Эмпирический и теоретический методы научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:27, реферат

Краткое описание

Все люди от природы стремятся к знанию. Все, что простирается перед нами и происходит в нас, познается посредством наших чувственных впечатлений и размышления, опыта и теории. Ощущения, восприятия, представление и мышление, степень их адекватности тому, что познается, отграничение истинного знания от иллюзорного, правды от заблуждения и лжи — все это с древнейших времен тщательно исследовалось в контексте разных проблем философии, но прежде всего такого ее раздела, как теория познания.

Содержание

Введение
Структура научного познания
Эмпирический и теоретический уровни научного познания
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Эмпирический и теоретический методы научного познания.docx

— 22.22 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Структура научного познания

Эмпирический и теоретический уровни научного познания

Заключение

Список литературы

 

Введение

Все люди от природы стремятся к  знанию. Все, что простирается перед  нами и происходит в нас, познается  посредством наших чувственных  впечатлений и размышления, опыта  и теории. Ощущения, восприятия, представление  и мышление, степень их адекватности тому, что познается, отграничение истинного  знания от иллюзорного, правды от заблуждения  и лжи — все это с древнейших времен тщательно исследовалось  в контексте разных проблем философии, но прежде всего такого ее раздела, как теория познания.

Теория познания и «общая метафизика», рассматривающая проблемы бытия  и сознания образуют основу всей философии. На них уже зиждутся более специальные  разделы, посвященные вопросам социальной философии, эстетики, этики и т.п. Теория познания - это общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики оно ни осуществлялось. Теория познания развивалась вместе со всей философией на протяжении всей ее всемирной истории. Нельзя назвать ни одного мыслителя, чтобы он с тем или иным успехом и оригинальностью не разрабатывал проблем познания.  
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия - это выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего гордость человека и человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность окружающего мира. 

 

 

 

Структура научного познания

Структура научного познания выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы.

Структура научного познания может быть представлена в различных ее срезах.

С точки зрения взаимодействия объекта  и субъекта научного познания оно  включает в себя четыре необходимых  компонента в их единстве:

а) субъект науки – это ключевой элемент (отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив  и т.п., в конечном счете общество в целом).

б) объект (предмет, предметная область) – то, на что направлена мысль исследователя, все, что может быть описано, воспринято, выражено в мышлении и т.д.

в) система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины и обусловленных своеобразием ее предметов.

г) свой специфический язык – как естественный, так и искусственный.

В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знаний - эмпирический и теоретический. Эмпирический и теоретический уровни знания отличаются по предмету, средствам и методам исследования. Однако выделение каждого из них представляет собой абстракцию. В реальной действительности они всегда взаимодействуют. Научное знание в любой области науки представляет собой массу взаимодействующих между собой типов знаний. Теория принимает участие в формировании фактов, факты, в свою очередь, требуют построения новых теоретических моделей, которые сначала строятся как гипотезы, а затем обосновываются и превращаются в теории. Бывает и так, что сразу строится новая теория, которая дает объяснение известным ранее, но не нашедшим до этого момента объяснения фактам, либо заставляет по новому интерпретировать известные фаты.

Основные критерии, по которым различаются  эти уровни, следующие:

1) характер предмета исследования. 

Эмпирические и теоретические исследования могут познавать одну объективную реальность, но ее видение, ее представление в знаниях будут даваться по-разному. Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. На уровне эмпирического познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явлениях. На уровне же теоретического познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект. Задача теории – воссоздать все эти отношения между законами и раскрыть сущность объекта. Следует различать эмпирическую зависимость и теоретический закон. Первая является результатом индуктивного обобщения опыта и представляет собой вероятностно-истинное знание. Второе – это всегда знание истинное.    Эмпирическое исследование изучает явления и их корреляции. В этих корреляциях оно может уловить проявление закона, но в чистом виде он дается только в результате теоретического исследования. Простое индуктивное обобщение опытов не ведет к теоретическому знанию. Теория не строится путем индуктивного обобщения опыта.

На эмпирическом уровне научное  познание имеет дело с индивидуальными  свойствами объекта, данными в опыте.

Индуктивное обобщение собранных данных представлено в виде экспериментально установленных закономерностей. Теоретический уровень отличается нацеленностью на обнаружение общих, необходимых, закономерных характеристик объекта, выявляемых с помощью рациональных процедур.

2) тип применяемых средств исследования. 

Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Поэтому средства эмпирического исследования непосредственно включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения.

           В теоретическом исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. Кроме средств, связанных с экспериментами применяются и понятийные средства, в которых взаимодействуют эмпирические средства и термины теоретического языка. Смыслом эмпирических терминов являются особые абстракции, которые можно было бы назвать эмпирическими объектами (реальные объекты с жестко фиксированными признаками). Основные средства теоретического исследования – теоретические идеальные объекты. Это особые абстракции в которых заключен смысл теоретических терминов.

3) особенности метода.

Одни общенаучные методы применяются  только на эмпирическом уровне (наблюдение, реальный эксперимент), другие - только на теоретическом (метод построения идеализированного объекта (любая  теория в логическом плане изучает  идеи или идеализированные объекты), формализация (заключается в использовании  специальной символики, позволяющей  отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических  положений и оперировать вместо этого некоторым множеством символов), абстрагирование, методы построения теории (восхождение от абстрактного к конкретному), методы логического и исторического исследования и др.), а некоторые (например, моделирование)-как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.

4) разные логические формы воплощения  основного знания.   На эмпирическом уровне – эмпирический факт и экспериментальный закон, на теоретическом  – теория (система понятий, принципов и законов, отображающая в своей структуре сущность объекта исследования в целом, целостную структуру).

Эмпирическое исследование предполагает выработку программы исследований, организацию наблюдения и экспериментов, описание и обобщение экспертных данных, их классификацию, первичное обобщение, а также использование приборов (т.е. опосредованное исследование). Словом для эмпирического познания характерна фактофиксирующая активность. Это более высокий уровень познания, чем просто чувственное познание (чувственное знание – знание данное в виде ощущений и восприятий свойств вещей, непосредственно данных органам чувств). Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. Оно базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом.

На эмпирическом уровне выделяют два  подуровня: наблюдения и эмпирические факты.

1. Данные наблюдения содержат  первичную информацию, которую мы  получаем непосредственно в процессе  наблюдения за объектом. Эта информация  дана в особой форме - в форме  непосредственных чувственных данных  субъекта наблюдения, которые затем  фиксируются в форме протоколов  наблюдения. Протоколы наблюдения  выражают информацию, получаемую наблюдателем в языковой форме. В них всегда содержатся указания на то, кто осуществляет наблюдение, а если наблюдение строится в процессе эксперимента с помощью каких-либо приборов, то обязательно даются основные характеристики прибора. Характерно, что в этих протоколах наряду с объективной информацией о явлениях содержится некоторый пласт субъективной информации, зависящей от состояния наблюдателя, показаний его органов чувств. Поэтому данные наблюдения еще не являются достоверным знанием, и на них не может опираться теория; базис теории - эмпирические факты.

2. Эмпирические факты. В отличие  от данных наблюдения факты  - это всегда достоверная, объективная информация, это такое описание явлений и связей между ними, где сняты субъективные наслоения.

Переход от данных наблюдения к эмпирическому  факту предполагает следующие познавательные операции:

1. рациональная обработка данных  наблюдения и поиск в них  устойчивого, инвариантного содержания. Для формирования факта необходимо  сравнить между собой множество  наблюдений, выделить в них повторяющееся  и устранить случайные возмущения  и погрешности, связанные с  ошибками наблюдателя;

2. для установления факта необходимо  истолкование выявляемого в наблюдениях  инвариантного содержания. В процессе  такого истолкования широко используются  ранее полученные теоретические  знания.

Теоретическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Здесь орудием  выступают понятия, категории, законы, гипотезы. Теория – это особая форма организации знания. Форма означает, что у знания есть какие-то признаки, которые не могут быть исключены ни при каких обстоятельствах. Теоретическое знание – обобщенный в сознании опыт людей, совокупность знаний об объективном мире, относительно самостоятельная система знаний, воспроизводящая в логике понятий объективную логику вещей. Научное знание обязано быть теоретическим, но не всякое теоретическое знание может быть научным. (Математика - язык науки или единственная область науки, основанная на теории). Теоретический уровень – это исследование объекта при помощи рационально-логических методов. На этом уровне формулируются гипотезы, теории и законы, способные объяснить если не все, то большую часть фактов, которые были получены при помощи эмпирических методов.

Организация теоретического уровня знаний:

1. частные теоретические модели  и законы. Они выступают как  теории, относящиеся к достаточно  ограниченной области явлений.  В этом слое теоретического  знания обнаруживаются такие  взаимосвязанные образования, как  теоретическая модель, которая объясняет  явления, и закон, который формулируется  относительно модели. Модель включает  в себя идеализированные модели  и связи между ними.

Иначе говоря, строится некоторая  обобщающая теоретическая модель, которая  охватывает все частные случаи, и  применительно к ней формулируется  некоторый набор законов, которые  выступают как обобщающие по отношению  ко всем частным теоретическим законам.

Различие между эмпирическим и теоретическим уровнем не является абсолютным. Научное познание обязательно включает в себя оба уровня. На эмпирическом уровне обеспечивается связь научного познания с действительностью и с практической деятельностью человека. Теоретический уровень представляет собой выработку концептуальной модели предмета познания. Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней познания представляет собой сложный механизм.

Неокантианцы и конвенционалисты -цель теории в том, чтобы наиболее просто полно и точно упорядочить факты. Задача научной теории – не в отображении действительности, а в логико-математической систематизации фактов. Теоретический уровень – не является производным от эмпирического, напротив, от теоретической модели зависит, как будут упорядочены и интерпретированы факты.

Эмпирическое исследование выявляет все новые данные наблюдений и  экспериментов, ставит перед теоретическим  мышлением новые задачи, стимулирует  его к дальнейшему совершенствованию.

Эмпирический и теоретический уровни связаны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое предшествовало теоретическому. В процессе научного познания применяется мысленный эксперимент, когда ученый в уме оперирует образами и понятиями, мысленно создает нужные условия. Эксперимент двусторонен: с одной стороны он позволяет проверить и подтвердить гипотезу, с другой стороны он дает данные для новых гипотез. Выделяя эти два различных уровня знания, не следует их отрывать друг от друга и противопоставлять, они находятся во взаимосвязи. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического, гипотезы и теории формируются в процессе теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, получаемых на эмпирическом уровне. К тому же теоретическое мышление неизбежно опирается на чувственно- наглядные образы, с которыми имеет дело эмпирический уровень исследования. Все уровни локального знания взаимосвязаны: теоретическое знание опирается на эмпирическое, эмпирическое знание оказывается несвободным от теоретических представлений, оно обязательно погружено в некий теоретический контекст, философские представления пронизывают оба уровня, ученые всегда работают на основе некоторых теоретических предпосылок, которые определяют общую позицию в исследовании.  

Информация о работе Эмпирический и теоретический методы научного познания