Субъекты хозяйственного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 22:12, контрольная работа

Краткое описание

Хозяйственное законодательство и право регулирует условия создания и деятельности разных видов субъектов. Каждый вид имеет законодательно определенное название и правовое положение.
Субъектов хозяйственного права классифицируют на виды согласно объективному материальному критерию.

Содержание

Субъекты хозяйственного права……………………………………….2
Договор купли – продажи……………………………………………....6
Задание…………………………………………………………………10
Литература……………………………………………………………..14

Вложенные файлы: 1 файл

3 курс правовое регулирование хоз. деят - сти.docx

— 36.56 Кб (Скачать файл)

Вариант 1.

Содержание.

  1. Субъекты хозяйственного права……………………………………….2
  2. Договор купли – продажи……………………………………………....6
  3. Задание…………………………………………………………………10

Литература……………………………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Субъекты хозяйственного права.

Хозяйственное законодательство и право регулирует условия создания и деятельности разных видов субъектов. Каждый вид имеет законодательно определенное название и правовое положение.

Субъектов хозяйственного права классифицируют на виды согласно объективному материальному критерию. Таким критерием законодатель считает содержание деятельности или функции субъекта, которые он выполняет в экономической системе Украины.

Учитывая особенности функций, хозяйственное законодательство определяет правовое положение таких субъектов хозяйственного права, как:

1) предприятия и их  структурные подразделы;

2) объединение предприятий;

3) финансовые и посреднические  институты;

4) граждане-предприниматели;

5) органы государственной  исполнительной власти в экономике.

Кроме того, в каждой из этих групп учитываются особенности правового положения отдельных видов субъектов хозяйственного права.

Предприятия согласно их функциям занимают главное место в экономике. С учетом социально-экономической роли предприятий законодатель квалифицирует их как основное организационное звено народного хозяйства Украины. Такая квалификация обусловлена тем, что предприятие является хозяйственной организацией, хозяйствующим субъектом. Коротко предприятие определяется как хозяйствующий субъект, который создается для осуществления хозяйственной деятельности с целью получения прибыли, которая имеет необходимые для этого полномочия и регистрируется в определенном законом порядке как коммерческое юридическое лицо. Термина "предприятие" в зарубежном коммерческом праве отвечают понятие "компания" или "корпорация".

Субъектами хозяйственной деятельности есть также подразделы предприятий (ст. 7 Закона Украины "О предприятиях в Украине") и других хозяйственных организаций. Они создаются самыми организациями для определенной хозяйственной деятельности. Функции и компетенцию таких субъектов определяют предприятия в положениях о них. Положения утверждают органы управления организаций. Эти субъекты не регистрируются как юридические лица.

Вторым видом субъектов хозяйственного права есть объединения предприятий, которые определяется как хозяйственная организация, создаваемая на добровольных началах двумя и больше предприятиями для общего выполнения делегированных участниками производственных, коммерческих, научных и других определенных уставом (договором) функций и зарегистрированная как юридическое лицо. Объединениями согласно законодательству являются ассоциации, корпорации, концерны, консорциумы и другие производственно-хозяйственные комплексы.

Специфическим видом хозяйственного объединения есть промышленно-финансовая группа. Объединение предприятий создается лишь в том случае, если это не противоречит антимонопольному законодательству Украины.

Третьим видом субъектов хозяйственного права есть так называемые финансовые и посреднические институты, которые принадлежат к инфраструктуре рынка. Общая черта, которая их объединяет, - обслуживание рынка. Финансовый институт можно определить как организацию, которая основывается в форме акционерного или другого общества и регистрируется как юридическое лицо, которое обеспечивает функционирование рынков товаров и капиталов. Такие акционерные и другие хозяйственные общества осуществляют кредитование хозяйствующих субъектов, инвестирование объектов предпринимательства и другой деятельности, предоставляют страху, коммерческие и посреднические услуги. Названия этих субъектов определяются в зависимости от вида деятельности: банки, инвестиционные фонды, инвестиционные компании, страховые компании, товарные и фондовые биржи, доверительные общества и т.п..

Четвертым видом субъектов хозяйственного права есть граждане-предприниматели (граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства). Эти лица имеют право осуществлять предпринимательскую хозяйственную деятельность в любых организационных формах по их выбору (ст. 6 Закона Украины "О предпринимательстве"). В частности, если деятельность физических лиц осуществляется с привлечением нанимаемой работы, она регистрируется как частное предприятие.

Пятым видом субъектов хозяйственного права есть органы власти и органы административно-хозяйственного управления и контроля. Согласно Закону Украины "О защите экономической конкуренции" от 11 января 2001 г. органы власти - это министерства и другие центральные органы исполнительной власти, Верховная Рада Автономной Республики Крым и органы исполнительной власти Автономной Республики Крым, государственные органы, которые осуществляют регулирование деятельности субъектов естественных монополий, рынка ценных бумаг, государственные органы приватизации, Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания, местные органы исполнительной власти; органы административно-хозяйственного управления и контроля - это субъекты хозяйствования, объединение, другие лица в части выполнения ими функций управления или контроля в пределах делегированных им полномочий органов власти или органов местного самоуправления.

Вышестоящим органом в системе органов исполнительной власти есть Кабинет Министров Украины, который направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти. Кабинет Министров может образовывать правительственные органы государственного управления (департаменты, службы, инспекции), которые действуют в составе соответствующего центрального органа исполнительной власти.

Правительственные органы государственного управления осуществляют:

  • управление отдельными подотраслями или сферами деятельности;
  • контрольно-надзорные функции;
  • регулятивные и разрешительно-регистрационные функции относительно физических и юридических лиц.

К системе центральных органов исполнительной власти входят министерства, государственные комитеты (государственные службы) и центральные органы исполнительной власти со специальным статусом (Антимонопольный комитет Украины, Государственная налоговая администрация Украины, Государственная таможенная служба Украины и др.). Центральные органы исполнительной власти могут иметь свои территориальные органы, которые образовываются, реорганизовываются и ликвидируются в порядке, установленном законодательством.

Итак, субъекты хозяйственного права - это организации, которые на основе юридического отделенного имущества в пределах своей хозяйственной компетенции непосредственно осуществляют хозяйственную деятельность и использование ее результатов или управленческую деятельность в экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Договор купли – продажи.

В соответствии со ст.54 Гражданского кодекса Украины (далее - ГК), договор купли продажи – это соглашение сторон, по которому одна сторона – продавец – обязуется передать имущество (товар) в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление другой стороне – покупателю, а покупатель обязуется принять это имущество (товар) и уплатить за него определенную денежную сумму.

Это договор консенсенсуальный, возмездный, двусторонний, основанный на товарно-денежных отношениях и самый распространенный из всех видов гражданско-правовых договоров, как во внутреннем, так и во внешнеторговом обороте.

Виды договора купли-продажи могут быть различными в зависимости от вида договора. Купля-продажа предприятий как имущественного комплекса подлежит обязательной государственной регистрации, и договор считается заключенным с момента регистрации (ст. 54 п.1). Кроме того, договор купли-продажи недвижимости подлежит государственной регистрации в соответствии с законодательством Украины. Во всех остальных случаях договоры купли-продажи должны оформляться в соответствии с общими правилами о формах сделок. А для покупки товаров в кредит, в соответствии с Инструкцией о порядке продажи товаров в кредит, покупатель обязан был предоставить продавцу (магазину) обязательство об оплате с росписью главного бухгалтера и печатью предприятия.

Стороны именуются здесь традиционно «продавец» и «покупатель».

Раньше в качестве продавцов большей частью выступали так называемые «социалистические организации», те есть юридические лица, а гражданам отводилась в этом качестве меньшая роль – они могли официально выступать продавцами только на колхозных рынках, при продаже жилых домов, мебели и т.п. В настоящее время граждане могут быть продавцами любого имущества, не запрещенного к продаже, особенно граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

Обязательным требованием к гражданам является их дееспособность.

Покупателями же могут быть любые лица, как юридические, так и физические. Государство может выступать в любом из указанных качеств.  
  Общие правила, характеризующие договор купли-продажи и определяющие права и обязанности сторон, содержатся в ст. ст. 52-53 ГК Украины.

Отдельные виды купли-продажи регулируются нормами ГК Украины (ст.54), а также ведомственными или правительственными нормативными актами.

Предмет – это имущество, которое продавец обязуется передать покупателю. Предмет обозначают понятием «товар». В настоящее время им может быть любое имущество, в том числе движимое и недвижимое разрешенное к продаже. В том числе договор может быть заключен на куплю-продажу товаров, имеющихся у продавца в момент заключения договора, а также товаров, которые будут созданы или не вытекают из характера товаров.

Цена договора купли-продажи – это определенная денежная сумма, уплачиваемая покупателем продавцу, и также является существенным условием договора, обязанностью покупателя является уплата продавцу покупной цены (ст.632 ГК Украины). В соответствии со ст. 706 ГК  Украины в случаях, когда условия договора и законодательство не позволяют определить цену проданного имущества, считается, что оно продано по цене, которая в момент заключения договора обычно взималась за аналогичное имущество, продававшееся при сравнимых обстоятельствах (ст.691 ГК).

Раньше практически все цены устанавливались государством. И лишь в случае продажи гражданами своего имущества устанавливались договорные цены. В настоящее время действуют три группы цен.

  • свободные или договорные цены – это цены, складывающиеся на рынке свободно, только под влиянием конъюнктуры, независимо от влияния государства. Прежде договорные цены не могли быть выше государственных розничных цен, сейчас этот принцип не действует.
  • регулируемые цены – это цены, складывающиеся также под влиянием конъюнктуры, но испытывающие при своем формировании определенное воздействие государственных органов – прямое ограничение роста или снижения либо регламентация рентабельности и т.п.
  • фиксированные цены – это цены, прямо установленные государством. В современных условиях этот вид цен применяется крайне редко и все более вытесняется из жизни.

Кроме того цены бывают оптовые и розничные, единые и поясные.

Продавец обязан передать товар, его принадлежности и документы на него, т.е. передать на него право собственности или иное вещное право.

Причем вещь должна быть надлежащего качества (ст.708,ст.678 ГК Украины). Обычно право собственности (право хозяйственного ведения или право оперативного управления) возникает у покупателя одновременно с передачей ему вещи, но эти моменты могут не совпадать. Например, передача жилого дома или автомашины еще не порождает у покупателя права собственности. У продавца же может возникнуть обязанность сохранять имущество, не допуская его ухудшения, когда право собственности или иное вещное право переходит к покупателю ранее передачи имущества. Продавец сам должен обладать правом собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления) на продаваемый товар, так как нельзя передать право, которого не имеешь.

В соответствии со ст. 700 ГК Украины продавец обязан предупредить покупателя обо всех правах третьих лиц на продаваемую вещь (залог, наем, пожизненное пользование) и освободить от эвикции, а также обязан предоставить покупателю необходимую информацию о товаре (Закон о защите прав потребителей), а продавец, являющийся предпринимателем – также и снабдить товар ярлыками, товарными знаками, маркировкой и т.п.

Покупатель как физическое, так и юридическое лицо обязан принять имущество и уплатить за него цену, определенную условиями договора. Если из условий договора, законодательства и обычаев делового оборота не вытекает обязанность уплатить цену в определенный срок, покупатель обязан уплатить ее без промедления после передачи ему товара или товарораспорядительных документов на это имущество.

Если продавец в нарушение договора не передает покупателю проданную вещь или передает вещь, не соответствующую условиям договора, покупатель вправе требовать передачи ему проданной вещи и возмещения убытков, причиненных задержкой исполнения, либо расторгнуть договор и требовать возмещения причиненных убытков (ст.711 ГК).

Виды договора купли – продажи.

ПО СПОСОБУ ПРОДАЖИ различаются:

  • розничная купля-продажа, разновидностями которой являются продажа товаров в кредит, методом самообслуживания, с использованием автоматов и продажа по образцам.
  • купля – продажа на биржах и аукционах.

ПО СПЕЦИФИКЕ ПРЕДМЕТА различаются:

  • поставка, которая в свою очередь подразделяется на поставку сельскохозяйственной продукции (договор контракции), поставку для государственных нужд поставку энергии и газа, оптовую торговлю.

Информация о работе Субъекты хозяйственного права