Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 07:19, курсовая работа
Целью данной работы является изучение современного состояния туристического рынка.
В соответствии с данной целевой  установкой были сформулированы основные задачи исследования:
- изучение теоретических  основ туристической деятельности;
- анализ состояния рынка  туристических услуг в России  и в Нижегородской области;
- исследовать стратегию  развития туризма в России  и в Нижегородской области.
Введение
 
Глава 1. Теоретические основы функционирования туристической деятельности
 
1.1 Понятие, сущность и  виды туристических услуг
 
1.2 Классификация туристической  деятельности
 
1.3 Государственное регулирование  туристической деятельности
 
Глава 2. Анализ состояния  рынка туристических услуг в  Российской Федерации
 
2.1 Современное состояние  рынка туристических услуг в  России
 
2.2 Анализ состояния туризма  в Нижегородской области
 
2.3 Анализ деятельности  отеля «Акватория»
 
Глава 3. Основные проблемы и  перспективы развития отрасли в  Российской Федерации
 
3.1 Проблемы туристической  отрасли России и мероприятия  по их решению
 
3.2 Стратегия развития  туризма в Нижегородской области
 
3.3 Проект совершенствования  отеля «Акватория»
 
Заключение
 
Список литературы и источников
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы функционирования туристической деятельности
1.1 Понятие, сущность и виды туристических услуг
1.2 Классификация туристической деятельности
1.3 Государственное регулирование туристической деятельности
Глава 2. Анализ состояния рынка туристических услуг в Российской Федерации
2.1 Современное состояние рынка туристических услуг в России
2.2 Анализ состояния туризма в Нижегородской области
2.3 Анализ деятельности отеля «Акватория»
Глава 3. Основные проблемы и перспективы развития отрасли в Российской Федерации
3.1 Проблемы туристической отрасли России и мероприятия по их решению
3.2 Стратегия развития 
туризма в Нижегородской 
3.3 Проект совершенствования отеля «Акватория»
Заключение
Список литературы и источников
Приложение
Введение
Актуальность темы исследования. Термин «туризм» с давних времен используется во многих языках. Это слово произошло от выражения «великий тур» (Grand Tour) и первоначально означало ознакомительную поездку, которую совершали в 17-18 столетиях молодые дворяне. В 19 столетии такие поездки стали популярны среди других слоев населения. Целью поездок было знакомство туристов с чужими культурами. На протяжение столетий основное назначение туризма - это знакомство путешественников с другими странами, налаживание контактов и взаимопонимания с народами, их населяющими.
В развитых странах мира большая 
часть валового национального продукта 
(свыше 70%) производится в отраслях обслуживания. 
Существенную долю поступлений обеспечивает 
туристский рынок. В странах ЕС поступления 
от туризма составляют порядка 5,5% ВВП. 
Бюджеты Турции, Кипра, Египта более 
чем наполовину пополняются за счет 
туризма. Располагая богатым историко-культурным 
потенциалом, туристский рынок в 
России является неконкурентоспособным, 
его развитие происходит бессистемно. 
Он ориентирован в основном для людей 
с высоким уровнем дохода и 
на выездной туризм, который является 
дополнительным дестабилизирующим 
фактором экономики, так как стимулирует 
отток капитала за границу. Туризм имеет 
не только экономическое, но и огромное 
социально-политическое значение, что 
предъявляет дополнительные требования 
к его развитию. В сфере туристского 
рынка тесно переплетаются 
Целью данной работы является изучение современного состояния туристического рынка.
В соответствии с данной целевой установкой были сформулированы основные задачи исследования:
- изучение теоретических 
основ туристической 
- анализ состояния рынка туристических услуг в России и в Нижегородской области;
- исследовать стратегию развития туризма в России и в Нижегородской области.
Объектом исследования является 
современный туристический 
Предмет исследования - совокупность экономических отношений, возникающих в процессе функционирования российского и регионального рынка туризма.
Теоретические и методологические основы дипломной работы.
Конъюнктура туристического рынка всегда находится в центре внимания многочисленных зарубежных и российских исследователей, консалтинговых компаний и научных центров.
В последнее десятилетие 
уделяется большое внимание изучению 
проблем устойчивого 
Проведенное автором исследование базировалось на фундаментальных теоретических и научно-практических наработках в области проблем туристический отрасли, представленных в работах российских и зарубежных ученых ? М.Б. Биржакова, А.Ю. Александровой, В.Г. Гуляева, Н.И. Волошина, М.В. Ефремовой, А.Д. Кауровой и д.р.
Методология исследования. В проведенном исследовании используются как общенаучные (системный подход, логический, статистический и сравнительный анализ) методы, так и методы диалектики общего и специфического, восхождения от абстрактного к конкретному, структурно-генетического анализа и синтеза, исторического подхода.
Количественный анализ проведен на основе экономико-статистических, математических и графических методов.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из трех глав.
В первой главе раскрыта сущность туристического рынка, проанализирована классификация туризма, исследован механизм государственного регулирования рынка туризма.
Во второй главе дана характеристика 
основных тенденций на российском рынке 
туризма, исследовано состояние 
туризма в Нижегородской 
В третьей главе изучены 
проблемы туристического рынка России, 
исследованы пути достижения положительных 
изменений на российском туристическом 
рынке, охарактеризованы пути совершенствования 
функционирования на рынке туризма 
Нижегородской области в целом 
и отеля «Акватория» в 
Глава 1. Теоретические основы функционирования туристической деятельности
1.1 Понятие, сущность и виды туристических услуг
Туризм по определению Международной академии туризма (Монте-Карло, Монако) представляет общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях и (или) для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или в профессионально-деловых целях без занятий оплачиваемой деятельностью вместе временного пребывания. [3]
Туризм представляет собой деятельность лиц, путешествующих или пребывающих в местах за пределами своего обычного проживания непрерывно в течение не более одного года в целях досуга либо в деловых и иных целях, не связанная с осуществлением какой-либо оплачиваемой деятельности в месте пребывания.
Таким образом, определение туризма базируется на следующих признаках: [5]
- туризм есть результат передвижения людей;
- туризм всегда включает два элемента: путешествие в пункт назначения и остановку там;
- путешествие означает 
выезд из страны (или региона), 
где турист постоянно 
- путешествие являет собой временное движение туриста по туристскому маршруту.
Основными критериями туризма являются следующие [10]:
1. Изменение места, находящегося 
за пределами обычного 
2. Перемещение людей в 
достаточно короткие 
3. Пребывание в другом 
месте, при этом место 
4. Выезд людей с места 
своего постоянного проживания 
в иную местность, страну в 
целях туризма. Перемещения в 
пределах местности 
5. Оплата труда из источника 
в посещаемом месте. Суть 
Анализ приведенных 
· деловые поездки, а также путешествия с целью проведения свободного времени - это перемещение за пределы обычного места жительства и работы. Если же житель города передвигается по нему с целью совершения покупок, то он не является туристом, так как не покидает своего функционального места;
· туризм - это не только важная отрасль экономики, но и важная часть жизни людей. Он охватывает отношения человека с окружающей его внешней средой.
Следовательно, туризм - это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.
Кроме того, туризм - это туроператорская и турагентская деятельность туристских предприятий, а также иных организаторов и посредников (например, транспортных компаний).
По поручению ВТО в 1994 году ГАТТ вместе с Конференцией ООН по торговле и развитию составил отчет "Туристские услуги и GATS", в котором туристские услуги определены как продукт или продукция деятельности прибыльных и не прибыльных экономических единиц, предназначенные для конечных или промежуточных потребителей. В отличие от других видов деятельности туризм представляет не один специфический вид услуг, а их ассортимент, и его деятельность нацелена на конечных потребителей. [4]
Все виды потребляемых туристами продуктов (услуг) можно классифицировать следующим образом:
- Гостиницы и рестораны 
(включая обеспечение питанием)
- Услуги бюро путешествий и туристических агентств;
- Услуги экскурсионных бюро и прочие.
В документах о статистике туризма приводится следующий перечень типичных туристских продуктов:
1). Услуги по размещению: 
услуги гостиниц и прочих 
2). Услуги предприятий общественного питания.
3). Услуги пассажирского 
транспорта: междугородные перевозки 
железнодорожным транспортом; 
4). Услуги туристических 
агентств, туроператоров и экскурсоводов:
5). Услуги в области культуры: исполнительское искусство; деятельность музеев и прочие услуги в области культуры.
6). Рекреационные услуги 
и прочие услуги в области 
развлечений: спортивная 
7). Различные туристские 
услуги: финансовые услуги и 
1.2 Классификация туристической деятельности
Обычно туризм подразделяют на два вида: [12]
1. рекреационный туризм - 
классический вид туризма, 
- «оздоровительный» («пляжный», «отпускной»);
- познавательный (экскурсионный);
- спортивный туризм.
2. деловой туризм:
- астрономический туризм;
- бизнес-туризм;
- конгресс-туризм;
- шопинг-туризм;
- экстремальный туризм;
- индустриальный туризм;
- археологический туризм;
- гастрономический туризм;
- военный туризм;
- джайлоо-туризм - иждивение в первоначальном племени со всеми привлекательностями кочевого быта.
Каждый из этих видов туризма может подразделяться на более специализированные подвиды:
Спортивный туризм:
- на средствах передвижения 
- раздел, включающий в себя 
- лыжный туризм - передвижение на маршруте производится в основном на лыжах;
- пешеходный туризм - передвижение на маршруте производится в основном пешком;
- водный туризм - сплав по рекам в зависимости от категории, реки как правило горные;
- парусный туризм - путешествия на судах под парусом по морю или акваториям больших озер;
- горный туризм (альпинизм) 
- пешие походы в условиях 
- спелеотуризм - путешествия по естественным подземным полостям (пещерам) и преодолением в них различных препятствий (сифоны, колодцы) с использованием различного специального снаряжения (акваланги, карабины, верёвки, крючья, индивидуальные страховочные системы и пр.);