Внешняя и внутренняя среда организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение элементов внутренней и внешней среды организации, находящихся в постоянном взаимодействии.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать определение внутренней среде и рассмотреть ее характеристики
Дать определение внешней среде и рассмотреть ее характеристики
Рассмотреть влияние внешней среды на внутреннюю среду организации

Вложенные файлы: 1 файл

Vvedeni1 (1).docx

— 114.98 Кб (Скачать файл)

Введение

Важнейшим понятием в экономике  является организация. Любая организация  находится и функционирует в  среде. Каждое действие всех, без исключения, организаций возможно только в том  случае, если среда допускает его  осуществление.

Разделяют внешнюю и внутреннюю среду организации.

Внутренняя среда является источником жизненной силы организации. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это же время  может быть источником ее проблем.

Внешняя среда – является источником, питающим организацию ресурсами. Организация находится в состоянии  постоянного обмена с внешней  средой, обеспечивая тем самым  себе возможность выживания.

Данная тема является актуальной, т.к. умение выделить и проанализировать элементы организации и внешние факторы является залогом успеха фирмы.

Целью курсовой работы является рассмотрение элементов внутренней и внешней среды организации, находящихся в постоянном взаимодействии.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • Дать определение внутренней среде и рассмотреть ее характеристики
    • Дать определение внешней среде и рассмотреть ее характеристики
    • Рассмотреть влияние внешней среды на внутреннюю среду организации

 

Глава 1 Внутренняя среда организации

1.1 Понятие внутренней  среды организации

Под внутренней средой понимается хозяйственный организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно- технической и производственно сбытовой деятельности фирмы. Она заключает в себе тот потенциал, который даёт возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определённом промежутке времени.

Когда речь идёт о  внутренней среде фирмы, имеется  ввиду глобальная структура фирмы, охватывающая все производственные предприятия фирмы, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности. Но внутренняя среда может также  быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

Менеджер формирует и  изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных. Но для этого он должен уметь выделять и знать их.

Внутренние переменные –  это ситуационные факторы внутри организации.

Основные переменные организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди [1].

 

 

1.2 Основные переменные внутренней среды организации

Цели

Цели - это конкретные конечные состояния или результаты, которых стремится достигнуть группа в процессе совместной работы. Цели разрабатываются руководством в ходе процесса планирования и сообщаются членам организации, что является важнейшим фактором координирования деятельности группы.

Организации различных типов  ставят перед собой и различные цели. Так, организации, занимающиеся бизнесом, сосредотачивают внимание, прежде всего, на таких вопросах, как затраты и получаемая прибыль. Они, главным образом, ставят себе цели по рентабельности (прибыльности) и производительности. В свою очередь эти цели конкретизируются, находя выражение в таких, например, определениях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей, а также социальная ответственность. С другой стороны, государственные учреждения, которые не являются коммерческими организациями, формулируют свои цели, например, как предоставление конкретных услуг в рамках определенных бюджетных ограничений. Включаемые в формулировки этих целей этические представления и оценки социальной ответственности выражают в большей степени философию данной организации, чем конкретизацию результата.

Ориентация, задаваемая ясно сформулированными целями, определяет все последующие решения руководства.

Структура

Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

Выбор функциональных областей определяет основную структуру организации и возможности ее успешной деятельности.

Число лиц, подчиненных одному руководителю, представляет собой сферу контроля. Если одному руководителю подчиняется большое количество людей, то говорят о широкой сфере контроля, которая дает в результате плоскую структуру управления. Если каждому руководителю подчиняется мало людей, то сфера контроля узкая, и тогда возникает многоуровневая (высокая) структура управления.

Задачи

Задача - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом и в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности.

Задачи организации традиционно  делятся на три категории: работа с людьми; работа с предметами (машины, сырье, инструменты) и работа с информацией.

Важными характеристиками задач являются: частота повторения данной задачи и время, необходимое для ее выполнения.

Технология

Технология, четвертая важная переменная внутренней среды организации, имеет более широкое значение, чем обычное ее понимание как того, что связано с изобретениями и машинами. Это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.

Задачи и технология тесно связаны между собой, поскольку выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе, в форму, получаемую на выходе.

Люди в организации

Люди являются центральным фактором в любой модели управления. Важно помнить, что и организация, и руководители, и сотрудники - это ничто иное, как группы людей, со своими интересами, запросами, переживаниями.

Существует три основных аспекта человеческой переменной, которые рассматриваются в моделях управления: поведение отдельных людей, поведение людей в группах и характер поведения руководителя, его функционирование в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей или групп [2].

 

1.3 Взаимосвязь переменных внутренней среды организации

 

 

 

Из схемы взаимосвязи  внутренних переменных видно, что изменение целей ведёт к уточнению задач, а также может повлечь изменение технологии и структуры управления.

 

Глава 2 Внешняя среда организации

2.1 Понятие внешней среды организации

Внешняя среда организации – это те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать. Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Одной из наиболее важной составляющей успеха организации является ее способность реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды. Вместе с тем эта способность является условием осуществления запланированных стратегических изменений [3].

Меняются вкусы потребителей, рыночный курс рубля по отношению  к другим валютам, вводятся новые  законы и налоги, изменяются рыночные структуры, новые технологии революционизируют  процессы производства, действуют еще  и многие другие факторы.

Все эти изменения, воздействующие на организацию, являются факторами  внешней среды.

 Фaктopы, кoтopыe нeпoсpeдcтвeннo влияют нa дeятeльнocть opгaнизaции, к ним oтнocят пocтaвщикoв, aкциoнepoв, тpyдoвыe pecypcы, зaкoны, yчpeждeния гocyдapcтвeннoгo peгyлиpoвaния, пpoфcoюзы, пoтpeбитeлeй и кoнкypeнтoв, включает среда прямого воздействия.

 Фaктopы, кoтopыe мoгyт нe oкaзывaть пpямoгo нeмeдлeннoгo вoздeйcтвия нa opгaнизaцию, нo cкaзывaютcя нa ee фyнкциoниpoвaнии, рeчь идeт o тaкиx фaктopax, кaк cocтoяниe экoнoмики, нayчнo-тexничecкий пpoгpecc, coциoкyльтypныe и пoлитичecкиe измeнeния, влияниe гpyппoвыx интepecoв и cyщecтвeнныe для opгaнизaции coбытия в дpyгиx cтpaнax включает среда косвенного воздействия [4].

 

2.2 Внешняя среда. Прямое и косвенное воздействие

 

Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия. Характеристики среды отличны, но в то же время  связаны с ее факторами. Эта зависимость  станет очевидной при рассмотрении основных факторов в среде прямого воздействия: государственных органов, поставщиков, потребителей и конкурентов.

 

Государственные органы

 Организации обязаны  соблюдать не только федеральные  и местные законы, но и требования  органов государственного регулирования.  Эти органы обеспечивают принудительное  выполнение законов в соответствующих  сферах своей компетенции, а  также вводят собственные требования, зачастую имеющие силу закона.

Поставщики

С точки зрения системного подхода организация - это механизм преобразования входящих элементов, в выходящие. Основные разновидности входов - это материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов, - пример воздействия среды на операции и успешность деятельности организации.

В ряде случаев все организации  определенного региона ведут  дела с одним или практически  с одним поставщиком. Например, обеспечение  энергией, когда все организации  получают энергию по ценам, установленным  государством. При этом такие изменения, как повышение цен, подействует  на организацию в той мере, в  какой она расходует энергию.

Потребители

Выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя и удовлетворять его запросы. Необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов

Конкуренты

Конкуренты - это важнейший фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия хорошо понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей также эффективно, как это делают конкуренты, то предприятию долго не продержаться. Во многих случаях не потребители, а именно конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить.Важно понимать, что потребители - не единственный объект соперничества организаций. Организации могут также вести конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными.

Среда косвенного воздействия

Факторы среды косвенного воздействия обычно не влияют на операции организаций также заметно, как  факторы среды прямого воздействия. Тем не менее, руководство должно их учитывать. Среда косвенного воздействия  обычно сложнее, чем среда прямого  воздействия. Руководство зачастую вынуждено опираться на предположения  о такой среде, основываясь на неполной информации, в попытках спрогнозировать  возможные последствия для организации.К  основным факторам среды косвенного воздействия относятся: технология, состояние экономики, социокультурные  и политические факторы, а также  взаимоотношения с местными управляющими организациями

Состояние экономики

Состояние мировой экономики  влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Например, если прогнозируется инфляция, руководство может пойти на увеличение запасов ресурсов и провести с  рабочими переговоры о фиксированной  оплате труда, чтобы сдержать рост издержек. Оно также может решить сделать  заем, так как при наступлении  сроков платежей деньги будут стоить дешевле.

Состояние экономики может  сильно повлиять на возможности получения  организацией капитала, так как при  ухудшении экономической обстановки банки ужесточают условия получения  кредита и повышают ставки процента. Так же, при снижении налогов происходит увеличение массы денег, которые люди могут потратить на цели не первой необходимости и, тем самым, способствовать развитию бизнеса.

То или иное конкретное изменение состояния экономики  может оказать положительное  воздействие на одни и отрицательное  воздействие на другие организации. Организации, ведущие дела во многих странах, зачастую считают состояние  экономики особо сложным и  важным для себя аспектом. Так, колебания  курса доллара относительно валют  других стран могут стать причиной мгновенного обогащения или обнищания  фирмы.

Информация о работе Внешняя и внутренняя среда организации