Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 17:58, реферат
Коррупция - явление, одна из наиболее опасных организованных форм преступности. По справедливому выражению Президента РФ, озвученному на заседании Совета законодателей, "коррупция в нашей стране - это реальное и системное зло, с которым нам необходимо бороться" [1, c. 5]. Состоявшийся в апреле 2010 года Президентский Совет по противодействию коррупции одобрил проект антикоррупционной стратегии и новую редакцию национального плана борьбы с коррупцией на 2010-2011 годы. Приоритетными направлениями должны стать противодействие органов государственной власти организованной преступности и связанной с ней коррупцией [2].
Коррупция - явление, одна из наиболее опасных организованных форм преступности. По справедливому выражению Президента РФ, озвученному на заседании Совета законодателей, "коррупция в нашей стране - это реальное и системное зло, с которым нам необходимо бороться" [1, c. 5]. Состоявшийся в апреле 2010 года Президентский Совет по противодействию коррупции одобрил проект антикоррупционной стратегии и новую редакцию национального плана борьбы с коррупцией на 2010-2011 годы. Приоритетными направлениями должны стать противодействие органов государственной власти организованной преступности и связанной с ней коррупцией [2].
Однако сегодня Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка недоволен снижением антикоррупционного накала в России. «Наблюдается откат от ранее занятых позиций», – заявил он на координационном совещании, посвященном борьбе с коррупцией [3].
Коррупция - транснациональная проблема. Ряд обязательств Российской Федерации в этом направлении вытекает из рекомендаций Группы государств против коррупции (ГРЕКО), содержащихся в докладе ГРЕКО по Российской Федерации, подготовленном по итогам первого и второго раундов оценки, проводившихся этой организацией в 2008 г. [4, c. 58-63].
Среди важнейших мероприятий организационного характера, рекомендации ГРЕКО выделяют необходимость обеспечения специальной подготовки различных категорий служащих, работников правоохранительных органов, судей, в том числе по таким вопросам как применение мер государственной защиты в отношении лиц, сообщающих о подозрениях в коррупции, соблюдение требований к служебному поведению, содержащихся в ведомственных кодексах этики, применение института конфискации в отношении доходов и иного имущества, полученного в результате актов коррупции, принятие необходимых обеспечительных мер.
Следует отметить, что в практике цивилизованного мирового сообщества уже сложились основные принципы международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью. К ним относятся:
1) систематизированный, комплексный подход к проблеме борьбы с организованной преступностью;
2) сужение возможностей для преступной деятельности. Можно уменьшить спрос на незаконные товары и услуги.
3) уменьшение уязвимости законной экономики;
4) подрыв экономической 
базы организованной 
5) формирование унифицированного законодательства. В частности, необходимо узаконить:
а) признание «отмывания» преступных доходов уголовно наказуемым деянием;
б) ограничение банковской тайны;
в) тщательное изучение бизнесменами своих клиентов и деловых партнеров;
г) выявление подозрительных операций и донесение о них;
д) регулирование деятельности предприятий или профессиональных групп по финансовым операциям;
е) конфискацию активов, нажитых преступным путем;
ж) действенные механизмы международного сотрудничества.
Наиболее заметные усилия в борьбе с коррупцией и организованной преступностью демонстрируют США. Там действуют «Принципы этичного поведения правительственных чиновников и служащих» 1990 г.; Закон об этике в правительственных учреждениях 1978 г., установивший обязательную отчетность некоторых категорий служащих за их финансовое положение; Закон о контроле над организованной преступностью, предусматривающий статус неприкосновенности для некоторых свидетелей; целая система федеральных законов о борьбе с рэкетом, давлением, коррупцией, организованной преступностью – так называемые законы РИКО, принятые еще в 1970 г. Отметим, что именно на основе законов РИКО Соединенным Штатам удалось снизить уровень коррупции, организованной преступности, наркобизнеса. Суть этих законов в активном применении института конфискации у членов преступных организаций, коррупционеров и применении уголовной ответственности к юридическим лицам [5, c. 7-10].
Самым жизнеутверждающим примером победы над коррупцией является опыт Сингапура. Сингапур – это наименее коррумпированная страна в Азии. В 1952 г. там создали Бюро по расследованию коррупционных деяний, которое подчинялось непосредственно премьер-министру. Причем это Бюро контролировало коррупцию как в государственном секторе, так и в частном, где все тогда держалось на «откатах»:. чиновники Сингапура должны ежегодно декларировать свое имущество, фиксировать доли в компаниях, которые принадлежат им, их женам и детям. Если Бюро докажет взятку, то к виновному применяется либо лишение свободы, либо штраф (5 лет тюрьмы либо 100 000$), если же чиновника «оболгут», то же самое сделают с лицом, предоставившим заведомо ложные сведения (1 год тюрьмы или 10 000$). В отношении иностранцев, уличенных в коррупции, применяется не только штраф, но и лишение права хозяйственной деятельности на территории Сингапура [6,c. 56-63].
Как показывает проведенное нами исследование, во многих западных странах разрабатываются программы борьбы с преступностью, в том числе коррупционной. Они включают в себя, в частности, вопросы дальнейшего развития правовой основы этой борьбы, укрепления соответствующих подразделений полиции, повышения эффективности их деятельности, применения электронных средств прослушивания переговоров лиц, подозреваемых в причастности к организованной преступности и коррупционной деятельности, а также обеспечение безопасности и прав свидетелей. Такого рода опыт, безусловно, был бы весьма полезен и для России.
Очень интересен, на наш взгляд, и опыт борьбы с коррупцией и организованной преступностью в Великобритании [7, c. 23-27].
В настоящее время там действуют 
Статут гражданской службы; Кодекс условий 
службы и оплаты государственных чиновников; 
Общие принципы поведения государственных 
служащих. Функции контроля выполняют 
Министерство по дела гражданской службы, 
дисциплинарные комитеты на уровне министерств 
и ведомств, специальные суды по рассмотрению 
жалоб населения и апелляций чиновников 
на действия администрации.  В английской 
правилах поведения есть специальный 
раздел, регламентирующий отношения государственных 
служащих с частным сектором. В нем оговариваются 
в деталях жесткие нормы поведения при 
заключении правительственных контрактов 
с частными компаниями. В Великобритании 
сотрудники государственной службы в 
течение двух лет после выходы на пенсию 
или увольнения не имеют права занимать 
должность в частном предпринимательстве 
без разрешения своего ведомства. Это 
правило распространяется и на тех бывших 
служащих, которые намерены основать собственную 
фирму для консультирования частных предпринимателей. 
Такие разрешения выдаются только в том 
случае, если действия конкретного чиновника 
«не вызывают подозрения», что он в период 
своей работы в государственном учреждении 
предоставлял определенным фирмам льготы 
и преимущества в расчете на ответную 
благодарность с их стороны в будущем. 
Общим правилом является то, что бывшим 
служащим не разрешается переходить на 
работу в такие частные компании, с которыми 
ведут дела их бывшее ведомство.  Полагаем, 
что указанная мера является весьма действенным 
инструментом предупреждения коррупции. 
Непосредственно на предотвращение прямых 
актов коррупции направлены разделы документов 
о статусе государственных служащих, которые 
относятся к получению подарков, услуг, 
имеющих денежную стоимость, или прямых 
выплат. Прежде всего, на служащего накладывается 
определенное моральное обязательство, 
которое сформулировано следующим образом: 
«Государственный служащий не только 
фактически обязан быть честным, но и не 
должен ни в коей мере ставить себя под 
подозрение в нечестности. Ему надлежит 
постоянно помнить о необходимости не 
создавать впечатления у тех, с кем он 
имеет дело в качестве официального лица, 
что на него можно оказать влияние путем 
преподнесения подарков». О любом предложении 
взятки служащий обязан немедленно сообщить 
в отдел кадров или же администрацию. Формулировки, 
запрещающие получение «чего-либо, имеющего 
денежную стоимость», в документах, которым 
определяются правила поведения служащего, 
по сути совпадают с формулировками статей 
законов о коррупции. Все подарки, предложенные 
государственному служащему, должны быть 
им отвергнуты, а если получены им по почте, 
то возвращены отправителю «вместе с соответствующим 
образом составленным письмом, подписанным 
старшим руководителем». Исключение делается 
для рождественских подарков при условии, 
что они «представляют собой календари, 
записные книжки, предметы канцелярского 
обихода скромной стоимости и имеют название 
и знак компании, что позволяет рассматривать 
их как рекламные материалы».                   
Используя зарубежный опыт, необходимо учитывать, что для достижения реального успеха в её преодолении надо, чтобы нетерпимость к коррупции стала частью нашей общенациональной культуры. Эта задача сегодня должна решаться комплексно, одновременно по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем - до правового просвещения и воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым проявлениям этого социального зла. Кроме того, с целью недопущения ошибок, которые могут сказаться на защищенности прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, крайне важно обеспечить правильное и единообразное применение законодательных новелл.
Литература
1. Терещенко И. 
А. Коррупция как фактор угрозы 
национальной 
безопасности Российской Федерации: политологический 
анализ : автореферат дис.... кандидата 
политических наук : М. 2010.
2. Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы" // Российская газета. 2010. 15 апреля.
3. "Российская газета" - Федеральный выпуск №5311 (232) от 14 октября 2010 г
4. Кобец П.Н.   О некоторых направлениях 
использования в отечественном законодательстве 
зарубежного и международного опыта предупреждения 
и пресечения коррупции в государственном 
аппарате / П.Н. Кобец 
// Следователь. - 2009. - №2.
5. Агеев В.Н. Противодействие «государственной коррупции»: зарубежный опыт / В.Н. Агеев // Следователь. – 2008. - № 8.
6. Бочарников И.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции / И.В. Бочарников // Следователь. – 2008. - № 10.
7. Москалева М.Н. Имплементация норм международного права как направление антикоррупционной политики / М.Н. Москалева // Следователь. – 2008. - № 1.