НАЦИОНАЛЬНЫЙ 
БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «ПОЛЕССКИЙ 
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
 
 
 
Кафедра 
финансов
 
 
 
РЕФЕРАТ
 
 
на тему: Управление 
финансами. Место Министерства финансов 
в системе управления финансами, его функции, 
задачи и права. Современная система Министерства 
финансов страны.
 
 
 
 
 
 
 
слушатель
ФПК, ПБ-1101   О.В. Шешолко
                                                            
Руководитель В.М. Ливенский
 
 
 
 
 
 
 
ПИНСК 2011
Содержание
 
 
  - Общее понятие об управлении финансами. Звенья управления финансами. ……………………………………………………………………3
- Органы управления финансами и их функции. …………………………….5
- Место Министерства финансов в системе управления финансами,
его функции, задачи и права. 
………………………………………………..6
  - Структура Министерства финансов страны……………………………….11
Литература………………………………………………………………………13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  - Общее понятие об управлении финансами. Звенья управления финансами.
Управление – это совокупность приемов 
и методов планомерного
воздействия на объект для 
достижения определенного результата.
Управление финансами – это осознанное воздействие 
органов управления на финансы страны 
( в том числе финансы отдельных регионов, 
хозяйствующих субъектов) и на все процессы, 
происходящие в ней и связанные с получением 
доходов и прибыли, необходимых для выполнения 
функций государства.
Другими словами, управление финансами 
– это действия государства действия 
государства, направленные на выработку, 
реализацию и совершенствование финансовой 
политики.
Управление финансами 
– понятие комплексное. Оно предполагает, 
что
государство использует финансы 
в качестве инструмента управления 
народным хозяйством, воздействуя с их 
помощью на весь процесс общественного 
производства. Такое воздействие может 
быть количественным и качественным. Увеличение 
или уменьшение размера бюджетных ассигнований 
на развитие сельского хозяйства или других 
отраслей приводит к его ускорению или 
замедлению.
В управлении финансами, как 
и в управлении вообще, можно выделить объекты и субъекты.
Понятие объекта 
и субъекта управления
| Объект управления | Субъект управления | 
| виды финансовых отношений, 
  связанные с формированием, распределением 
  и использованием централизованных и децентрализованных фондов 
  денежных средств. | Те организации и структуры, 
  которые осуществляют управление, т.е. 
  органы управления финансами: Министерство финансов, Министерство 
  по налогам и сборам, Государственный 
  таможенный комитет. | 
В управлении финансами можно 
выделить такие взаимосвязанные элементы, 
как планирование, оперативное управление 
и контроль.
Планирование 
– перспективная оценка состояния 
финансов субъекта
хозяйствования с целью 
выявления возможностей увеличения 
финансовых ресурсов и направлений более 
эффективного их использования. Соответствующие 
управленческие решения в процессе планирования 
принимаются на основе анализа финансовой 
информации, которая должна быть достаточно 
точной и достоверной.
Достоверность и своевременность 
информации позволяют анализировать 
ход событий, видеть их тенденцию 
и заранее определять конечные результаты. 
Финансовая информация базируется на 
бухгалтерской, статистической и оперативной 
отчетности.
Оперативное управление – комплекс мероприятий, разрабатываемых 
на
основе оперативного анализа 
складывающейся текущей финансовой 
ситуации; его цель – получение максимального 
эффекта от перераспределения финансовых 
ресурсов при минимуме затрат. Основное 
содержание оперативного управления  
заключается в маневрировании финансовыми 
ресурсами ради своевременного выполнения 
необходимых мероприятий , а также устранения 
возможных затруднений  на отдельных участках 
финансово-хозяйственной деятельности 
предприятий. Источниками такого маневрирования 
могут быть резервные фонды, сверхплановые 
финансовые ресурсы, банковские кредиты 
и др.
Контроль призван обеспечить полное 
и своевременное поступление
денежных средств в централизованные 
и децентрализованные фонды
финансовых ресурсов, доведение 
их до получателя, экономное и целевое
использование. Он осуществляется 
как на стадии планирования, так и на стадии 
оперативного управления.
Организация управления финансами включает следующие 
виды:
  - Стратегическое или общее управление выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении размера финансовых ресурсов для осуществления крупномасштабных финансовых программ и др. 
Оперативное 
или непосредственное управление - управление 
финансами осуществляют специализированные 
органы на общегосударственном уровне, 
на отраслевом уровне и на уровне отдельных 
предприятий и организаций.
Методы управления финансами:
  - Административные методы, при которых вышестоящие органы
(министерства, ведомства) прибегают 
к администрированию – волевым,
приказным мерам решения тех 
или иных вопросов.
  - Экономические методы предполагают отсутствие мелочной опеки
предприятий в вопросах оперативного 
управления финансами, отказ от
постоянных корректировок плановых 
заданий, выявление резервов роста
прибыли и других экономических 
и финансовых показателей не по
приказу сверху, а в силу внутренней 
экономической потребности,
самостоятельное решение предприятиями 
своих экономических и
финансовых проблем.
 
  - Органы управления финансами и их функции.
Группы органов 
управления финансами
| Органы общего 
  управления финансами: | Органы оперативного управления: | Органы отраслевого управления финансами: | 
| Президент Республики Беларусь, Национальное собрание Республики Беларусь (определяют финансовую политику государства, утверждают финансовое законодательство и осуществляют общий контроль над соблюдением финансового законодательства)     | Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (проводят в жизнь финансовую политику, разрабатывают проект форм и методов финансовых отношений, издают инструкции, контролируют соблюдение форм и методов финансовых отношений). | Финансовые управления, финансовые отделы министерств, ведомств, предприятий, организаций. | 
 
 
В 
РБ стратегическое управление осуществляет 
Президент и высшие органы законодательной 
и исполнительной власти.
Президент РБ 
исходя из положений Конституции:
1) призван обеспечить согласованное 
функционирование и взаимодействие органов 
законодательной и исполнительной власти;
2) определять внутреннюю и внешнюю 
политику государства, на основе которой 
строится финансовая политика.
3) подписывает законы после принятия 
их парламентом
4) издает директивы, декреты, 
указы, по вопросам формирования 
и использования финансовых ресурсов.
Важнейшая 
задача Президента - контроль за целевым и эффективным 
расходованием финансовых ресурсов государства.
Парламент РБ 
как высший законодательный орган:
1) принимает законы, регламентирующие 
функционирование финансовых отношений;
2) устанавливает налоги, сборы, 
пошлины, и другие платежи.
Совет министров  
РБ как высший орган исполнительной 
власти осуществляет управление финансами 
через свои структурные подразделения: 
министерства, ведомства, госкомитеты, 
комитеты.
Оперативное (непосредственное) 
управление финансами осуществляют: На общегосударственном уровне:
 - Минфин;
 - Министерство по налогам и 
сборам;
 - НБРБ;
 - Государственный таможенный комитет.
На отраслевом уровне:
 - финансовые управления;
 - отделы;
 - экономические службы различных 
министерств и ведомств.
На уровне предприятий:
 - финансовые отделы
 - экономические службы
 - бухгалтерии предприятий, организаций, 
учреждений. 
 
  - Место Министерства финансов в системе управления финансами,
его функции, задачи 
и права.
Министерство финансов Республики 
Беларусь — республиканский орган 
государственного управления и подчиняется 
Совету Министров Республики Беларусь.
Минфин в своей деятельности 
руководствуется Конституцией Республики 
Беларусь, иными актами законодательства 
Республики Беларусь 
Основные задачи 
Минфина:
  - обеспечение активного использования финансов;
- разработка предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений;
- эффективное проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики;
- участие в организации инвестиционного сотрудничества страны;
- проведение государственной политики в области страховой деятельности;
- регулирование и управление деятельностью других республиканских органов государственного управления.
В соответствии с данными 
задачами Минфин выполняет следующие основные функции:
  - осуществляет методическое руководство бюджетно-финансовой сферой в стране, изучает экономику, финансы отраслей, разрабатывает предложения по совершенствованию финансово-кредитного механизма и увеличению доходов бюджета;
- организует работу по составлению проекта бюджета, ежегодно разрабатывает проект Закона о бюджете страны и представляет его в Совет Министров страны;
- участвует в составлении кратко- и долгосрочных прогнозов экономического развития государства, его платежного баланса;
- разрабатывает и определяет порядок и сроки формирования и исполнения республиканского бюджета;
- ведет деятельность, связанную с совершенствованием налогового законодательства страны;
- обеспечивает исполнение республиканского бюджета;
- управляет средствами, находящимися на счетах казначейства;
- определяет условия деятельности страховых организаций и их подразделений;
- осуществляет государственную регистрацию страховых организаций, а также контроль за соответствием законодательству изменений и дополнений, вносимых в их учредительные документы и др.
Права Минфина
требовать и получать: 
  - от республиканских органов государственного управления и организаций информацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию государственных финансовых средств, материалы, необходимые для бюджетно-финансового планирования, бухгалтерские отчеты, балансы и прочие материалы, необходимые для осуществления контроля за выполнением организациями финансовых обязательств перед государством и за соблюдением государственной финансовой дисциплины;
- от областных и Минского городского исполнительных комитетов материалы, необходимые для формирования расчетных показателей по проектам местных бюджетов, утвержденные местными Советами депутатов своды местных бюджетов областей и г. Минска, уточненные назначения по этим бюджетам, а также отчеты об их исполнении по формам, утвержденным Минфином;
- ограничивать и приостанавливать финансирование расходов за счет государственных средств в случаях несоблюдения их получателями законодательства, незаконного получения либо использования указанных средств не по целевому назначению, непредставления в установленные сроки отчетов об использовании бюджетных средств, информации о движении бюджетных средств по их счетам, а также в случаях временных кассовых разрывов;
- вкладывать свободные средства республиканского бюджета в хозяйственную деятельность, акции и другие ценные бумаги, выдавать бюджетные займы, бюджетные ссуды организациям в соответствии с законодательством;
- выдавать по ходатайствам областных и Минского городского исполнительных комитетов в соответствии с законодательством из республиканского бюджета бюджетные кредиты в случае образования временных кассовых разрывов при исполнении местных бюджетов с погашением этих бюджетных кредитов в согласованные сроки в пределах текущего финансового года;
- возмещать консолидированным бюджетам областей и бюджету г. Минска из республиканского бюджета средства в случаях уменьшения доходов или увеличения расходов местных бюджетов;
- изымать из консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска в республиканский бюджет средства при принятии Советами депутатов решений, вызывающих уменьшение доходов или увеличение расходов республиканского бюджета;
- взыскивать в бесспорном порядке в республиканский бюджет средства из консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска в соответствии с законодательными актами;
- взыскивать в бесспорном порядке средства бюджета, в том числе в виде бюджетных займов и бюджетных ссуд, незаконно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства, задолженность по бюджетным займам и бюджетным ссудам, проценты по бюджетным займам, а также платежи, произведенные в соответствии с гарантиями Правительства Республики Беларусь со взысканием процентов в случаях, предусмотренных законодательными актами;
- расходовать средства с 1 января текущего года в размере 1/12 бюджетных ассигнований предыдущего года в пределах поступающих в течение каждого месяца доходов вплоть до принятия Закона Республики Беларусь о республиканском бюджете на очередной финансовый год;
- истребовать данные о доходах и расходах государственных внебюджетных фондов и средств от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций по формам и в сроки, установленные Минфином, и осуществлять контроль за использованием средств государственных внебюджетных фондов и средств от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций;
- давать обязательные для выполнения всеми банками республики указания о приостановлении расчетов по банковским счетам распорядителей средств республиканского бюджета и государственным целевым бюджетным и внебюджетным фондам при нарушении ими законодательства;
- проводить проверки, в том числе по поручению органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам) по вопросам, относящимся к компетенции Минфина, а также внеплановые проверки, проводимые в соответствии с законодательством при осуществлении контроля за использованием (расходованием) бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, мер государственной поддержки;
- проводить проверки соблюдения аудиторами — индивидуальными предпринимателями и аудиторскими организациями законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность;
- при осуществлении государственного надзора за деятельностью страховых организаций Минфин вправе:
- проводить проверки соблюдения страховыми организациями, их обособленными структурными подразделениями, а также страховыми посредниками требований законодательства о страховании; выносить страховым организациям, страховым посредникам обязательные для выполнения предписания об устранении выявленных нарушений, приостанавливать действие выданных страховым организациям лицензий до устранения этих нарушений;
- вносить представления (предложения) собственнику имущества (учредителям, участникам) страховой организации о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению страховой организации, замене ее руководства;
- принимать решения о ликвидации страховой организации, страхового брокера в случаях, установленных законодательными актами;
- обращаться в хозяйственный суд с заявлением об экономической несостоятельности (банкротстве) страховой организации, страхового брокера;
- приостанавливать до назначения временного руководителя операции страховой организации, проводимые по расчетным и другим счетам в банках при осуществлении страховой деятельности без лицензии, а также деятельности, не связанной со страхованием и перестрахованием, либо при систематическом нарушении этой организацией требований законодательства о страховании;
- при необходимости назначать проведение аудита, привлекать экспертов за счет средств страховой организации, страхового брокера;
- осуществлять иные действия, предусмотренные законодательством;
- вносить обязательные для выполнения проверяемыми субъектами решения, требования (предписания) об устранении нарушений законодательства в сфере деятельности Минфина;
- применять меры ответственности к юридическим и физическим лицам в соответствии с законодательными актами;
- вносить предложения руководителям соответствующих республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций о привлечении к ответственности должностных и материально ответственных лиц, допустивших нарушения законодательства Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Минфина, денежной и валютной дисциплины либо недостачу или хищение денежных средств и материальных ценностей, а также иные нарушения, с передачей материалов органам уголовного преследования;