Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 09:36, курсовая работа
В настоящее время, в российской экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, а в условиях массовой неплатежеспособности особое значение приобретают меры по предотвращению кризисных ситуаций, а также восстановлению платежеспособности предприятия и стабилизации его финансового состояния.
На основании изложенного, можно  определить главную цель – провести оценку кредитоспособности предприятия  ООО «Агро-Шанс», выявить основные проблемы обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия в условиях финансово- экономического кризиса.
Введение                                         3
Теоретические основы оценки кредитоспособности заемщика              5
Понятие, критерии и показатели кредитоспособности                             5
Источники информации о кредитоспособности заемщика                      9
Анализ кредитоспособности предприятия ООО «Агро-Шанс»              14
Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия  ООО «Агро-Шанс»                                                                         14                   
Анализ финансового состояния предприятия и структуры его
капитала                                                                                                                  20
3. Совершенствование критериев оценки кредитоспособности заемщика       27
3.1 Оценка кредитоспособности ООО «Агро-Шанс»  и пути ее совершенствования                 27
Заключение                                                                                                             32
Список использованной литературы                                                                   34
Содержание:
Введение                      
капитала                               
3. Совершенствование критериев оценки кредитоспособности заемщика 27
3.1 Оценка кредитоспособности 
ООО «Агро-Шанс»  и пути ее совершенствования             
Заключение                    
Список использованной литературы                    
Введение
Оценка кредитоспособности – одно из наиболее важных направлений деятельности кредитных специалистов. Необходимость проведения анализа кредитоспособности заемщика диктуется кредитной политикой и интересами, как кредитной организации, так и самого предприятия. В современных условиях необходимо знать, способен ли заемщик возвратить денежные средства с учетом процентов, имеет ли он перспективы развития, насколько велик риск банка, чем обеспечен возврат кредита.
Основное 
внимание при определении 
При оценке кредитоспособности предприятия основные задачи состоят в анализе его платежеспособности и ликвидности баланса; структуры, состояния и движения активов; источников средств, их структуры, состояния и движения; абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости и изменений ее уровня. Наиболее важными для оценки кредитоспособности являются показатели платежеспособности.
Ведь перед тем как обращаться в Банк за кредитом, предприятие, как правило, само оценивает показатели своей деятельности. Это важно, чтобы определить, на какую сумму кредита реально можно рассчитывать, а также спланировать оптимальные сроки погашения долга.
Технология оценки кредитоспособности предприятия представляет особый интерес не только для банковских служащих, но и для финансовых менеджеров предприятий. Исходя из вышеизложенного, актуальность темы данной работы обусловлена тем, что в современных условиях удовлетворение кредитных потребностей предприятий малого и среднего бизнеса является перспективным направлением банковской деятельности.
В настоящее время, в российской экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, а в условиях массовой неплатежеспособности особое значение приобретают меры по предотвращению кризисных ситуаций, а также восстановлению платежеспособности предприятия и стабилизации его финансового состояния.
На основании изложенного, можно определить главную цель – провести оценку кредитоспособности предприятия ООО «Агро-Шанс», выявить основные проблемы обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия в условиях финансово- экономического кризиса.
Исходя из поставленных целей, можно сформулировать задачи:
- раскрыть теоретические основы оценки кредитоспособности потенциальных заёмщиков;
- описать 
наиболее распространённые 
- оценить кредитоспособность предприятия;
- определить возможности повышения кредитоспособности;
- оценка результатов анализа.
1. Теоретические основы оценки кредитоспособности заемщика
1.1 Понятие, критерии и показатели кредитоспособности заемщика
Под кредитоспособностью 
хозяйствующего субъекта, по определению 
понимается наличие у него предпосылок 
для получения кредита и 
         
Кредитование – одна из форм финансового 
обеспечения воспроизводственных затрат, 
при которой расходы субъекта хозяйствования 
покрываются за счет банковских ссуд, 
предоставляемых на началах платности, 
срочности и возвратности. Процесс перехода 
к рыночным отношениям значительно изменил 
взаимоотношения организаций и кредиторов. 
Не первый план вышли условия взаимовыгодного 
партнерства и общей экономический интерес, 
непосредственно связанный с кредитоспособностью 
заемщика. В условиях становления и развития 
рыночных отношений кредиторам необходимо 
иметь точное представление о кредитоспособности 
их партнера. 
     Однако для этого необходимо 
четко определить, что включает в себя 
это понятие "кредитоспособность". 
В условиях централизованной системы 
распределения финансовых ресурсов СССР, 
когда искажались сами принципы кредитования 
и отсутствовала экономическая основа 
для эффективного развития кредитных 
отношений, понятие "кредитоспособность" 
как такового не было, следовательно, не 
было и необходимости оценки кредитоспособности 
заемщика при выдаче кредитных ресурсов.
     
Впервые понятие кредитоспособности появилось 
в экономической литературе XVIII в. В своих 
трудах его использовали А.Смит,  Д. Кейнс, 
Н. Бунге, В. Косинский, О.И. Лаврушин. Кредитоспособность 
трактуется как способность заемщика 
полностью и в срок рассчитаться по своим 
долговым обязательствам (основному долгу 
и процентам).  
       Понятие "кредитоспособности" 
тесно связано с понятием "платежеспособности", 
но при этом имеют различия. Последняя 
подразумевает способность организации 
расплачиваться по всем видам обязательств 
и возможность удовлетворить требования 
кредитора в настоящий момент, когда кредитоспособность 
– способность расплатиться лишь по кредитным 
обязательствам и прогноз такой способности 
на будущее. Без анализа платежеспособности 
существует опасность проявления факторов, 
которые прямо проявляются на кредитоспособности 
клиента, в будущем. При этом кредитоспособность 
клиент может быть гораздо выше его платежеспособности, 
так как погашение кредита возможно из 
средств, полученных от реализации заложенного 
имущества, а также за счет средств поручителя.
       
При толковании термина "кредитоспособность 
заемщика", как правило, учитывается 
комплекс определенных факторов, в том 
числе дееспособность и правоспособность 
заемщика для совершения кредитной сделки, 
его деловая репутация, наличие обеспечения, 
способность заемщика получать доход. 
Моральному облику клиента особое внимание 
уделялось в дореволюционном периоде, 
где первым и важнейшим условием кредита 
являлось честность и порядочность. Для 
достижения этой цели коммерческие банки 
разрабатывают собственные методики определения 
кредитоспособности. 
      При анализе кредитоспособности 
банки должны решить следующие вопросы: 
способен ли заемщик выполнить свои обязательства 
в срок и готов ли он их исполнить? На первый 
вопрос дает ответ разбор финансово-хозяйственных 
сторон деятельности предприятий. Второй 
вопрос имеет юридический характер, а 
также он связан с личными качествами 
руководителей предприятий.  
      Кредитование малого и среднего 
бизнеса всегда было связано в России 
со значительными трудностями из-за отсутствия 
у предпринимателей надежных залогов. 
Теперь же, получение займа превратилось 
для небольшого предприятия и вовсе в 
непосильную задачу. Работа с юридическими 
лицами – один из основных источников 
дохода для подавляющего большинства 
банков.     Перед кризисом кредитные 
ставки для малого и среднего бизнеса 
составляли в среднем 14-16% годовых при 
наличии залога и 20-22% в его отсутствие, 
то сегодня даже с залогом они составляют 
18-25%, а в некоторых случаях переваливают 
и за 30%. Сами банки, впрочем, мотивируют 
рост  
ставок по кредитам жесткой необходимостью. 
Повышение процентных ставок и сокращение 
сроков кредитования – это только часть 
проблемы. Не менее сильно заемщиков беспокоит 
и ужесточение банковских требований 
при выдаче ссуд. Подход к оценке кредитоспособности 
ужесточился. Опасения банкиров не беспочвенны. 
К примеру, выделялось пять факторов, которые 
могут повлиять на предприятия малого 
и среднего бизнеса:
Критерии и показатели оценки кредитоспособности заемщика во многом определяются экономическими особенностями развития общества. Формирование товарно-денежных отношений эволюция форм и видов кредитов, развитее предпринимательства и частного сектора, государственная политика в области кредита выступают ключевыми факторами для поиска актуальных показателей кредитоспособности. Уровень развития банковского дела и сформировавшаяся культура кредитования также накладывают своеобразный отпечаток на процесс анализа кредитоспособности. Критерии, в настоящее время свидетельствующие о кредитоспособности предприятия, завтра могут не приниматься во внимание.
Основным критерием кредитоспособности выступает финансовое состояние заемщика, анализ которого проводится по следующим направлениям:
-финансовые результаты (прибыль, 
убыток); 
- ликвидность (платежеспособность);  
- рыночная позиция (деловая активность, 
конкурентоспособность, устойчивая динамика 
положения на рынке); 
- движение денежных потоков, прогноз на 
срок кредитования.
Ключевыми целями анализа кредитоспособности являются:
1. Определение 
способности и готовности 
2. Оценка 
риска, связанного с 
3. Определение 
размера кредита, который 
Основными задачами оценки кредитоспособности являются:
1. Формирование 
общей характеристики 
На данном этапе должна быть подтверждена правоспособность заёмщика и лиц, выступающих от его имени, на вступление в кредитные отношения с банком, а также получена информация о кредитной истории организации, о собственниках и руководителях предприятия.
2. Проведение 
экономического анализа 
Данная задача является наиболее трудоёмкой и ответственной, поскольку требует создания прогноза будущего финансового состояния заёмщика.
Решение данной задачи проходит несколько этапов:
1. Оценка 
достаточности, достоверности 
2. Анализ 
имущественного состояния 
3. Анализ 
ликвидности и 
4. Анализ финансовой устойчивости.
5. Анализ деловой активности.
6. Анализ рентабельности.
7. Анализ качественных показателей.
На практике возможна корректировка данного плана, как в сторону уменьшения, так и увеличения количества этапов или их последовательности.
3. Оценка качества обеспечения кредита.
Вопрос 
обеспеченности кредита является чрезвычайно 
сложным. При оценке обеспечения 
необходимо так же рассматривать 
правовую и экономическую составляющие. 
Наиболее существенными являются вопросы 
подтверждения залогодателем 
     
Одним из важнейших составляющих методики 
анализа кредитоспособности заемщика 
является его информационная база. Особенность 
формирования и использования которой 
заключается в том, что без нее невозможно 
реально и эффективно оценить степень 
риска будущих финансовых вложений кредитных 
ресурсов в тот или иной хозяйствующий 
субъект. Используемая в анализе кредитоспособности 
информация должна располагать следующими 
основными характеристиками: полнота, 
достоверность, доступность и оперативность.  
     Ни один из источников информации 
не является в достаточной степени полным, 
так как только на основе комплексного 
изучения и оценки данных разных источников 
информации аналитик может делать обоснованные 
выводы о возможности предоставления 
кредита. Пренебрежение тех или иных источников 
информации может сказаться на уровне 
риска кредитования в сторону его увеличения. 
К информации, получаемой из информационных 
агентств и из Интернета, необходимо относиться 
с осторожностью, поскольку эта информация 
в большей степени справочная и никто 
не несет ответственности за ее точность.  
    Все источники информации должны 
быть доступны для кредитора в ходе  
проведения анализа кредитоспособности 
клиента, потому что на основе предоставляемой 
заемщиком бухгалтерской отчетности, 
учредительных документов, аудиторской 
информации, бизнес-планов кредитор делает 
выводы и принимает решения.