Философия 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 18:36, реферат

Краткое описание

1. Характерные черты общественно-политической жизни, научно-исторического прогресса и духовной культуры 20 в.: их отражение в философской мысли.
2. Сциентистские направления в современной философии: позитивизм и его формы, герменевтика, «философия науки», структурализм, теории «информационного общества».
3. Современный философский антропологизм: философская антропология, «философия жизни», персонализм, экзистенциализм, философия психоанализа.
4. Прагматизм и современная религиозная философия.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия 20 века_1.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Философия 20 века.

 

    1. Характерные черты общественно-политической жизни, научно-исторического прогресса и духовной культуры 20 в.: их отражение в философской мысли.
    2. Сциентистские направления в современной философии: позитивизм и его формы, герменевтика, «философия науки», структурализм, теории «информационного общества».
    3. Современный философский антропологизм: философская антропология, «философия жизни», персонализм, экзистенциализм, философия психоанализа.
    4. Прагматизм и современная религиозная философия.

 

1.Характерные черты общественно-политической жизни, научно-исторического прогресса и духовной культуры 20 в.: их отражение в философской мысли.

Философия Гегеля объясняла все: любые явления природного, общественного и духовного мира укладывались в систему исторического и логического развертывания абсолютной идеи. Однако уже в 30-40 годы 19 в. стала ощущаться искусственность гегелевских построений.

Опыт индивидуальной и общественной жизни человека 19 в. и особенно 20 в. Все более убеждал его, что история творится не разумом, вопреки панлогизму, утверждавшему, что логика, рациональность пронизывают все структуры бытия, включая жизнь человека и общественные отношения.

Для Гегеля философия была «наукой наук», т.е. выявлением истины в ее наиболее существенных и значимых моментах. Частные науки должны были следовать философским указаниям и конкретизировать общефилософскую картину мира.

Послегегелевская философия возникла на базе критики этих недостатков. Она стала качественно новой ступенью в развитии философии, пересмотром всей исходной программы классического философствования.

Главное отличие в развитии философской мысли 20 в. – плюрализм мнений, многообразие философских школ и течений. Более отчетливое выражение принимает разработка философской проблематики по двум основополагающим направлениям – материализма и идеализма. Достижения естествознания, в первую очередь, физики, химии и биологии активно используются в построении философских концепций. Философия идет по пути углубления основополагающих представлений о бытии, проникновения в сложнейшее строение материи, предпринимает попытки осмыслить человеческое существование, решая проблемы общественного развития посредством соединения результатов научного анализа и социальной практики. Характерно, что, несмотря на успехи науки, философия не может устраниться от религиозной тематики: в одном случае религия выступает объектом философского анализа, в другом – составляет основу, фундамент самого философствования. Попытки выработать «чистую философию», свободную от воздействия науки и общественной практики, в очередной раз заканчиваются крахом. Как, впрочем, и стремление со стороны науки лишить философию ее традиционной проблематики. Вот почему, давая оценку тем или иным философским течениям эпохи, нельзя не учитывать конкретных социально-политических, экономических условий, сопутствовавших культурной жизни мирового сообщества в завершающемся веке, становлению его философских представлений.

20-е столетие – век кризисов  во всех областях жизни. Социальные  перевороты, меняющие основы общественного устройства многих людей, становятся неотъемлемым признаком жизни. Экономические кризисы, переживаемые обществом, получают разрешение в формах неприкрытого антигуманизма. Самое ужасное подтверждение тому – мировые войны, принудившие все народы зримо ощутить дух всемирной трагедии. Казалось бы, люди, наученные гибельным опытом милитаризма, исключат войну как средство разрешения социальных конфликтов. Но и сегодня локальные войны – явление массового характера – держат человечество на грани вероятности нового мирового пожара.

Небывалыми темпами распространяется по земле экологическая угроза. Достижения НТР не всегда идут впрок, а порой оборачиваются в прямое зло. Ухудшение условий жизни людей, утрата природой своих естественных свойств, истощение материальных ресурсов сказываются на жизни каждого человека, подвергая опасности здоровье, психическое состояние как ныне живущих, так и будущих поколений.

Понятие «кризиса культуры» прочно вошло в духовную жизнь общества. Переоценка ценностей – явление, свойственное каждому новому поколению людей. Но в 20 в. трансформация жизненных установок и ориентиров сопровождается переосмыслением, казалось бы, вечных представлений о человеке и его природе. Надежды на науку как средство преодоления социальных и природных невзгод сменилось упадком доверия к ней.

Центр тяжести философских исследований от проблем общего свойства, включающих в себя вопросы бытия, мироздания, общественного устройства, тенденций и путей развития общества как целого, все более перемещается в сторону человека, к обоснованию его уникальности, становления личности на путях творческой свободы.

20 в. проходит под знаком противостояния  подавляющей части философских школ и течений марксизму. Во многом это определялось тем, что на долгие годы марксизм становится краеугольным камнем идеологии и политики общества, пытавшегося на практике реализовать коммунистические идеалы. В стремлении доказать  несостоятельность философских принципов марксизма многие философские течения отдали дань их вульгарной и неаргументированной критике. Долгие годы развитие философии осуществлялось в сфере идеологического противоборства. Вместо того, чтобы решать сугубо философские проблемы, стороны отыскивали изъяны и слабые места в философских концепциях друг друга. На этом фоне усиливались попытки построения философских систем, тяготеющих к избавлению от влияния идеологии, естествознания и даже морали.

Вот в таких, крайне обостренных и противоречивых, социальных условиях существовала философия в 20 в. Именно это обстоятельство лежит в основе того, что современная философия – это не единое тело, не прочная целостность, а сложно дифференцированный корпус философских концепций, продолжающих многовековые традиции философского поиска с учетом конкретных условий и обстоятельств сегодняшнего дня.

В 20 в. развитие философии осуществлялось по направлениям, истоки многих из которых уходят в прошлые века. Это, прежде всего разнообразные формы религиозной философии, а также новейшие виды позитивизма. Повышение роли науки в 19 в. и в начале 20 в., безусловно, сказалось и на характере философии. Возникло даже направление сциентизма (от лат. знание, наука), в соответствии с представлениями которого философия должна ориентироваться на определенный тип мышления, сложившийся в конкретной науке. Сторонники сциентизма, ориентируясь на позитивную науку, стремятся исключить из философии традиционную мировоззренческую проблематику, отказаться от исторически сложившегося понимания предмета философии, надеются построить ее по типу точной науки. К сциентистскому направлению относят неопозитивизм (аналитическую философию), «философию науки», структурализм. Помимо, так сказать, общефилософских сциентистских концепций получили распространение различные специфические теории, ориентированные на разработку моделей «индустриального», «постиндустриального», «технотронного», «информационного» и иных типологий общественного устройства.

Главные трудности в разработке сциентистских философских представлений дали о себе знать, прежде всего, в области методологии. Так, оказалось, что теоретическое знание невозможно свести целиком к эмпирическим данным. Нельзя, как показала практика сциентизма, также полностью исключить и философские проблемы.

Другое направление, включающее немало разновидностей, можно охарактеризовать как философский антропологизм. Оно связано с выдвижением на первый план изысканий в гуманитарно-антропологической сфере и усилением антисциентистской направленности. Главным при этом объявляется «человеческое содержание». В рамках антропологизма формируются такие течения, как философская антропология, философия жизни, экзистенциализм, персонализм. Отличительная их особенность – родство с христианством не только по отношению к разуму и науке, но и в своеобразном механизме формирования сугубо философского содержания. Сторонников направления объединяет непризнание ими всеобщности естественнонаучного мышления и его норм. Границы этих течений нечетки, размыты. Поэтому нередко имеет место случаи, когда о том или ином философе, причисляемом к ветви антропологизма, говорят как о представителе той или иной философской линии: экзистенциализма, персонализма, неопротестантизма и т.п. Как бы особняком от упомянутых направлений стоит прагматизм – учение, родившееся в США и до сих пор не утратившее влияния.

 

2. Сциентистские направления в современной философии: позитивизм и его формы, «философия науки», структурализм.

Позитивизм – философское течение, основанное в 30-х годах 19 в. Французским философом О.Контом. Возникнув во Франции позитивизм получает распространение в других странах и становится международным философским течением. В процессе становления и развития позитивистская философия меняла свои формы. В истории философии обычно выделяют первый позитивизм О.Конта и английских мыслителей Г.Спенсера и Д.Милля; эмпириокритицизм, или махизм, швейцарского философа Р.Авенариуса и австрийского физика и философа Э.Маха, неопозитивизм, представленный школами логического позитивизма, логической семантики, логического эмпиризма и др.

Философская доктрина первого позитивизма опиралась, с одной стороны, на восходящие к Беркли и Юму гносеологические идеи, согласно которым человеческое познание ограничено ощущениями, а с другой, - разделяла уверенность в окончательном характере открытий «положительной науки», естествознания, ибо за пределами самих ощущений невозможны какие-либо открытия.

Для первого позитивизма были неприемлемы характерные для традиционной философии поиски первопричин, субстанциональных начал, сверхчувственных сущностей. Конт и его сторонники считали подобные поиски бесплодной «метафизикой» и подчеркивали, что спекулятивная философия (прежде всего немецкая идеалистическая философия) не способна решить философские проблемы, выдвинутые специальными науками.

Позитивисты выражали стремление к построению системы «положительного» знания – знания бесспорного и точного, опирающегося только на «эмпирические факты». Они претендовали на создание «новой», «неметафизической философии». Согласно первому позитивизму, роль «новой философии» сводится к выявлению и раскрытию связи между отдельными науками, к созданию их системы, обобщению результатов специальных наук.

Создатель позитивизма, введший этот термин, французский мыслитель О.Конт считал, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии; это, по мнению позитивистов, не исключает существования синтеза научного знания, за которым можно сохранить старое название философии. Последняя сводится, таким образом, к общим выводам из естественных и общественных наук. Пережитки метафизики, к которым относятся, по мнению Конта, претензии на раскрытие причин и сущностей, должны быть удалены из науки. Наука не объясняет, а лишь описывает явления и отвечает не на вопрос «почему?», а на вопрос «как?».

В конце 19 в. позитивизм переживает кризис, вызванный прогрессом естественно-научного знания, коренной ломкой понятий в физике на рубеже 19-20 в.в. Позитивизм вступает в новый, второй этап своей эволюции – махизм (эмпириокритицизм), создателями которого были австрийский философ и физик Э.Мах и Р.Авенариус – швейцарский философ. Факт относительности научного знания эмпириокритицизм интерпретировал как не способность науки к адекватному, полному отражению и осмыслению картины реального мира. На этом основании был сделан вывод: наука доставляет лишь символы, знаки, отметки для практики, она есть сумма гипотез, которые должны быть заменены непосредственным наблюдением. Таким образом, махисты считали, что задача философии состоит не в построении синтетической системы выводов всех наук, а в создании теории научного познания. Поэтому махизм от классического позитивизма отличается не только пониманием характера конкретных проблем, подлежащих философскому рассмотрению, но и определением самого предмета философии.

Третий этап в развитии позитивизма – неопозитивизм – начинается в 20-х годах 20 в. Его родоначальниками являются австрийский физик-теоретик М.Шлик, австрийский философ, логик и математик Л.Витгенштейн, немецкий философ и логик Р.Карнап, английский философ, логик и математик Б.Рассел и др.

Неопозитивизм выступает в различных вариантах: логический позитивизм, философия лингвистического анализа, или лингвистическая философия, аналитическая философия и др.

Неопозитивисты считают, что есть только два вида научного знания, научных высказываний, обладающих значениями: 1) все то, что относится к частным дисциплинам – все эмпирические науки; 2) логика и математика, являющиеся инструментом упорядочения и построения эмпирического знания.

В этом разделении знания для философии не остается места. Неопозитивисты заявили, что философия – не наука, а просто деятельность по прояснению языка науки. Тем самым в центр исследований ставится анализ языка науки. Именно эту задачу решает так называемый логический позитивизм – одна из школ современного позитивизма. То, что в традиционной философии называлось теорией познания, неопозитивизм большей частью относит к психологии, якобы исследующей способы и пути получения истинного знания.

Основная проблема философии науки, а логический позитивизм и является ею, - это рассмотрение логической структуры научных теорий и анализ значений научных высказываний. Для выяснения значений научных предложений неопозитивисты выдвинули так называемый принцип верификации (от лат. verus – истинный и facio - дела) – подтверждение. Он применим только к высказываниям эмпирического характера, т.е. проверяемым наблюдением. Значение предложения проверяется в опыте. В результате такой проверки предложения могут оказаться как истинными, так и ложными.

Такого рода предложения входят в область научных, эмпирически проверяемых. Все остальные предложения являются либо бессмысленными, как «Круглый квадрат», либо неосмысленными и поэтому незначимыми. Так, предложение из работы Гегеля «Абсолютное находится вне времени» проверить невозможно. Следовательно, оно не осмысленно и тем самым не имеет научного значения, хотя построено грамматически правильно.

На смену методологии неопозитивизма пришло новое направление в философии – постпозитивизм. Постпозитивистский этап в развитии методологии научного познания представлен трудами таких философов, как К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, С.Тулмин, П.Фейерабенд, Д.Агасси и др.

Начало постпозитивизма связывается с выходом в свет основной методологической работы Поппера «Логика научного открытия» (1959) и книги Куна «Структура научных революций» (1962). В целом этот этап характеризуется большим разнообразием методологических концепций, которые часто противоречат друг другу. Однако можно выделить и некоторые общие черты данного направления. Так, в концепциях постпозитивистов происходит ослабление внимания к проблемам формальной логики, что было характерно для предыдущего этапа позитивизма. Главная проблема в постпозитивизме – объяснение развития науки, исследование логики и роста научного знания. Его представителей прежде всего интересуют следующие вопросы: как возникает новая теория, каким образом она утверждается в новом сообществе, каковы критерии выбора конкурирующих научных теорий и т.п.

Информация о работе Философия 20 века