Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 11:53, курсовая работа
Актуальность данной работы проследить, в результате чего был совершен переход от дальневосточного права к другим видам. Это замечание и определяет цель моей работы – рассмотрение аспектов дальневосточной правой семьи и сопоставление их с другими семьями.
Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:
- Выявить особенности возникновения дальневосточной правовой семьи.
- Определить особенности развития дальневосточного права.
- Рассмотреть как сложилась жизнь в странах, относящихся к дальневосточным правовым семьям.
Введение…………………………………………………………………...3
Право в Древнем Китае…………………………………………….6
Предпосылки возникновения права в Древнем Китае………….6
Виды и характеристика источников права Древнего Китая…...8
Особенности правового регулирования…………………………10
Право в Японии……………………………………………………13
Дальневосточное право……………………………………………19
Заключение…………………………………………………………….…27
Список использованной литературы……………………………………28
Министерство образования и науки Российской Федерации
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Юридический факультет
Кафедра «Теории государства и права, и политологии»
Дальневосточная правовая семья
курсовая работа
Выполнил:
студент группы 12юп1
Шовдин А.Ю
Проверил:
д. ю. н., д. и. н., профессор
Саломатин А.Ю.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………28
Введение
Дальневосточная правовая семья включает Китай, Японию, Гонконг, Индонезию, Корею и др.
Для данной правовой семьи характерно:
Однако после установления республиканского строя в Китае и особенно после провозглашения Китая в 1949 г. Народной Республикой китайская правовая система стала развиваться по социалистической модели. В настоящее время в Китае действует Конституция 1982 г., появились важные законы в области уголовного права, уголовного и гражданского процессов, законы о патентах, иностранных предприятиях, разработаны основные принципы гражданского права, т.е. происходит активизация законодательной деятельности. Но это не дает оснований забывать о китайском менталитете и вековых китайских традициях. Тоже самое касается и Японии. Появились, в частности, Конституция 1947 г., а также экономическое законодательство (Закон о компаниях, антитрестовские законы). Япония избрала путь кодифицированного законодательства с преимущественным влиянием романо-германской правовой семьи; 1
Актуальность данной работы проследить, в результате чего был совершен переход от дальневосточного права к другим видам. Это замечание и определяет цель моей работы – рассмотрение аспектов дальневосточной правой семьи и сопоставление их с другими семьями.
Поставленная
цель достигается посредством
- Выявить особенности возникновения дальневосточной правовой семьи.
- Определить особенности развития дальневосточного права.
- Рассмотреть как сложилась жизнь в странах, относящихся к дальневосточным правовым семьям.
Право Древнего Китая необходимо характеризовать с учетом влияния двух философских учений: конфуцианства и легизма. Такого влияния философских учений, как в Китае, в Индии не было. Крашенинникова Н.А. пишет: «…догматы конфуцианства и политико-правовые концепции легизма стали определяющими факторами самого поступательного развития права, его идейных основ, принципов и институтов, а также механизмов правоприменения, традиционного правоприменения китайцев».
В отличии от права Индии на формирование права Китая на первом этапе развития древнекитайского права - в шаньско-инском и раннечжоусском периодах - играли главную роль этические нормы (ли) и идеи гармонии как главного условия всеобщего космогонического порядка, принадлежавшие Конфуцию. «Философское учение конфуцианства признавало преобладающее значение норм морали над нормами права, отождествляя право с уголовным законом»; на втором этапе - начиная с периода Чжаньго - усиливается роль права с его стабильным комплексом наказаний. В это время было создано легистское учение об управлении народом и государством. Легисты, наоборот предавали большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни, проповедовали равенство всех перед законом, неотвратимость наказания для всех лиц, выдвигали идею сильного государства; на третьем этапе - при правлении династии Хань - происходит слияние легизма и конфуцианства в новое учение, согласно которому существовало неравенство людей и этому должна была служить тщательная регламентация поведения людей в обществе, семье с помощью жестких моральных норм «ли», официально признанного ритуала. В конечном итоге, слияние конфуцианства и легизма, способствовало тому, что нормы «ли» приобрели большую обязательность и формализм, а в право были перенесены большие отрывки их конфуцианских произведений, закрепляющие нормы конфуцианской морали. Для Китая характерна, социально-политическая активность, через источники права. их содержание возможно стремиться к качественному улучшению жизни и личной доли каждого. 2
Из рассмотренных исторических предпосылок формирования права Дальневосточной правовой семьи, на основе изученной учебной литературы можно сделать следующий вывод: разница факторов, оказывавших влияние на формирование права дальневосточных стран лежит в «…цивилизации, в культурных традициях, в исторически обусловленных формах организации социума». Основополагающими для формирования права древнего Китая являлись философские учения, где весьма скромны позиции религии. Отсутствие хорошо разработанной системы царско-храмовых хозяйств, , послужило хорошей основой для возникновения сильного централизованного государства с глубоко проработанными источниками права, содержащими правовые нормы.
Основным источником права в Китае являлись законы, первые писаные законы появились в государстве Шань, а в Х веке в Чжоу существовал Уголовный кодекс. Усиление законодательной деятельности в период Чжаньго «Воюющих царств», в V - III в.в. до н.э., было связано с необходимостью использования закона в целях стабилизации политической обстановки в условиях непрекращающейся борьбы китайских княжеств между собой. В учебной литературе пишется, что на рубеже V-- IV вв. до н.э. появился один из первых сводов законов «Книга законов царства Вэй», составленная Ли Фуем на основе правовых положений, принятых в отдельных княжествах и по традиции считающихся законами предков. Он состоял из 6 глав: законы о ворах, разбойниках, о заключении в темницу, о поимке преступников, об орудиях казни и пытки. Этот сборник положил начало последующей практике разработки сборников законов. В ханьском Китае в Ш --П вв. до н.э. проводилась работа по описанию, переписке, комментированию и восстановлению древних законов. «Книга законов царства Вэй» была в это время дополнена еще рядом глав, в частности нормами права о военном деле, о государственном коневодстве и о финансах.
Но, появление писаных законов не могло изменить свойственный всему древнему праву Китая порядок, при котором непосредственному приказу вышестоящего лица, вплоть до правителя, или правилам нравственности, возведенным в ранг общепринятых установлений Конфуцием или его последователями, отводилось главное место в регулировании жизнедеятельности китайского общества. Законы не вытеснили и широко распространенных во все времена на общинном уровне норм обычного права, регулирующих многие стороны общественных отношений.
Таким образом, на виды источников права Древней Индии и Древнего Китая оказали влияние, выявленные предпосылки возникновения права. Как в Древней Индии- религиозные, так и философские учения в Китае легли в основу появившихся источников права. Для Индии источниками права выступали: артхашастры, дхармашастры и обычаи, а для Китая - законы, правила нравственности, возведенные в ранг общепринятых правил и обычаи.
Особым объектом собственности и в Китае и в Индии являлась Земля. В Китае в период Инь, Западного Чжоу земля наоборот считалась собственностью ванна, на полученные в дар земли приближенные имели лишь право пользования. В период Западного Чжоу намечается тенденция к превращению владения в частную собственность. Период Цинь отмечен интенсивным развитием частнособственнического землевладения за счет перераспределения земельного фонда.
Помимо земли важнейшим объектом права собственности в Китае выступали рабы. В период Инь рабы находились на положении скота. Они считались государственной собственностью и, хотя находились во владение частных лиц, купли-продажи еще не было. Во времена Чжоу стал возможен обмен, покупка раба. В V--III вв. до н.э. существовали две категории рабов: государственные и частные, причем частное рабовладение играет все большую роль. Для периода Цинь характерна широкая свободная торговля рабами.
Так же необходимо сказать о регламентации обязательств. Древнекитайскому праву были известны различные виды договоров. Одним из первых является договор мены, который постепенно по значимости уступает место договору купли-продажи. При совершении торговых сделок требовалось заключение договора в письменной форме и, кроме того, уплачивалась пошлина. Довольно широкое распространение получил договор дарения: земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества. В период Чжаньго был известен договор займа, развивается ростовщичество. Договор займа оформлялся долговой распиской. Были известны отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Развитие договора займа привело к появлению долгового рабства. В У--Ш вв. до н.э. довольно часто заключался договор аренды земли. К III в. до н.э. относятся сведения о договоре личного найма.
Таким образом, Древнего
Китая знало основные институты,
регламентирующие имущественные отношения:
право собственности и
Для древнего Китая характерна большая патриархальная семья с абсолютной властью отца, с многоженством, культом предков. Женщина полностью зависела от власти мужа, личного имущества не имела, права женщин в наследовании были ограничены. Первейшей целью брака было обеспечение физического и духовного воспроизводства семьи, которое достигалось рождением прежде всего мужского потомства. Брак заключался родителями и скреплялся частным соглашением. Нарушение, которого влекло за собой не только определенные материальные потери, но и наказание в уголовном порядке старших в семье. В Китае требовалась строгая верность жены мужу. Существовал принцип: одна жена - один муж. 3
Для семейного права Древнего Китая было характерно приниженное положение женщины в семье. Ее правовой статус зависел от мужа. Главное предназначение семьи было в воспроизводстве и в первую очередь сыновей. Хотя и имелись особенности в правовой регламентации семейно-брачных отношений, например, в заключении брака.
Перечень преступлений, закрепленных источниками права Китая велик. В эпоху Чжоу насчитывалось 3000 различных преступлений. Среди них государственные (мятеж, заговор), религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу), против личности (убийство, нанесение телесных повреждений), против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота), воинские (неявка к установленному сроку на место сбора, непроявление мужества воином). Как преступления рассматривались отказ от уплаты налога, пьянство, которое влекло за собой смертную казнь.
Длительное время в Китае существовала кровная месть. В условиях обострения классовой борьбы этот обычай вытесняют система телесных наказаний, и широкое применение смертной казни, осуществляемой непосредственно органами государственной власти. Виды наказаний в различные периоды незначительно отличались от друга. В Иньском государстве применялось битье палками, поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, закапывание живым в землю, отрубание руки, ноги. В Уложении Му-вана (период Чжоу) выделены в основных наказаний: «мосин» (клеймо тушью на лице); «исин» (отрезание носа); «фэйсин» (отрезание ног); «чужин» (кастрация для мужчин и превращение рабынь-затворниц для женщин); «данисин» (отрубание головы). Кроме перечисленных, в кодексе указаны битье палками, удары плетью, отрезание ушей и др. От наказания можно было откупиться.
До 1853 года Япония не имела никакого контакта с Западом, в то время как отношения с Китаем занимали важное место в ее истории. Традиционный образ мысли в Японии, очень далекий от европейского, в самые различные эпохи подвергался влиянию Китая. Однако этот образ мысли отличается от китайского: он сохранил свою ярко выраженную оригинальность, связанную с национальным характером японцев; определенное влияние в этом отношении оказала также изоляция, в которой японские правители держали страну в течение 250 лет, до 1853 года.
Первые памятники японского права появились в эру Тайка, начавшуюся в 646 году. В эту эпоху под китайским влиянием в Японии было введено своеобразное политико-этическое правило, предусматривающее, в частности, порядок периодического распределения принадлежащих государству рисовых полей в зависимости от числа едоков и строгое деление общества на «ранги». Каждый класс должен был выполнять в государстве строго определенную функцию. Обязанности каждого уточнялись в юридических сборниках, именуемых рицу-рё. Составленные по китайскому образцу, эти сборники включают главным образом репрессивные нормы (рицу) и административные нормы (рё). Они комментировались в школах права и управления в воспитательных целях. Сборники эти далеки от понятия субъективных прав, но они приближаются к тому, чтобы придать праву определенную значимость.