Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 13:12, контрольная работа

Краткое описание

Философия Древней Греции формировалась в условиях, когда свободный гражданин полиса являлся основной фигурой общества. Поэтому греки, отражая универсальные интересы, занимались, прежде всего, проблемами космического и логико-гносеологического характера. Вместе с тем постепенно формировалась этическая проблематика, которая стала доминировать на более позднем этапе - греко-римском.

Содержание

1. Характер, особенности античной философии.
2. Античная натурфилософия: Фалес, Гераклит, Демокрит.
3. Идея как «Умное видение» Платона.
4. Античная этика. Педагогические идеи в античной философии (Сократ, Аристотель).
5. Эпикуреизм, стоицизм и проблема поиска мудрой жизни.
6. Тезаурус

Вложенные файлы: 1 файл

философия.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

Тема  № 1. Античная философия

 

 

План

  1. Характер, особенности античной философии.
  2. Античная натурфилософия: Фалес, Гераклит, Демокрит.
  3. Идея как «Умное видение» Платона.
  4. Античная этика. Педагогические идеи в античной философии (Сократ, Аристотель).
  5. Эпикуреизм, стоицизм и проблема поиска мудрой жизни.
  6. Тезаурус

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Характер, особенности  античной философии.

 

Философия Древней Греции формировалась  в условиях, когда свободный гражданин  полиса являлся основной фигурой  общества. Поэтому греки, отражая универсальные интересы, занимались, прежде всего, проблемами космического и логико-гносеологического характера. Вместе с тем постепенно формировалась этическая проблематика, которая стала доминировать на более позднем этапе - греко-римском.

 

Философия с момента  ее зарождения не только претендовала на роль наставницы жизни, но и стремилась к научной строгости, хотя практически  никогда этого не добивалась. Как  отмечал И. Кант, можно учить философствовать, но не философии, ибо философия не имеет фундамента в виде эмпирической базы. Она есть воздушный замок, живущий лишь до следующего философа1.

 

Античная философия  охватывает почти тысячелетний период истории. Она возникла в Древней  Греции так же, как и восточная  философия, в середине I тысячелетия до н.э. и уступила свое место другой - средневековой философии уже после распада Римской империи - к VI в. н.э.

 

Отличительной чертой античной философии является формирование нового способа духовного самовыражения, который уже у первых античных философов приобрел стройную логическую форму и характеризуется рациональным постижением мира. Этим античная философия существенно отличается от восточной мудрости.

 

Четкие рациональные мотивировки античных философов  выделяют их среди других древних  мыслителей. Появление первых философских школ в городах Малой Азии не было случайным, так как именно там восточная культура и мудрость оказали непосредственное влияние на мировоззрение греческих мудрецов. Это влияние можно обнаружить, например, в научно-практических знаниях (астрономических, геометрических, математических), которые трансформировались у греков в общую систему чисел и геометрических фигур.

 

Отличительной чертой первых школ античной философии является ее космоцентризм, направленность на осмысление "космоса", "природы". Даже человек, с его сознанием и душой, занимавший важное место в философских учениях античных мыслителей, рассматривался ими, прежде всего, как неотъемлемая часть природы.

 

В развитии античной философии  можно выделить следующие этапы:

 

1) становление древнегреческой философии (VI - V вв. до н. э) - в центре внимания стояли проблемы космоса, природы;

 

2) классическая греческая  философия - учения Сократа, Платона  и Аристотеля (V - IV вв. до н. э) - главное внимание уделяется проблемам  человека, его сущности и познавательным возможностям;

 

3) греко-римский, или  эллинистический, этап (конец IV в.  до н.э. - IV в. н. э), связанный  с упадком греческой демократии  и перемещением центра политической  и духовной жизни из греческих  полисов (городов-государств) в столицу формировавшейся Римской империи.

 

Таким образом, отличительной  чертой античной философии является формирование нового способа духовного  самовыражения. Четкие рациональные мотивировки  античных философов выделяют их среди  других древних мыслителей. Отличительной чертой первых школ античной философии является ее космоцентризм, направленность на осмысление "космоса", "природы". Даже человек, с его сознанием и душой, занимавший важное место в философских учениях античных мыслителей, рассматривался ими, прежде всего, как неотъемлемая часть природы.

 

Античная философия  развивалась под влиянием мифологии  и достигла своего предела в этом типе мировоззрения. С исчерпанием  возможностей мифологии как основы мировоззрения исчерпала себя и  античная философия; она уступила свое место новому типу мировоззрения - христианству и выросшей на его основе религиозной философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Античная натурфилософия: Фалес, Гераклит, Демокрит.

 

Милетская школа - первая научная и философская школа  в европейской цивилизации. Зародилась она в VI веке до н.э. в г. Милете, в Ионии. Милетцы стали родоначальниками натуралистической фазы развития античной философии. Представители Милетской школы: Фалес (считал, что все сущее происходит из воды), Анаксимандр (апейрон - вещественное начало, лишенное границ, основа всего сущего, превращается в различные земные стихии - землю, воду, воздух, огонь, которые переходят друг в друга), Анаксимен (началом всего сущего считал воздух).

 

Фалес

 

Фалес был гражданином  Милета, происходившим от беотиских кадмейцев, современником Солона и Креза. Аполлодор (по свидетельству Диогена Лаэрция, I, 37) относит его рождение к 1-му году 35 Олимпиады, т.е. к 640/39 г. до Р.Х., его смерть - к 546/5 до Р. Х.; причем при исчислении года рождения решающей датой было, по-видимому, солнечное затмение 585 г. По свидетельствам Геродота и Диогена, Фалес приобрел славу своей практической рассудительностью и государственной мудростью. Наряду с этим восхваляют его математические и астрономические знания, которые он приобрел в Финикии и Египте - быть может, во время торговых путешествий - и перенес в Грецию; самым знаменитым из приписываемых ему свидетельств этих знаний является то, что он предсказал год солнечного затмения, происшедшего 28 мая 585 г. до Р.Х. Очевидно, с этими математическими изысканиями и с пробужденным ими научным духом связана его попытка найти иной, немифологический ответ на вопрос о последних основах вещей; и с другой стороны, элементарному характеру древнейшей греческой математики соответствует то, что физика Фалеса не вышла из зачаточного состояния. А именно, он признал воду веществом, из которого все возникло и все состоит, и он говорил также, что Земля плавает, подобно куску дерева, на воде, и этим объяснял ее устойчивое пребывание в центре мира. Об основаниях этой гипотезы уже Аристотель высказывает лишь догадку, ибо он не имел перед собой сочинения Фалеса, и такового, без сомнения, вообще не существовало (предположение Аристотеля в "Метафизике" состоит в том, что наблюдения над влажностью всякой пищи и животного семени заставили Фалеса признать воду, как источник влажности, за первоначало); сочинения, упоминаемые позднейшими писателями, как и сообщаемые ими учения Фалеса, должны считаться подложными. Фалес, по-видимому, не объяснял точнее, каким способом вещи возникают из воды; по всей вероятности, он представлял себе, что с веществом непосредственно связана действующая сила, и саму эту силу мыслил, в духе древней религии природы, как нечто аналогичное человеческой душе; на это указывают также его изречения, что все полно богов и что магнит имеет душу (т.е. жизнь), так как он притягивает железо. Таким образом, он представлял себе вещество живым и одушевленным, - воззрение, которое встречается и у его последователей и которое метко названо "гилозоизмом" (от греческих слов материя и жизнь) или также "гилопсихизмом" (Деринг). Мнение, что он решительно отличал мирообразующую силу, в качестве божества или духа, или мировой души, от вещества, - не может быть допущено. Но сколь бы скудным нам ни казалось это первое начало физической теории, - важно все же было то, что эта теория вообще положила начало научному объяснению мира.

 

Гераклит считал основой, первоначалом всего мира огонь. Огонь  как основа мироздания вечен, в то время как космос не вечен. Гераклит с полным основанием может считаться основоположником гносеологии (учение о познании). Он первым стал различать чувственное и рациональное познание, полагая, что истина постигается умом, который познает сущность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Познание начинается с чувств, однако они формируют лишь мнения людей, основанные на внешнем восприятии.

 

Кроме физиков-монистов в ранней греческой философии  существовали и физики-плюралисты, допускавшие множество материальных первоначал: Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит и т.д.

 

Демокрит признает существование  двух начал: бытия и небытия. Исчерпание пустоты свидетельствует о том, что существуют атомы (неделимые  частицы), которые постигаются умом, а не чувствами. Демокрит исходил  из чувственного опыта, на основании  которого делал вывод, что существуют и тела, и пространство (пустота). Пустота отделяет одно тело от другого. Это означает, что бытие множественно, а не едино, как утверждают элеаты. Космос является единением тел и пустоты. Бытие делимо до тех пор, пока не исчерпана пустота.

 

Таким образом, Фалес, как  представитель Милетской школы, был родоначальником натуралистической  фазы развития античной философии; Гераклит, как и Фалес, был физиком-монистом, а также он может считаться  основоположником гносеологии; Демокрит был физиком-плюралистом, допускавшим множество материальных первоначал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Идея как «Умное видение» Платона.

 

В числе тех, кто считал себя учеником Сократа, был Платон (428/427 до н. э. - 348/347) - один из крупнейших философов Древней Греции. В отличие от Сократа, он не только не отказывался учить других, но даже основал школу в Афинах, которую прозвали Академией.

 

Он разработал учение об идеях. Идеи это прообразы, сущности и гипотезы вещей, предел, к которому вещи стремятся в своем становлении. Все вещи в мире изменчивы, текучи, пребывают в непрестанном становлении, ни одна вещь не повторяет другую и даже сама от себя отличается в разные моменты времени. Тем не менее мы способны распознавать вещи, относить их к определенным видам. Таким образом, идея выступает принципом осмысления вещи, благодаря которому текучая реальность не расплывается перед нашим взором в бесформенную массу, но представляется в виде множества определенных вещей.

 

Человек способен постигать  идеи в их единстве и раздельности благодаря диалектике. Диалектикой Платон называл умение ставить вопросы и давать ответы, различать и обобщать. Диалектика - это умение рассуждать, мыслить логически. Благодаря диалектике наши знания достигают предельно возможной для человеческого ума истинности. Платон критиковал все реально существовавшие формы государственного устройства, видя в них лишь отдаленные подобия идеального государства. Государство возникает потому, что люди поодиночке не могут удовлетворить всех своих потребностей. По мнению Платона, в идеальном обществе должны быть три сословия: философы, воины и работники. Цель человеческой жизни Платон видел в нравственном воспитании и очищении, он ориентировал на достижение этой цели всю организацию общественной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Античная этика. Педагогические идеи в античной философии (Сократ, Аристотель).

 

Для того чтобы человеческое общество продолжало свое развитие, оно  должно передавать социальный опыт все  новым и новым поколениям людей. Передача старшими поколениями и активное усвоение новыми поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе, называется воспитанием. В данной характеристике воспитания необходимо подчеркнуть, что передача социального опыта не есть простое механическое перекладывание его в сознание воспитуемых. Нет. Это более сложный процесс, который немыслим без активного усвоения воспринимаемого опыта людьми, без их творческой деятельности по преобразованию действительности.

 

 Многие века процесс воспитания  протекал как естественный для человеческого существования и не являлся предметом специального изучения. Затем он стал занимать умы ученых философов, которые анализировали формы общественной сознания, наиболее общие понятия о мире, о месте человека в нем.

 

Крупнейшим представителем философии софистов являлся Сократ. Говорить о педагогической концепции Сократа (469-399 гг. до Р.Х.) можно лишь с определенной долей условности. В его философском наследии отсутствуют необходимые для такого научного жанра принципы, нет разработок методологии. Вместе с тем, в нем заложено огромное количество принципиальных идей и замыслов, оказавших влияние на возникновение методологии гуманистической педагогики.

 

Многое из учения Сократа о философской  личности оказало влияние на развитие педагогической науки. Об этом написаны тома исследований. Вместе с тем, история педагогики обходит стороной те вопросы, которые не оказали подобного влияния. Эти вопросы - о решениях личности, диктуемых ее совестью, о личностных ценностях, об обусловленной человеческим происхождением нравственности, о природе творчества - составили философскую основу гуманистической педагогики.

 

Поскольку он не оставил ни одного письменного свидетельства своего творчества, о нем судили по сочинениям его учеников - Платона, Ксенофонта и др. Но и такие именитые ученики развивали в своих педагогических трактатах лишь то, что было значимым с их точки зрения, которая сформировалась не только благодаря встречам с Сократом, но и под впечатлением от кончины учителя.

 

Сократ был казнен по приговору афинского суда, составленному на основе ложного обвинения. Суть обвинения сводилась к отрицанию Сократом “государственных” богов и в поклонении новому божеству. Этим новым божеством выступал человек. Он нуждается не в привычном образовании своей личности посредством научения , т.е. передачи истины, но в образовании, которое предоставляет возможность поиска ее смысла.

 

Для этого человек не должен проходить  путем испытаний, закаляющих его  волю и характер, что составляло суть традиционного воспитания. Ему  необходимо пройти путем познания самого себя. Самое ценное в человеке - это умение видеть истину и соответствовать ей своим поведением. Нравственное, т.е истину, можно познать и усвоить только посредством нахождения противоречий в своих поступках, мыслях, понятиях. Раскрытием противоречий устраняется мнимое знание, а беспокойство, в которое ввергается ум, побуждает к поиску подлинной истины. Путем к такому саморуководству души является умение учителя создавать условия, необходимые для ее пробуждения. Средствами для создания таких условий у Сократа были майевтика и ирония.

 

Майевтика - в буквальном переводе с греческого означает “повивальное искусство”, т.е. умение оказывать помощь при рождении. У Сократа майевтикой называлось искусство извлекать  скрытое в человеке правильное знание с помощью искусных проблемных вопросов. Они задавались Сократом в беседах, которые он проводил не только в гимнасиях и палестрах со знатными афинскими юношами, но и с любым встречным человеком.

 

Ирония - тонкая, скрытая насмешка; прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки. Первоначально - манера говорить, при которой говорящий притворяется незнающим, несмотря на свое знание, или говорит нечто обратное тому, что в действительности думает (однако это должно быть понято интеллигентным слушателем). У Сократа ирония состояла в том, что мудрый представлялся глупым перед невеждами, которые кажутся себе знающими и мудрыми, для того, чтобы они могли из своих заключений узнать о своем невежестве и направить свои усилия к истине.

 

Ученики и последователи Сократа  пытались использовать эти средства в своих образовательных системах, представляя их как эвристические  методы познания. Но взятые изолировано  от личности Сократа и главной  идеи его образования, эти методы не приносили того развивающего личность эффекта, который был свойственен Сократу. В связи с этим идею познавательной активности, как результат применения метода сократической беседы, стали трактовать в соответствии с ее формой, а не с содержанием, которое и должно определять форму.

Информация о работе Античная философия