Анализ динамики и структуры государственного внешнего долга РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 07:57, контрольная работа

Краткое описание

В общем объеме долговых обязательств по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, основной объем долга составляют задолженность по еврооблигационным займам. Еврооблигации - это ценные бумаги, эмитированные в валюте, отличной от национальной денежной единицы эмитента, имеющие средне- или долгосрочное обращение на территории иностранных государств, кроме страны эмитента. Данный вид долговых обязательств в структуре государственного внешнего долга Российской Федерации составлял по состоянию на 1 апреля 2010 года 25 487,0 млн. долл. США.

Вложенные файлы: 1 файл

структура ВН и ВНШ гос долга рф.docx

— 19.34 Кб (Скачать файл)

 

4.1 Анализ динамики и структуры государственного внешнего долга РФ

 

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего  СССР, принятые РФ) складывается из:

  1. задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба;
  2. задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба;
  3. задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ;
  4. коммерческая задолженность бывшего СССР;
  5. задолженность перед международными финансовыми организациями;
  6. задолженность по еврооблигационным займам;
  7. задолженность по ОВГВЗ;
  8. задолженность по гарантиям РФ в иностранной валюте.

В общем  объеме долговых обязательств по кредитам, полученным от правительств иностранных  государств, основной объем долга  составляют задолженность по еврооблигационным займам. Еврооблигации - это ценные бумаги, эмитированные в валюте, отличной от национальной денежной единицы эмитента, имеющие средне- или долгосрочное обращение на территории иностранных государств, кроме страны эмитента. Данный вид долговых обязательств в структуре государственного внешнего долга Российской Федерации составлял по состоянию на 1 апреля 2010 года 25 487,0 млн. долл. США.

Задолженность перед международными финансовыми  организациями на 1 апреля 2010 составляет 3 588,9 млн. долл. Международные финансовые организации – это межгосударственные финансовые институты, специализирующиеся на кредитовании и других финансовых операциях в соответствии с уставами, утверждениями странами – членами. Внешняя задолженность Российской Федерации в части международных финансовых организаций включает в себя государственные долговые обязательства перед следующими организациями:

  1. Международный валютный фонд (МВФ);
  2. Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
  3. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

По состоянию  на 1 апреля 2010 года задолженность перед  странами кредиторами - не членами Парижского клуба кредиторов составило 1 811,2 млн. долл. США.

Облигации внутреннего государственного валютного  займа - государственные ценные бумаги. Выпущены с целью переоформления задолженности бывшего СССР по средствам  на счетах российских юридических лиц  во Внешэкономбанке, заблокированных  по состоянию на 1 января 1992 года. Эмитентом  является Министерство финансов Российской Федерации. Облигации номинированы в долларах США. Номинал облигаций  одна, десять и сто тысяч долл. Купонная ставка - 3% годовых, начисляется  ежегодно 14 мая. Сроки погашения - 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Задолженность по ОВГВЗ на 1 апреля 2010 года составлял 1 313, 0 млн. долл.

По состоянию  на 1 апреля 2010 года объем задолженности  перед странами - бывшими членами  СЭВ составил 1 265,5 млн. долл.

К обязательствам Российской Федерации перед Парижским  клубом кредиторов относится задолженность  по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованными правительственными страховыми организациями. По состоянию  на 1 апреля 2010 года задолженность перед  странами кредиторами - членами Парижского клуба составляет 902,0 млн. долл.

Коммерческая  задолженность является наиболее сложной  с точки зрения урегулирования. Под  коммерческой задолженностью бывшего  СССР понимаются следующие инструменты: коммерческие кредиты (контракты с  рассрочкой платежа, краткосрочные  и среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями, тратты и векселя с платежом по предъявлении), аккредитивы (отзывные и безотзывные, включая аккредитивы  с рассрочкой платежа) и инкассо. В 1991 году негарантированная коммерческая задолженность СССР составляла более 6 млрд. долл.

Задолженность по гарантиям Российской Федерации  в иностранной валюте на 1 апреля 2010 года составляет 841,0 млн. долл.

В последние  годы наметилась тенденция к сокращению внешнего долга Российской Федерации. В 1998 г. он составил 158,7 млрд. долл., а  по состоянию на 1 января 2010 г. снизился до 37,6 млрд. долл.

 

 

 

 

4.2 Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга РФ

 

Внутренний  долг государственный – финансовые обязательства государства, возникающие  в связи с привлечением для  выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных  организаций и населения страны.

 

Структура современного внутреннего долга  РФ:

  1. Государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС), с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС):
  2. Облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с амортизацией долга (ОФЗ-АД).

Купонные  облигации могут выпускаться  с фиксированной процентной ставкой, доход по которой выплачивается  постоянно на протяжении всего срока  обращения облигации. Облигации  федерального займа (ОФЗ) – облигации, выпускаемые Министерством финансов Российской Федерации. Данные облигации являются купонными, т. е. по ним предусмотрены процентные выплаты по купонам. По некоторым выпускам ОФЗ в определенные даты предусматривается частичное погашение номинала (амортизация долга). Данные облигации попадают в категорию государственных облигаций.

Объем внутреннего  государственного долга Российской Федерации, выраженного в государственных  ценных бумагах, снизился по сравнению  с показателем на 1 января 2009г. (1 трлн. 421 млрд. 439 млн. руб.) на 1,7% и составил на 1 апреля 2009г. 1 трлн. 397 млрд. 268 млн. руб.

В структуре  внутреннего долга наибольшую долю (63,12%) на 1 апреля занимали ОФЗ-АД в сумме 882,026 млрд. руб. ОФЗ-ПД - 23,61% в сумме 329,999 млрд. руб. ОФЗ-ФК составляли в структуре  долга 1,27% - 17,828 млрд. руб. ГСО-ФПС составляли 9,44%, или 132 млрд. руб., ГСО-ППС - 2,53%, или 35,415 млрд. руб.

Минфин  РФ привлек в январе-марте 2009г. на внутреннем рынке государственных  облигаций 1 млрд. 818,2 руб. При этом объем  погашения основного долга составил 25 млрд. 939 млн. руб. (по номиналу - 26 млрд. руб.). Чистое привлечение (привлечение  минус погашение долга) составило  отрицательную величину - минус 24 млрд. 120,8 млн. руб. Расходы на обслуживание госдолга составили 28 млрд. 303,4 млн. руб. Таким образом, чистое поступление  средств в федеральный бюджет в I квартале 2009г. от операций с рублевыми  госбумагами составило отрицательную  величину - минус 52 млрд. 424,2 млн. руб.

Так, в  январе-марте 2009г. было произведено  размещение только облигаций с постоянным купонным доходом, в результате чего привлечено 1 млрд. 818,2 млн.руб. Погашение  основного долга производилось  по государственным сберегательным облигациям с постоянной процентной ставкой купонного дохода на сумму 9 млрд. 946,2 млн. руб. и по облигациям федерального займа с фиксированным  купоном на сумму 15 млрд. 992,8 млн. руб. Расходы на обслуживание долга в  январе-марте 2009г. по ОФЗ-ПД составили 4 млрд. 418,1 млн. руб., ОФЗ-АД - 20 млрд. 135,3 млн. руб., ГСО-ФПС - 3 млрд. 179 млн. руб., ГСО-ППС - 324,4 млн. руб.

Эволюция  рынка государственных ценных бумаг  вполне логично разбивается на этапы, которые отражают его интенсивное  развитие, появление ресурсных ограничений, открытие рынка для внешнего капитала, возникновение глубокого кризиса. На текущий момент можно выделить пять этапов развития российского рынка  внутреннего долга.

Этап 1 связан с переходом российских денежных властей от прямого финансирования Центральным банком РФ дефицита федерального бюджета к созданию рынка федеральных  облигаций. Этап 2 обусловлен возникновением ресурсных ограничений для дальнейшего  развития рынка внутреннего долга  и его открытием для внешних  инвесторов. Содержание этапа 3 определяется системным финансовым кризисом, тогда  как этап 4 характеризуется его  постепенным преодолением. Наконец, этап 5 представляет современное развитие рынка внутреннего долга.

На рынке  государственных ценных бумаг за последние годы произошли позитивные изменения: проведена новация по государственным ценным бумагам, восстановлено  доверие участников рынка, отлажена инфраструктура и нормативное регулирование  рынка государственных ценных бумаг. Благодаря эффективной долговой и макроэкономической политике удалось  полностью восстановить доверие  инвесторов к рынку внутренних заимствований, что привело к значительному  увеличению ликвидности рынка и  объемов размещаемых на нем финансовых инструментов. Значительно улучшились качественные характеристики рынка:

  1. снижен уровень доходности по государственным облигациям;
  2. стратегия формирования портфеля внутренних обязательств, основанная на предложении разнообразных финансовых инструментов, была положительно воспринята инвесторами;
  3. значительно увеличились ликвидность рынка и ежедневный оборот по государственным облигациям.

Основное  увеличение внутреннего долга произошло  в период 1993-98гг., когда бурно рос  рынок государственных ценных бумаг, выпускаемых для покрытия дефицита бюджета. Тогда же задолженность  различных кредиторов перед Банком России (в том числе возникших  до распада СССР) принималась на государственный внутренний долг. Последовавшее  за кризисом 1998 г. некоторое снижение в росте государственных заимствований  сменилось их активным ростом, начиная  с 2003 г. (рис. 2).

 

 

 

 

Существует  ряд мнений специалистов, что экспансия  внутреннего долгового финансирования имеет многочисленные отрицательные  последствия для экономики страны.

Одним из негативных последствий внутренних государственных заимствований  является так называемый «эффект  вытеснения частных компонентов  совокупного спроса». Его суть состоит  в следующем. Если правительство  выпускает облигации государственных  займов, номинированных в национальной валюте, то спрос на кредитные ресурсы  внутри страны возрастает, что приводит к увеличению средних рыночных процентных ставок (или их меньшему снижению, чем  могло бы быть в отсутствие государственных  заимствований). Если внутренние процентные ставки изменяются гибко (ситуация ограниченной иностранной мобильности капитала), то их увеличение (не снижение) может  быть достаточно существенным для того, чтобы отвлечь значительные кредитные  ресурсы от негосударственного сектора. В результате частные инвестиции, чистый экспорт и частичные потребительские  расходы снижаются. Таким образом, рост долгового финансирования государственных  расходов «вытесняет» все виды негосударственных  расходов: снижается инвестиционный и потребительский спрос, а также  чистый экспорт.


Информация о работе Анализ динамики и структуры государственного внешнего долга РФ