Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 09:20, контрольная работа
Цель работы – показать вклад М. В. Ломоносова в стекольную промышленность и искусство выполнения мозаик.
Задачи:
1)Рассмотреть опыт Ломоносова в получении цветных стёкол.                                                    2)Изучить создание мозаик.                                                                                                         3)Показать вклад М. В. Ломоносова в развитие промышленного стекла.
Учебно – исследовательская работа мультимедийных проектов
«Моя малая родина»
Тема: « Михаил  
Васильевич  Ломоносов  в  стекольной                    
Степанова Анна
МОУ СОШ №3, 7 «А» класс
Руководитель: учитель истории Аносова Ольга Анатольевна.
г. Мирный
2011 – 2012 учебный год
3
Введение
Наш знаменитый земляк – 
Михаил Васильевич Ломоносов – учёный 
мирового значения. Он был известен как 
талантливый энциклопедист, географ, физик, 
химик, астроном, металлург, геолог, историк, 
приборостроитель, поэт, но, наверное, 
самую большую известность приобрели 
его мозаики и изделия из стекла.                       
Цель работы – показать вклад М. В. Ломоносова в стекольную промышленность и искусство выполнения мозаик.
Задачи:
1)Рассмотреть 
опыт Ломоносова в получении цветных стёкол.                       
Методы:
Во время 
исследования я пользовалась следующими 
методами:                     
Объект исследования – деятельность М. В. Ломоносова в стекольного дела в России.
                              
                              
Основная часть исследования
Деятельность Михаил Васильевич Ломоносов в создании цветного стекла.
История cтекла насчитывает 5 с половиной тысяч лет. В настоящее время считается, что родиной стекла является Месопотамия, хотя до недавнего времени основным центром возникновения стеклоделия считался исключительно Древний Египет.
Стекольное производство 
того времени имело в своём 
распоряжении весьма скудный ассортимент 
реактивов, что, конечно, сказывалось 
на окраске изделий: производившееся 
Санкт-Петербургским стеклянным заводом 
было в основном бесцветно, или окрашено 
в синий и зелёный цвета. Немецкий стеклодел Иоганн Кункель ещё в XVII веке обладал секретом 
красного стекла — «золотого рубина» (известен 
ещё в Древнем Риме — включение золота 
при варке). Но и Кункель унёс в могилу 
свою тайну.  М.В.Ломоносов был одним 
из первых, кто разгадал эту рецептуру. 
Учёный работал со стёклами и другими 
силикатными расплавами ещё в процессе 
изучения им технологии горнорудного 
и металлического дела в Германии. В 1751 
году Санкт-Петербургский Стеклянный 
завод через Академию наук заказал исследования 
по разработке цветных стёкол М. В. Ломоносову.             
В своей химической лаборатории 
М. В. Ломоносов в 1752—1753 годах впервые за 
всю историю науки читал курс физической 
химии студентам академического университета. 
А разрешение на строительство этой лаборатории 
он смог получить только после трёхлетних 
усилий — это была первая научно-исследовательская 
и учебная лаборатория в России. В октябре 
1748 года, когда она, наконец, была построена, 
и получила оборудование, изготовленное 
по чертежам и проектам самого учёного, 
он начал проводить в ней экспериментальные 
исследования по химии и технологии силикатов, 
по обоснованию теории растворов, по обжигу 
металлов, а также — осуществлял пробы 
руд.                          
Одновременно он занимается и теорией цвета, что пребывает в отчётливой связи с настоящими и другими его исследованиями. Он интересовался природой света и цветов с самого начала своей научной деятельности. Тогда же, в ходе размышлений о природе
                              
цветов, им был задуман ряд опытов с цветными стёклами. И в согласовании со своими теоретическими исследованиями эти эксперименты М. В. Ломоносов получил возможность проводить с 1748 года в своей химической лаборатории, когда им были
                              
получены такие стёкла, 
рецептуры которых нашли 
Множество разнообразно окрашенных 
стёкол было получено М. В. Ломоносовым 
при весьма ограниченном наборе элементов, 
использовавшихся в качестве включений, 
влиявших на цветность (ныне применяющиеся 
с этой целью хром, уран, селен, кадмий, 
попросту ещё не были открыты в то время) — 
очень искусно варьируя приёмы химической 
обработки в восстановительных и окислительных 
условиях при изменении состава стекла 
за счёт введения свинца, олова, сурьмы 
и некоторых других веществ.   Богатейшие 
красные тона получены в результате добавки 
меди для смальт, называемых мастерами 
мозаики «скарцетами» и «лаками». Очень 
большого умения требует их варка, которая 
до сих пор не всегда бывает успешной. 
Медь использовалась учёным также для 
получения зелёных и бирюзовых оттенков. 
И поныне знатоки мозаичного искусства 
очень высоко ценят полихромные качества 
Ломоносовских смальт, и многие считают, 
что таких замечательных красных и зелёных 
оттенков крайне редко и мало кому удавалось 
получить.                     
Стекольная промышленность.
В 1753—1754 годах недалеко от Ораниенбаума в деревне Усть-Рудицы Копорского уезда М. В. Ломоносов получает для строительства стекольной фабрики земельный надел, а в 1756 году земли были ему жалованы в вечное пользование. При постройке этой фабрики учёный проявляет свои инженерные и конструкторские способности, начиная с выбора места строительства, расчётов строительных материалов и ориентации на превоклассные ямбургские пески и достаточное количество леса для стеклеплавильных печей и пережигания на золу; — проектирования цехов завода, детальной разработки технологического процесса, конструирования лабораторных и производственных печей, оригинальных станков и инструментов; — и кончая офрмлением графических материалов, которые выполняются им также собственноручно или при непосредственном его руководстве. Усть-Рудицкая фабрика представляла собой своеобразное и в полной мере новое стекольное промышленное предприятие, и поскольку руководил ею создатель науки о стекле, ведущее место отведено было лаборатории, причём находившейся в процессе эксперимента и в постоянном совершенствовании. Первоначально на фабрике выпускался только бисер, пронизка, стеклярус и мозаичные составы (смальты). Через год появляются различные «галантерейные изделия»: гранёные камни, подвески, броши и запонки. С 1757 года фабрика начинает выпускать столовые сервизы, туалетные и письменные приборы — всё из разноцветного стекла, по большей части бирюзового. Постепенно, по прошествии нескольких лет, было налажено производство крупных вещей: дутых фигур, цветников, украшений для садов, литых столовых досок.
М. В. Ломоносов написал беспрецедентное поэтическое произведение, единственное в своём роде; имеется в виду объём версификации, посвящённой одному предмету, в
                              
данном случае, веществу и материалу — стеклу — почти 3 тысячи слов (около 15 тысяч знаков) составило его «Письмо о пользе Стекла» к высокопревосходительному
                              
господину генералу-поручику действительному Ея Императорского Величества камергеру, Московского университета куратору, и орденов Белаго Орла, Святого
Александра и Святыя Анны кавалеру Ивану Ивановичу Шувалову, писанное в 1752 году»…
Неправо о вещах те думают, 
Шувалов, 
Которые Стекло чтут ниже Минералов, 
Приманчивым лучем блистающих в глаза: 
Не меньше польза в нем, не меньше в нем 
краса...
Так в бисере Стекло, подобясь 
жемчугу, 
Любимо по всему земному ходит кругу. 
Им красится народ в полунощных степях, 
Им красится Арап на южных берегах. 
В Америке живут, мы чаем, простаки, 
Что нам драгой металл из сребряной реки
Дают Европскому купечеству 
охотно 
И бисеру количество несчотно, 
Но тем, я думаю, они разумне нас, 
Что гонят от своих бедам причину глаз....
Потом Гугении, Кеплеры и Невтоны, 
Преломленных лучей в Стекле познав законы, 
Разумной подлинно уверили весь свет, 
Коперник, что учил, сомнения в том нет....
Во зрительных трубах Стекло 
являет нам, 
Колико дал Творец пространство небесам. 
Толь много солнцев в них пылающих сияет, 
Недвижных сколько звезд нам ясно ночь 
являет....
Далече до конца Стеклу 
достойных хвал, 
На кои целый год едва бы мне достал. 
Затем уже слова похвальны оставляю 
И что о нем писал, то делом начинаю.
Мозаики М.В.Ломоносова.
                              
Профессор химии и советник 
Академии г-н Михаил Ломоносов начал 
изготовлять удивительный запас 
окрашенных стеклянных сплавов всех 
оттенков, какие только можно придумать, 
резать их на мелкие и мельчайшие кубы, 
призмы и цилиндры и сперва удачно 
выполнил в мозаике образ Божьей 
матери с несравненного оригинала 
Солимены, в два фута высотой и полтора 
шириной. За этот удачный опыт он заслужил 
честь                               
«Полтавская баталия».
М. В. Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов, он начинает подготовку к созданию монументального панно «Полтавская баталия», для набора которой нужно было написать картину. Был нанят «хороший городской живописец Л. З. Кристинек (ученик Фанцельта — копииста Грота)», которому в помощь даны были «жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений», как харектеризует «членов исполнительской группы» Я. Штелин. [1] И они «слепили» 14 футов длиной и 9 футов высотой «ужасно красивую и большую картину, которая должна была представлять Полтавскую баталию»[1] Мозаику такого размера завершили поздней осенью 1764 года, заключив в золочёную чеканную медную раму. Также М.В.Ломоносов создал такие известные мозаики как:
- «Портрет Петра I»                            
                              
  | 
                                 
 
 
 
 
 
 
 
                                Заключение. Вклад М.В.Ломоносова в химическую науку очень велик, а именно: 1.Разработана и внедрена 
  в лабораторную практику   | 
  
  | 
Информация о работе Михаил Васильевич Ломоносов в стекольной промышленности