Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 09:58, курсовая работа
Успех противодействия преступлениям в сфере внешнеэкономической деятельности во многом зависит от действительной общественной опасности деяний, качества законов, их соответствия реалиям жизни, а также четкости, ясности, непротиворечивости, "прозрачности" для правоприменителей, отсутствия поводов для неоднозначного толкования, правильного определения квалифицирующих признаков, соразмерности санкций содеянному и т.д.
Внешнеторговые связи между странами набирают обороты, тем более сегодня, когда Россия стоит на пороге вступления во Всемирную Торговую Организацию. Наряду с такими положительными моментами как экономическая интеграция, либерализация цен, мы сталкиваемся и с другой стороной медали: развитие международной преступности. Индикатором последних явлений в обществе является рост преступлений в таможенной сфере.
1. Введение……………………………………………3
2. Глава 1. Общая характеристика ст.188 и ст. 189 УК РФ……………………………………………………5
§ 1. ст. 188 УК РФ………………………………5
§ 2. ст. 189 УК РФ………………………………10
3. Глава 2. Соотношение преступлений, предусмотренных ст. 188 и 189 УК РФ…………14
4. Заключение…………………………………………23
5. Список использованной литературы……………25
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА
УГОЛОВНОГО ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету «Ответственность за экономические преступления» на тему:
Соотношение
ст.188 УК РФ (Контрабанда)
и ст. 189 УК РФ (Незаконные
экспорт или передача
сырья, материалов, оборудования,
технологий, научно-технической
информации, незаконное
выполнение работ (оказание
услуг), которые могут
быть использованы при
создании оружия массового
поражения, вооружения
и военной техники)
Екатеринбург,
2006 г.
СОДЕРЖАНИЕ
§ 1. ст. 188 УК РФ………………………………5
§ 2. ст. 189 УК РФ………………………………10
ВВЕДЕНИЕ
Успех противодействия преступлениям в сфере внешнеэкономической деятельности во многом зависит от действительной общественной опасности деяний, качества законов, их соответствия реалиям жизни, а также четкости, ясности, непротиворечивости, "прозрачности" для правоприменителей, отсутствия поводов для неоднозначного толкования, правильного определения квалифицирующих признаков, соразмерности санкций содеянному и т.д.
Внешнеторговые связи между странами набирают обороты, тем более сегодня, когда Россия стоит на пороге вступления во Всемирную Торговую Организацию. Наряду с такими положительными моментами как экономическая интеграция, либерализация цен, мы сталкиваемся и с другой стороной медали: развитие международной преступности. Индикатором последних явлений в обществе является рост преступлений в таможенной сфере.
Исходя из вышесказанного, следует признать, что одним из актуальных направлений развития уголовного права в настоящее время является усовершенствование составов преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, устранение противоречий, пробелов, «идентификация» каждой статьи со своим непосредственным объектом. Необходимо идти по пути обеспечения реального применения законодательства, что повлияло бы на эффективность деятельности правоохранительных органов.
Настоящая работа направлена на выявление и изучение аспектов взаимодействия составов преступлений «Контрабанда» и «Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники».
Разработка
данной проблемы является одним из
пунктов содержания уголовно-правовых
мер противодействия
Глава 1. Общая характеристика статей 188 и 189 УК РФ
§1. Контрабанда (ст. 188 УК РФ)
Общественная
опасность контрабанды
В соответствии со ст. 19 Таможенного кодекса РФ все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из нее товаров и транспортных средств, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом. Никто не может быть лишен этого права или ограничен в нем, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом и другими законодательными актами Российской Федерации.
Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации отдельных товаров и транспортных средств могут быть запрещены исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, защиты права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защиты интересов российских потребителей ввозимых товаров и исходя из других интересов страны на основании актов законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации (ст. 20 ТК).
Непосредственным объектом контрабанды является финансовая система государства. Предмет: товары и иные предметы, за исключением, перечисленных в ч. 2 ст. 188 УК РФ. Предмет дожжен быть в крупном размере: стоимость товаров и иных предметов должна превышать 250 тыс. рублей (прим. Ст. 169 УК РФ). Согласно п. 1 ч.1 ст.11 Таможенного кодекса РФ товаром признается любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. К товарам не относятся следующие транспортные средства: любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование (п. 5 ч. 1 ст. 11 ТК РФ).
Территория РФ составляет единую таможенную территорию РФ. Таможенная территория РФ также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством (ч. 1, 2 ст. 2 ТК РФ). В таможенную границу также входят периметры свободных таможенных зон и свободных складов (ст. 37 ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» от 22 июля 2005 г.).
Объективная сторона – формальный состав. Деяние заключается в перемещении через таможенную границу Российской Федерации предметов. Под перемещением через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом (п. 7 ч. 1 ст. 11 ТК РФ). Ввоз предметов- фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы и все последующие действия до их выпуска таможенными органами; вывоз предметов - подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие действия до фактического пересечения ими таможенной границы (п. 8, 9 ч.1 ст. 11 ТК РФ). Кроме деяния обязательным признаком объективной стороны является способ:
Моментом окончания преступления является либо факт пересечения таможенной границы РФ (при ввозе товаров на таможенную территорию РФ помимо таможенного контроля), либо подачи таможенной декларации или иного действия, направленного на реализацию намерения вывезти предмет (при вывозе товаров с таможенной территории РФ либо возе товаров иным способом).
Субъект преступления общий: физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
Объективная сторона преступлений, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 188 УК, совпадает полностью, за исключением размера перемещаемых ценностей и предмета. Предметом контрабанды, наказуемой по ч. 2, выступают предметы, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через границу РФ: наркотические средства; вещества психотропные; сильнодействующие; ядовитые; отравляющие; взрывчатые; радиоактивные; и т.д. По ч. 1 перемещение должно происходить в крупном размере.
Действия, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, а также наркотикосодержащих растений или их частей, при незаконном перемещении этих средств, веществ и растений через таможенную границу РФ, подлежат квалификации по ст. 228, 228.1, 234 в зависимости от состава и ст.188 УК РФ (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 9 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществам»)2. Контрабанда и последующая незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств – ст. 188 и 222 УК РФ.
Часть 3 содержит квалифицирующие признаки к обоим видам контрабанды:
1) совершение деяния должностным лицом с использованием своего служебного положения - п. "б" ч. 3 ст. 188 УК;
2) совершение деяния с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, - п. "в" ч. 3 ст. 188 УК.
В ч. 4 предусмотрено ужесточение наказания,
если контрабанда совершена организованной
группой.
§ 2.
Незаконные экспорт
или передача сырья,
материалов, оборудования,
технологий, научно-технической
информации, незаконное
выполнение работ (оказание
услуг), которые могут
быть использованы при
создании оружия массового
поражения, вооружения
и военной техники (ст. 189
УК РФ)
Общественная опасность рассматриваемого преступления состоит в нарушении норм международного и национального законодательства о нераспространении оружия массового поражения и норм национального законодательства, регулирующего экспорт вооружения и военной техники. В результате совершения этого преступления могут пострадать мир и безопасность человечества, национальная безопасность, политические, экономические или военные интересы Российской Федерации3.
Непосредственным объект данного состава преступления является порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, направленный на недопущение распространения вооружения и военной техники. В качестве предмета выступают: сырье; материалы; оборудование; технологии; научно-техническая информация.
Все эти предметы должны одновременно обладать следующими признаками:
1) они могут быть использованы при создании вооружения и военной техники (ч. 1 ст. 189 УК) или оружия массового поражения, средств его доставки (ч. 3 ст. 189 УК);
2)
в отношении них должен быть
установлен экспортный
Сырье представляет собой вещества и материалы естественного происхождения, служащие основным компонентом при создании вооружения и военной техники или оружия массового поражения, средств его доставки. Материалы объединяют остальные компоненты создаваемого вооружения и военной техники или оружия массового поражения, средств его доставки. Оборудование есть специально созданные системы и приспособления, позволяющие перерабатывать исходные компоненты (сырье и материалы) с использованием соответствующих технологий в конечный продукт - вооружение и военную технику или оружие массового поражения, средства его доставки. Под технологиями понимают всю совокупность специальной информации, которая требуется для разработки, производства и использования (применения) любого вида вооружения и военной техники или оружия массового поражения, средств его доставки. Научно-техническая информация включает материальные носители информации (чертежи, копии, оригиналы различных документов, опытных образцов, схемы, диаграммы, модели и др.) о любых стадиях разработки, производства и использовании вооружения и военной техники или оружия массового поражения, средств его доставки4.
Информация о работе Соотношение ст.188 УК РФ (Контрабанда) и ст. 189 УК РФ