Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 13:27, реферат
Цель работы. Рассмотреть социальные проблемы трудоустройства населения.
   Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 
- изучить понятие трудоустройства населения 
- проанализировать проблемы трудоустройства населения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
 
1.  ПОНЯТИЕ ТРУДОУСТРОЙСТВА  НАСЕЛЕНИЯ…………………….4
 
2.  ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА  НАСЕЛЕНИЯ……………….…7
 
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА, ПРОВОДИМАЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ТРУДОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ…………………12
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..15
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……16
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российская академия народного хозяйства
и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Факультет государственного и муниципального управления
Направление подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление»
Кафедра истории и культуры
Реферат
по дисциплине «Статистика»
на тему:
«Трудоустройство населения»
                              
студент 2 курса, 123- Б группы
очной формы обучения
Цветкова Евгения Владимировна
Подпись____________________
Руководитель работы:
канд.физ.-мат. наук, доцент.
Николаев Виктор Павлович
Оценка_____________________
Подпись____________________
«____» ______________20____г.
Хабаровск 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ПОНЯТИЕ ТРУДОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ…………………….4
2. ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ……………….…7
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА, ПРОВОДИМАЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ТРУДОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ…………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……16
ВВЕДЕНИЕ 
   Проблема трудоустройства населения 
— это проблема вовлечения людей в трудовую 
деятельность и степень удовлетворения 
их потребности в труде рабочими местами. 
Добиться такого положения, чтобы занято 
было все трудоспособное население невозможно. 
Ведь одни вступают в рабочую силу, другие 
выходят из ее состава, третьих увольняют 
или они сами увольняются, четвертые находятся 
в поисках работы, т. е. происходит нормальное 
движение рабочей силы, часть которой 
на какой-то промежуток времени остается 
без работы. С началом рыночных реформ 
в России неожиданно в полной рост встала 
проблема безработицы. Безработица несет 
с собой не только бедность значительным 
слоям населения, но и духовную, моральную, 
нравственную деградацию людей. Решение 
проблем трудоустройства населения стоит 
в числе наиважнейших, первоочередных 
задач в любой цивилизованной стране. Именно поэтому данная тема 
актуальна. 
   Цель работы. Рассмотреть 
социальные проблемы трудоустройства 
населения. 
   Для достижения поставленной 
цели необходимо решить следующие 
задачи: 
- изучить понятие трудоустройства 
населения 
- проанализировать проблемы трудоустройства 
населения. 
   Проблема трудоустройства населения 
стала одной из острейших социальных проблем, 
с которыми столкнулось человечество 
в XX веке. Безработица несет с собой не 
только бедность значительным слоям населения, 
но и духовную, моральную, нравственную 
деградацию людей. Поэтому решение проблемы 
занятости населения стоит в числе наиважнейших, 
первоочередных задач в любой цивилизованной 
стране. 
 
1. ПОНЯТИЕ ТРУДОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ
   С проблемами труда, трудовых 
отношений, оплаты труда и его производительности 
связана не менее важная проблема трудоустройства 
населения, под которой понимается мера 
вовлечения людей в трудовую деятельность 
и степень удовлетворения их потребности 
в труде, обеспечения рабочими местами. 
Осуществление определенной политики 
занятости, создание условий для рациональной 
занятости представляет задачу, возникающую 
как в рыночной, так и в нерыночной экономике. 
Однако пути и способы решения этой задачи 
и даже ее постановка несколько различаются. 
   Содержание понятия «трудоустройство» 
включает в себя как потребность людей 
в различных видах общественно полезной 
деятельности, так и степень удовлетворения 
этой потребности. Целью обеспечения полной 
и продуктивной трудоустройства является 
достижение роста эффективности труда, 
формирование структуры трудоустройства 
в соответствии с потребностями совершенствования 
отраслевой и региональной структуры 
производства, учет социально-демографических 
факторов.
   Кроме того, под трудоустройством  
как экономической категорией следует 
понимать совокупность социально-экономических 
отношений в обществе, обеспечивающих 
возможности приложения труда в различных 
сферах хозяйственной деятельности и 
выполняющих функцию связующего звена 
в воспроизводстве рабочей силы на всех 
уровнях организации общественного труда 
и производства. 
   Различают понятия полной и эффективной 
занятости. Полная занятость характеризует 
такое состояние, при котором обеспечены 
работой все нуждающееся в ней и желающие 
работать, что соответствует наличию сбалансированности 
между спросом и предложением рабочей 
силы. Эффективная занятость характеризуется 
с двух точек зрения: с экономической, 
как наиболее рациональное использование 
человеческого ресурса и социальной как 
наиболее полное соответствие интересам 
человека труда. Таким образом, если полная 
занятость отражает занятость с количественной 
стороны, то эффективная с качественной. 
   Сформулированная в России в период 
становления рыночных отношений концепция 
трудоустройства базируется на следующих 
основных принципах: 
 
1. Исключительное право граждан распоряжаться 
своими способностями к производительному 
и творческому труду. Принуждение в какой-либо 
форме к труду не допускается, за исключением 
случаев, особо установленных законодательством. 
 
2. Ответственность государства за реализацию 
права граждан за труд, содействие занятости 
трудовой деятельностью, на которую способен 
человек и которую он желает осуществить. 
 
    Таким образом, в рамках данной 
концепции можно достичь полной занятости 
при любом ее уровне, если спрос населения 
на рабочие места удовлетворяется при 
условии экономической целесообразности 
создания и использования рабочих мест. 
 
    При переходе к рыночной экономике 
существенно меняется точка зрения на 
эффективную занятость. На смену идеологии 
всеобщей занятости всего трудоспособного 
населения, подкрепляемой обязанностью 
человека участвовать в общественном 
производстве, приходит концепция обеспечения 
желаемой занятости и свободного выбора 
формы и вида занятости. Иначе говоря, 
правительство должно гарантировать каждому 
человеку возможность трудиться, а человек 
вправе избирать место и вид трудовой 
деятельности и принимать решение об участии 
в ней. Несомненно, что рыночной экономике 
гораздо труднее выполнить первое условие 
по сравнению со вторым, которое для нее 
органично.
   Новым законодательством о трудоустройстве 
населения предусмотрено, что каждый гражданин 
страны обладает правом добровольного 
избрания любого, не противоречащего законодательству 
вида общественно полезной деятельности, 
свободного выбора места и вида работы. 
Запрещено административное принуждение 
людей к труду. Допускается добровольная 
незанятость трудоспособных граждан в 
общественном хозяйстве при наличии у 
них законных источников дохода. 
   Эта концепция трудоустройства  
гораздо ближе к канонам рыночного хозяйства, 
чем к принципам административно-
   Подобная концепция трудоустройства 
создает качественно новые представления 
о труде как социально-экономической категории. 
   Но следует не забывать, что свободно-рыночные 
начала в формировании трудового сектора 
рыночной экономики тесным образом сочетаются 
с государственно-регулирующими началами. 
Проблемы становления нового типа социально-трудовых 
отношений в России, социальная опасность 
безработицы, колебания спроса на труд 
и его предложения вынуждают государство 
обращаться к активной политике на рынке 
труда. 
 
2.ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ 
 
   Отход от плановых методов управления 
экономикой, формирование рыночного механизма 
хозяйствования, вхождение России в систему 
международного разделения труда сопровождаются 
возникновением новых тенденций и проблем 
в сфере трудоустройства, которые сосуществуют 
с рядом негативных явлений, как унаследованных 
от прошлого, так и порождаемых современным 
кризисом. В числе тенденций, четко обозначившихся 
в середине 90-х годов, можно назвать: 
- абсолютное сокращение численности занятых 
в стране, сменившее устойчивую тенденцию 
советского периода к опережающему ее 
росту по сравнению с численностью трудоспособного 
населения, 
- активное перераспределение занятых 
между государственным и негосударственным 
секторами экономики в пользу последнего, 
ускоренный рост занятости в частном секторе, 
развитие малого предпринимательства, 
значительное увеличение числа самозанятых, 
развитие новых гибких форм частичной 
и вторичной занятости; 
- процессы реструктуризации 
- глубокое изменение структуры занятости 
в промышленности (ускоренный рост численности 
промышленно-производственного персонала 
в электроэнергетике, газовой, нефтедобывающей 
отраслях и сокращение занятости в обрабатывающих 
отраслях и прежде всего в легкой промышленности 
и машиностроении); 
- возникновение рынков детского труда, 
рабочих мест для лиц пожилого (послепенсионного) 
возраста как следствие снижения жизненного 
уровня, расширение занятости в сфере 
личных услуг (охрана, личный транспорт 
и извоз, обслуживание на дому и др.), 
- легализацию безработицы и быстрое ее 
распространение на территории России 
в связи с сокращением спроса на рабочую 
силу; 
- трансформацию скрытых резервов рабочей 
силы в «подавленную» (латентную) безработицу; 
- усиление процессов текучести, высвобождения 
рабочей силы, 
- трудовой миграции, изменение ее направлений 
и форм, 
- активное развитие неформального сектора 
и рост занятости в теневой экономике.[284] 
   Массовая занятость населения 
в неформальной экономике искажает представления 
о его реальных доходах и уровне жизни, 
социальной стратификации общества, соотношении 
спроса и предложения рабочей силы, действительных 
масштабах безработицы. Она свидетельствует 
о фактической бесконтрольности процессов, 
происходящих на рынке труда. 
   В 90-е годы серьезное деформирующее 
воздействие на процессы реструктуризации 
трудоустройства оказывали внерыночные 
элементы регулирования, что привело к 
сохранению практики содержания излишней 
численности занятых на предприятиях 
без оплаты их труда и перспектив возвращения 
к нормальной работе, сдерживанию применения 
процедур банкротства к несостоятельным 
предприятиям и процесса высвобождения 
рабочей силы при глубоком спаде производства; 
усилению уравниловки в оплате труда и 
пенсионном обеспечении, углубившему 
разрыв между трудовым вкладом работника 
и размером получаемой заработной платы, 
«размытости» фактического положения 
человека в соответствии со статусом занятости 
и незанятости. Имеется в виду практика 
работы зарегистрированных безработных 
в неформальном секторе, бездействия части 
лиц, числящихся в штате предприятий, регистрации 
в качестве занятых на фирмах лиц, фактически 
непричастных к их деятельности, и т. п.
   Вместе с тем ряд достигнутых в прошлом 
завоеваний в деле гарантированного обеспечения 
трудоустройства и регулирования социально-трудовыx 
отношений был в значительной степени 
утрачен. Это выразилось в ослаблении 
государственных гарантий получения оплачиваемой 
работы и сохранения рабочего места, а 
также государственного контроля за безопасностью 
труда, системы защиты интересов трудящихся 
через профсоюзы, особенно в частном секторе; 
снижении действенности стимулов к получению 
трудового дохода, свертывании системы 
подготовки, пере обучения и повышения 
квалификации работников на предприятиях, 
ограничении доступа к бесплатному профессиональному 
обучению. 
   Ожидаемая активизация процессов 
отраслевой реструктуризации и применения 
процедур банкротства в связи с переходом 
к новому этапу реформирования экономики 
может вызвать в ближайшие годы резкий 
скачок уровня безработицы (как официального, 
так и оценочного) и привести к выходу 
его за пределы допустимого согласно критериям 
экономической безопасности. Критическим, 
пороговым значением уровня безработицы 
в международной практике (при нормальной 
системе социальной защиты безработных) 
считается 10%. В период реформ, как показывает 
опыт ряда стран, возможно его повышение 
до отметки 15-20%, но на срок не более чем 
3-5 лет. В сложившейся ситуации рост безработицы, 
являющейся фактором углубления бедности 
и социальной нестабильности в обществе, 
превращается в одну из наиболее значимых 
угроз экономической безопасности и социальной 
стабильности. С одной стороны, сужение 
источников дохода семей при росте безработицы, 
вызывая деградацию потребления, не может 
не стать фактором обнищания населения 
и ограничения спроса на товары и услуги, 
а стало быть, и торможения экономического 
роста, сокращения налоговой базы формирования 
бюджета и возможностей реализации социальных 
программ. С другой стороны, повышение 
уровня безработицы ведет к росту преступности 
и числа самоубийств. В среднесрочной 
программе правительства в связи с ограниченностью 
финансовых возможностей государства 
особая роль в нейтрализации социальных 
последствий безработицы отводится расширению 
занятости в негосударственном секторе 
и созданию для него благоприятных условий 
для привлечения инвестиций и аккумуляции 
средств населения на инвестиционные 
нужды этого сектора. В данной связи главным 
приоритетом экономической политики государства 
в части содействия занятости населения 
в настоящее время становится обеспечение 
скоординированного функционирования 
рынка труда и капитала, отлаживание механизма 
государственного регулирования процессов 
формирования и движения инвестиций по 
территории России, использования корпоративного 
и частного капитала с учетом интересов 
занятости. Особенно актуальной является 
ориентация государственной финансово-кредитной 
и налоговой политики на обеспечение наибольшей 
экономической привлекательности вложений 
отечественных и зарубежных инвесторов 
в экономику регионов с профессионально 
подготовленной рабочей силой, обескровленных 
длительной безработицей, на структурную 
перестройку промышленности и повышение 
конкурентоспособности ее продукции, 
на содействие развитию в регионах малых 
и средних предприятий производственного 
профиля. 
   Основным принципом корректировки 
и настройки механизма скоординированного 
функционирования рынков труда и капитала 
является его соответствие критериям 
реализации приоритетности национально 
- государственных интересов, а также интересов 
регионов в обеспечении трудоустройства 
на уровне, достаточном для поддержания 
воспроизводства населения в рамках минимальных 
государственных социальных стандартов 
потребления материальных благ и услуг 
в области образования, полноценной профподготовки 
и переобучения, охраны здоровья в объемах, 
гарантированных Конституцией и законами 
РФ.