным  нормативным документом библиотеки  является Устав. Рассмотрим этапы  формирования этого документа  и некоторые нюансы его содержательной  части.

     Регистрация  юридического лица. Желание независимости, хозяйственной самостоятельности  у библиотеки возникло после  выхода в свет вышеперечисленных  федеральных законов. В частности, чтобы стать независимой от  Управления культуры при распределении  бюджетных и внебюджетных средств, она в 1995 г. выделилась из состава  централизованной бухгалтерии. Для  этого были пройдены следующие  этапы регистрации ее как юридического  лица:

 направлено официальное  письмо в Управление культуры  администрации города;

 разработан Устав библиотеки;

 Устав утвержден учредителем  – Управлением культуры;

 Устав согласован с  Комитетом по управлению имуществом  и главой администрации;

 заказаны печати нового  юридического лица – МУК ЦГБ;

 отправлены информационные  письма в налоговую инспекцию, отдел социального страхования, центр занятости, пенсионный фонд;

 получена справка из  налоговой инспекции для банка;

 составлены письма  для банка;

 заполнены регистрационные  бланки в банке;

 сделаны факсимиле  директора МУК ЦГБ, заместителя  директора, главного бухгалтера;

 в штатное расписание  введено новое структурное подразделение  – «Бухгалтерия»;

 в банке открыты  бюджетный и спецсчета;

 отправлены письма-уведомления  о новом юридическом лице –  МУК ЦГБ – в коммунальные  службы, на телефонную станцию, в  ремонтно-строительные, пожарные, охранные  службы;

 приняты от централизованной  бухгалтерии бухгалтерские документы  МУК ЦГБ;

 оформлены техпаспорта  на все здания МУК ЦГБ и  документы на зем-леотвод.

     Таким образом, были оформлены правовые отношения  библиотеки и учредителя –  Управления культуры.

     Статус юридического  лица позволяет библиотеке иметь  в оперативном управлении имущество: книжные фонды, мебель, оборудование, здания. От своего имени она  имеет право приобретать и  осуществлять имущественные и  личные неимущественные права, нести  ответственность, быть истцом и  ответчиком в суде.

     Важным для  МУК ЦГБ явилось законодательное  отнесение библиотек к некоммерческим  организациям, так как эта организационно-правовая  форма позволяет осуществлять  предпринимательскую деятельность  в рамках целей, ради которых  она создана.

     Предмет и  цели деятельности. Справедливо, что, согласно законодательству, библиотеки  имеют право самостоятельно устанавливать  предмет и цели деятельности  в зависимости от типа и  контингента пользователей.

     Организация  деятельности. Сложнее было с  согласованием главы «Организация  деятельности», так как полученная  библиотекой возможность самостоятельного  хозяйствования ограничивалась  «… пределами, установленными вышестоящим  ведомством».

      В обязанности  библиотеки при осуществлении  хозяйственной деятельности входит:

 представление на утверждение  в вышестоящую организацию смет, штатных расписаний, планов, отчетов;

 несение ответственности  за нарушение договорных, кредитных, расчетных обязательств, правил  хозяйственной деятельности в  порядке, установленном законодательством  РФ.

     Учет результатов  производственной, хозяйственной и  иной деятельности, ведение статистической  и бухгалтерской отчетности, перечисление  налогов в пенсионный фонд, фонд  социального и имущественного  страхования осуществляются бухгалтерией  библиотеки.

     Право собственности  на землю в Уставе библиотеки  пока не закреплено, до принятия  Земельного кодекса РФ, тем не  менее произведена паспортизация  зданий и землеотвода.

Информация о работе Анализ внутренней нормативной документации школьной библиотеки «Запасноимбежской средней общеобразовательной школы имени С.В. Потапова