Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 23:43, реферат
Рекреационные концепции развиваются в рамках рекреалогии – междисциплинарной науки о рекреационных системах, основанной на научных принципах экологии человека. Эти принципы впервые сформулированы научным коллективом отечественной школы рекреалогии и рекреационной географии под руководством Владимира Сергеевича Преображенского. С 1976 г. основные исследования в области рекреалогии сосредоточиваются во Всесоюзной научно-исследовательской лаборатории по туризму и экскурсиям (ВНИЛТЭ). В 1992 г. многолетние научные исследования в области рекреации были обобщены в теоретической монографии "Теория рекреалогии и рекреационной географии".
Рекреационные концепции 
развиваются в рамках рекреалогии – междисциплинарной 
науки о рекреационных системах, основанной 
на научных принципах экологии человека. 
Эти принципы впервые сформулированы 
научным коллективом отечественной школы 
рекреалогии и рекреационной географии 
под руководством Владимира Сергеевича 
Преображенского. С 1976 г. основные исследования 
в области рекреалогии сосредоточиваются 
во Всесоюзной научно-исследовательской 
лаборатории по туризму и экскурсиям (ВНИЛТЭ). 
В 1992 г. многолетние научные исследования 
в области рекреации были обобщены в теоретической 
монографии "Теория рекреалогии и рекреационной 
географии".  Анализ концепций рекреации 
позволяет выделить следующие характеристики 
данного феномена:         - рекреация является 
видом деятельности в свободное время 
индивида и мотивируется чувством удовлетворения;       - 
виды рекреационной деятельности многообразны;     - 
участие в рекреации строится на добровольной 
основе и не может осуществляться под 
воздействием внешнего давления, принуждения 
или обязательств;            - рекреационные виды 
деятельности являются социально приемлемыми, 
полезными и способствуют развитию индивида 
и общества.  Среди исследователей общепризнано 
определение рекреалогии как науки о процессах 
и методах восстановления живых сил человека.  Исходные 
постулаты рекреалогии:       1. Среди множества 
потребностей человека и общества выделяется 
группа (подмножество) разнородных потребностей, 
реализация которых связана со специфическими 
потребностями человека в восстановлении 
и развитии живых сил и определенными 
условиями их удовлетворения - со свободным 
временем и особыми свойствами пространства.    2. 
Наличие этих потребностей побуждает 
человека к рекреационной деятельности, 
отличной от повседневной трудовой (и 
бытовой), а общество (и его институты) 
- к созданию для нее специальных условий.   3. 
Вовлекая в сферу рекреационной деятельности 
природные объекты (природные явления, 
тела и комплексы) и культурные комплексы, 
создавая и используя технические системы, 
а также других людей, человек находит 
и формирует, а общество создает, поддерживает 
и развивает особые системы для удовлетворения 
потребностей - рекреационные.     4. Для описания 
рекреационной системы необходимо охарактеризовать: 
потребности, направления деятельности, 
вызвавшие к жизни формирование системы 
и определяющие ее функционирование и 
развитие, ее элементы, внутренние (между 
элементами) и внешние (с суперсистемой 
и одноранговыми системами) системообразующие 
связи, эффективность. Основной системообразующей 
связью выступает деятельность отдыхающих 
и организаторов отдыха.      5. Назначения систем 
(и их свойства) определяются функциями 
рекреационной деятельности.        6. По своему 
характеру рекреационные системы относятся 
к группе социо(демо)- экологических, пространственных, 
динамических систем.  Таким образом, основным 
объектом исследования общей рекреалогии 
выступает рекреационная система.        Рекреация 
как процесс расширенного воспроизводства 
физических, психических и интеллектуальных 
сил человека составляет одну из важнейших 
основ туризма, а наука о рекреации - рекреалогия 
- составная часть туристики. Исследование 
рекреации и рекреационной деятельности 
- одно из наиболее молодых направлений 
современной науки.   Основные понятия рекреалогии:     Рекреационные 
потребности общества – потребности в 
простом и расширенном воспроизводстве 
его социально-трудового и социально-культурного 
потенциала.