Экология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 19:48, реферат

Краткое описание

В современном обществе всё больше и больше развивается эта тема, появляются всё новые источники загрязнения, а так же способы сохранения (защиты) окружающей среды. В своём реферате я рассмотрю историю развития экологии как науки, источники загрязнения окружающей среды, а так же способы сохранения её.

Содержание

Введение3
Основная часть4
Глава 14
Глава 27
Глава 312
Глава 415
Глава 517
Глава 619
Заключение22
Список литературы24

Вложенные файлы: 1 файл

Кондрашова Елена-реферат.docx

— 56.21 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
Факультет социальной педагогики 
Кафедра математики и естественных наук  

 

 

  

 

 

 

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«ЭКОЛОГИЯ КАК НАУКА». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

1 курса, 
группы 1.1 
Кондрашова Е.К.

Научный руководитель 
КСЕ Ершов В. Д

Оценка   _____   

Москва 2013

 

Оглавление

Введение3

Основная часть4

Глава 14

Глава 27

Глава 312

Глава 415

Глава 517

Глава 619

Заключение22

Список литературы24

 

 

Введение.

Я выбрала данную тему для своего реферата, потому что эта тема очень актуальна на все временна, она глобальна и широка по своим направлениям.

В современном обществе всё больше и больше развивается эта тема, появляются всё новые источники загрязнения, а так же способы сохранения (защиты) окружающей среды. В своём реферате я рассмотрю историю развития экологии как науки, источники загрязнения окружающей среды, а так же способы сохранения её.

Для написания реферата я использовала учебники и учебно-методические пособия для ВУЗов и школ по экологии.

В мой реферат входят введение, основная часть (6 глав) и заключение.

Во введении показана идея и цель реферата. В главе 1 показаны основы экологии общая информация о ней, во 2 главе рассказано об истории возникновения экологии как науки, в 3 главе пойдёт речь о том, что же является предметом, объектом, задачами, целью, какие методы экология использует и какие разделы имеются в экологии, в 4 главе описана экология в системе естественных наук, в 5 главе рассказано об экологическом кризисе, в 6 главе идёт речь о непосредственном значении экологии. В заключении показаны мои личные выводы и мой взгляд на данную информацию.

 

 

Основная часть.

Глава 1.

Итак, что же такое Экология?

Экология имеет долгую предысторию и, как наука, она представляет собой естественный этап роста научных знаний о природе. Начала экологических представлений восходят к глубокой древности.

При воздействие человека на природу деятельность его переходит грань сохранения биологического равновесия. Любые, даже самые мелкие, изменения в окружающей среде дадут основу для новых взаимосвязей природы и общества и непредвиденным последствиям из этого.

 «Экология (от греч. «ойкос» — дом, жилище и «логос» - учение) - наука, изучающая условие существования живых и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают». Такую трактовку экологии нам даёт В. И. Коробкин и Л. В. Передельский в своём учебнике «Экология» для ВУЗов. Как нам известно, экология, в самом начале своего существования, изучалась как большая доля биологической науки и рассматривалась в совокупности с другими науками, например, такими как физика, география, химия и т.д.

Часто встречается перевод экологии как наука о доме, жилище, но такое понимание не совсем точно. В древности греки понимали термин «экология» гораздо обширнее. Экосом они звали любое место нахождения человека, будь то городское поселение или горы, где они выгуливали скот.

В середине XX в. экологию начали трактовать как учение об экосистемах и биосфере. Такое понимание появилось благодаря работам В. И. Вернадского, В. В. Докучаева, Ю. П. Одума, А. Дж. Тенсли, Н. В., Тимофеева-Ресовского и других знаменитых ученых. В итоге оказалось понятно, что нынешняя биосфера, среда обитания всех живых существ – это именно продуктом их жизнедеятельности.

Никакие живые организмы не могут воздействовать в окружении только себе подобных, жизнь существует лишь в биоценозах (сообществах) и в строго определенной последовательности условий, характеризующей место их обитания (биотоп). Единство биотопа и биоценоза — главная позиция современной экологии, концепция экосистемы. Экосистемы и биосфера в основном считаются высшим уровнем организации живых организмов. Они, как и любая другая живая система, способны к самосохранению, поддержанию состава своего вида и созданию взаимодействий у отдельных видов. Этот взгляд на экологическое равновесие — один из основных понятий современной экологии.

Существование цивилизации на планете Земля взаимосвязана с природными условиями. Цивилизация возникла непосредственно тогда, когда человек освоил использование огня и других средств и орудий, помогающих ему изменять среду обитания. Экология получила практический интерес в момент появления человечества.

Человек, на каждом этапе становления, начиная с момента его появления на планете, на прямую влиял на среду своего обитания. Изначально всего лишь как биологический вид; потом, с момента создания орудий охоты, охотником, с помощью чего начал воздействовать на численность и видовой состав животных. Параллельно этому, в период поиска пищи и создания благоприятных условий для проживания, человек влиял на природу через формирование антропогенных ландшафтов и, опять же, численный и видовой состав растений. Когда человек начал приручать скот и вести домашнее хозяйство, начался рост общин, и возникали первые крупнейшие поселения. Ещё за II тыс. лет до н. э. в Месопотамии и Египте человек создал оросительные системы, что конкретно изменило окружающую среду.

Все эти изменения в природе, на то время, были не сильно велики, но это уже приводило к осушению водоёмов, эрозии почв, опустынивание, что, в конечном счете, привело к экологическим кризисам.

Появившиеся в момент цивилизации города изначально хорошо вжились в природную среду, даже не взяв во внимание то, что по количеству проживающих в городах в древности вполне сравнимы с современными.

В период создания первых городов, человек ещё не осознавал необходимость в элементарных санитарных норм. Первая в истории система городской канализации  появилась только в III – II тысячелетиях до н.э. в Индии. Потом был создан первый водопровод в Риме со своей системой канализации. С падением Римской империи в городах государств, появившихся на её развалинах, была абсолютная антисанитария, из-за того что все необходимые знания на этот счёт были потеряны.

 

 

Глава 2.

Рассмотрим историю развития экологии.

Экология как наука начала своё существование в конце XVIII веке, и то изначально всего лишь как один из разделов зоологии.

Развитие классической биологии много времени двигалось по шагам изучения морфологических и функциональных особенностей организмов в совокупности с ними и с условиями существования.

Предысторией экологии являются труды, по большей части, географов XVIII—XIX вв. Первые взгляды о биосфере как сфере жизни и оболочке Земли даны Ж.-Б. Ламарком (1744—1829) в труде «Гидрология». Термин «биосфера» первым ввел в научную область в 1875 г. австрийский геолог Э. Зюсс (1831—1914), в его трудах биосфера понималась как тончайшая пленка жизни на поверхности Земли, в большей мере определяющую внешность Земли. Существенной частью в изучении науки об образе жизни разных живых организмов является труд Т. Мальтуса (1798), в котором приведены уравнения экспоненциального роста популяций как основной части демографических концепций. Через некоторое время П. Ф. Ферхюльст предложил уравнение «логистического» роста.

Эти труды сформулировали представления об изменении численности популяций. В это же время, в работах врача В. Эдвардса, философа О. Конта и биолога И. И. Мечникова, было положено начало экологии человека. Социальные стороны экологии рассмотрены в трудах О. Конта, Д. Милля и Г. Спенсера, а также американских социологов Р. Парка и Е. Берджеса.

В России заслуга в описании основных положений экологии и экологического взглядов принадлежит профессору Московского университета Карлу Францевичу Рулье (1814— 1858). Еще до появления трудов Э. Геккеля он составил главный принцип взаимоотношений организма и среды, который он назвал «Законом двойственности жизненных начал». Им же обозначены проблемы изменчивости, адаптации, миграций и влияния человека на природу. К. Рулье в своих лекциях и печатных трудах обсуждал взаимодействие организмов со средой с позиций, близких дарвиновским.

Начиная со второй половины XVIII века, с помощью кучи исследований флоры и фауны начала своё существование в виде отдельной науки биогеография, ставшая через небольшой промежуток времени одной из основ экологии. В России развитие её связано с трудами Н. А. Северцева, К. М. Бэра и других.

Во второй половине XIX — начале XX вв. большое внимание уделяли изучению влияния отдельных факторов (в большей мере климатических) на динамику организмов и их распространению. К периоду развития экологии ещё до Геккеля относят, в том числе, труды ученого-агронома Ю. Либиха, составившего знаминитое правило «лимитирующего фактора».

Термин «экология» (от греч. oikos — дом, родина и logos — учение) впервые введен в 1866 г. немецким биологом, профессором Йенского университета Э. Геккелем (1834—1919). В своем труде «Всеобщая морфология» (1866) он писал: «Экология — это познание экономики природы, одновременное исследование взаимоотношений всего живого с органическими и неорганическими компонентами среды, включая антагонистические и неантагонистические отношения животных и растений, контактирующих друг с другом». Таким образом, мы видим, что он использовал термин экология для обозначения биологической науки, изучающей взаимоотношения животных с органической и неорганической средой.

В первую очередь экология изучает живые системы с уровнем организации от организма и выше.

Труды Геккеля построены на чётком правильном фактическом материале, накопленным классической биологией, и, главным образом, посвящен тому направлению, которое сейчас называют экологией отдельных видов. Помимо этого, в работах Геккеля можно проследить еще одно не менее важное обстоятельство — понимание экологии как «экономики природы». С этого момента экология из раздела биологии переходит в междисциплинарную науку, в которую входят многие области знаний.

В XX веке, в рамках экологии, зародилось самостоятельное направление физиологии, посвященное исследованию механизмов адаптации. В Росии представителями этого направления в 60—70-х годах XX века были Н. И. Калабухов, А. Д. Слоним, а в последнее время — академик И. А. Шилов.

В 1927 году Ч. Элтон выпустил первый учебник-монографию по экологии. В нем было сформулировано своеобразие биоценотических процессов, описано понятие экологической ниши, рассказано о «правиле экологических пирамид», составлены принципы популяционной экологии. Через недолгое время были представлены математические модели роста численного состава популяций и их взаимодействия (В. Вольтерра, А. Лотка), проведены лабораторные опыты по проверке данных моделей (Г. Ф. Гаузе). Таким образом, в 20—30-е годы появилось новое направление экологии популяций, в 30-е годы — понятие экосистемы. Его появление связывают с работами А. Тенсли (1935).

Под экосистемой понималось объединение живых и неживых организмов среды, их обитание, при взаимодействии которых протекает целый биотический круговорот (с участием продуцентов, консументов и редуцентов). В это же время продолжались обширные количественные исследования функциональных особенностей различных экосистем — их структуры, продуктивности, условий их устойчивости, трофических связей в экосистемах.

В начале 40-х годов В. Н. Сукачев (1880—1967) описал позицию биогеоценоза, который имеет большое значение для развития теоретической базы экологии. В 50-е годы появилась общая экология, основная часть в которой рассматривает и изучает взаимодействия организмов и структуры систем образованных ими. К 70-м годам XX в. зародилось направления, которые называются «физиологической» и «эволюционной» экологией.

В настоящее время уже развилась «количественная» экология и математическое моделирование биосферных и экосистемных процессов.

Изучение общепланетарных процессов развилось после выхода в 1926 году книги В. И. Вернадского «Биосфера», в ней рассматривались свойства живых веществ и их функции в формировании как современного облика нашей планеты, так и всех сфер жизни (таких как водная, почвенная и воздушная). Предшественником В. И. Вернадского был В. В. Докучаев (1846—1903), который так же изучал экологию, сформулировавший науку о почве как о естественно-историческом теле. В. И. Вернадский (1863—1945) описал роль живого вещества как самого сильного геохимического и энергетического факторов — основной силы планетарного развития. В его трудах чётко видно значение для космоса жизни на нашей планете и роль космических связей для биосферы. Через какое-то время эта космическая линия в экологии была рассмотрена в работах А. Л. Чижевского, автора современной науки гелиобиологии.

В. И. Вернадский изучил эволюцию биосферы и подвёл итог, что деятельность «сегодняшнего» человека, изменившего поверхность планеты, по своим размерам оказалась сравнима с геологическими процессами на планете. В итоге чего стало очевидно, что использование природных ресурсов планеты происходит без учета закономерностей и механизмов функционирования биосферы. Но всё же итоговым этапом эволюции биосферы он считал появление ноосферы — сферы разума.

В. И. Вернадский подчёркивал, что жизнь всегда была в скупе с биоценозом — не просто организованных комплексов разных организмов. При этом живые организмы всегда были тесно связаны со средой обитания, образуя целостность в динамические системы. С развитием жизни постоянно происходила замена одних групп организмов другими, но обязательно поддерживалось более или менее постоянное соотношение форм, выполняющих геохимические функции.

Одновременно с уже описанными направлениями экологии развивались так же географическое и геологическое направления экологии, то есть ландшафтная экология и динамическая геология — совокупность наук о взаимодействии геосфер Земли и о воздействии на них антропогенных факторов.

 

В общих словах всю историю развития науки экология можно разделить на пять основных этапов: 
I  этапом является накопление экологических сведений о взаимодействии растений и животных со средой (началось с глубокой древности и продолжался до конца XVIII века.) 
II этапом - формирования экологических направлений в рамках ботанической и зоологической географии (с конца XVIII века и до середины XIX века.) 
III этап - формирования экологии как науки об адоптациях организмов к среде обитания (с середины XIX века вплоть до 20-х годов XX века.) 
IV этап - становление экологии как общебиологической науки, являющейся теоретической базой охраны природы (с 20-х по 60-е годы XX века.) 
V этап - этап развития глобальной экологии с выделением антропоэкологии (экологии человека) (начался с 60-х годов XX века и продолжается по сей день.)

Информация о работе Экология как наука