Информатизация таможенных 
органов
 
1.1 
Информационные аспекты правоохранительной 
деятельности таможенных органов
 Законодательством Российской 
Федерации таможенные органы 
отнесены к правоохранительным 
органам, что требует от таможенной 
службы выработки эффективных 
механизмов противодействия правонарушениям 
в сфере таможенного дела, их 
своевременного выявления, пресечения 
и раскрытия. Одним из путей 
создания и повышения эффективности 
этих механизмов является развитие 
информационно-аналитического обеспечения 
деятельности правоохранительных 
подразделений таможенных органов 
и совершенствование форм и 
технологий информационного взаимодействия 
с правоохранительными структурами 
Российской Федерации и других 
(в первую очередь сопредельных) 
государств.
 Особенностью создания 
систем информационно-аналитического 
обеспечения для правоохранительных 
подразделений является необходимость 
учета таких принципов их деятельности, 
как сочетание гласности и 
профессиональной (служебной) тайны, гласных 
и негласных методов и средств 
деятельности, конспирация. Оптимальное 
формирование информационных баз 
данных, создание удобных инструментальных 
средств и инфраструктуры для 
оперативного получения и анализа 
необходимой информации значительно 
повышают эффективность правоохранительной 
деятельности таможенных органов, 
обеспечивают целенаправленность 
проводимых мероприятий, систематизацию 
информации, получаемой оперативным 
путем. К новым направлениям деятельности 
правоохранительных подразделений 
с использованием информационных 
технологий можно отнести:
 компьютерную разведку 
и компьютерный поиск, предусматривающие 
получение информации о преступной 
деятельности электронными средствами 
как в процессе оперативно-розыскных 
и оперативно-аналитических мероприятий, 
так и в процессе следствия 
и общего контроля за развитием ситуации;
 аналитическую разведку 
и оперативно-аналитический поиск, 
предусматривающие компьютерную 
обработку информации об известных 
преступных группировках;
 информационно-психологическое 
давление на окружение преступных 
группировок с целью их компрометации, 
изоляции, показа неприглядных сторон, 
создания с помощью различных 
каналов массовой информации 
общего морально-психологического 
фона нетерпимости к преступным 
проявлениям.
 Достаточно важным 
аспектом информационно-аналитической 
работы правоохранительных подразделений 
таможенных органов, который иногда 
незаслуженно считают второстепенным, 
является подготовка сведений для освещения 
деятельности по выявлению и пресечению 
таможенных правонарушений, по информированию 
общественности о состоянии борьбы с преступностью 
в сфере таможенного дела.
 Информация о преступности 
и сопутствующих ей негативных 
социальных явлениях должна носить 
не просто констатирующий характер, 
а содержать достаточно полную 
их характеристику. В частности, 
это должны быть сведения, характеризующие 
обстоятельства совершения преступления, 
личность преступника, причины и 
последствия совершенных преступлений. 
Было бы целесообразно организовать 
информирование не вообще об 
операциях и числе задержанных, 
а о делах, по которым закончено 
следствие с детализацией предъявляемых 
обвинений. Не секрет, что систематическая 
публикация достаточно полных 
и развернутых данных о состоянии 
преступности, иных негативных социальных 
явлениях и проблемах деятельности 
правоохранительных органов имеет 
позитивный эффект в виде косвенной 
обратной связи. Этот эффект выражается 
в поступлении своевременных 
и обоснованных рекомендаций 
от специалистов-криминологов, а 
также в адекватной реакции 
общественности на деятельность 
правоохранительных подразделений 
и таможенной службы в целом.
 
1.2 
Классификация и определение 
информационно-справочных систем
 
 
 Естественно с развитием 
информационных технологий и 
техники все большее значение 
и распространение приобретает 
такой вид информационных систем 
как автоматизированные информационные 
системы.
 
 Классифицировать информационные 
системы достаточно сложно из-за 
их разнообразия и постоянного 
развития структур и функций.
 
 По территориальному признаку 
АИС классифицируются на международные, 
общегосударственные, области, республики, 
округа, города, района и т.д., в системе 
таможенных органов на Федеральной таможенной 
службы, региональные, таможни, таможенного 
поста.
 
 По сфере применения 
различают АИС в экономике, в 
торговли, на транспорте, в правовой 
сфере, медицине, в учебных заведениях 
и т .п.
 
 В рамках одной сферы 
АИС можно классифицировать по 
видам деятельности. Так, например, 
все правовые информационные 
системы можно условно разбить 
на АИС используемые в правотворчестве, 
правоприменительной практике, правоохранительной 
деятельности, правовом образовании 
и воспитании.
 
 Конечно, следует понимать, 
что подобного рода классификация 
достаточно условна, так как одни 
и те же АИС могут использоваться 
в различных видах правовой 
деятельности. Один из основных 
подходов к классификации автоматизированных 
систем правовой информации связан 
с видами обрабатываемой социально-правовой 
информации.
 
 Большое значение, с 
точки зрения создания и функционирования 
АИС, играет классификация информации 
по степени доступа на открытую 
и ограниченного доступа. Использование 
подобного рода информации в автоматизированных 
системах требует организации технической 
и программной защиты ее от несанкционированного 
доступа.
 
 Существуют классификации 
АИС по виду используемых технических 
(на каком классе вычислительных 
машин функционируют), программных 
(под управлением какой операционной 
системы работают, с помощью каких 
программных средств созданы), лингвистических 
средств, а также логико-математических 
методов, лежащих в основе процесса 
обработки информации. Кроме того, 
автоматизированные системы правовой 
информации можно классифицировать 
по требованию к уровню подготовки 
пользователей (для специалистов, для 
широкого круга пользователей).
 
 Опыт практического 
применения АИС показал, что наиболее 
точной, соответствующей самому 
назначению АИС следует считать 
классификацию по степени сложности 
технической, вычислительной, аналитической 
и логической обработки используемой 
информации. При таком подходе 
к классификации можно наиболее 
тесно связать АИС и соответствующие 
информационные технологии. При 
таком подходе можно выделить 
следующие виды АИС:
 
 автоматизированные системы 
обработки данных (АСОД);
 
 автоматизированные информационно-поисковые 
системы (АИПС);
 
 автоматизированные информационно-справочные 
системы (АИСС);
 
 автоматизированные информационно-логические 
системы (АИЛС);
 
 автоматизированные рабочие 
места (АРМ);
 
 автоматизированные системы 
управления (АСУ);
 
 автоматизированные системы 
информационного обеспечения (АСИО);
 
 экспертные системы (ЭС) 
и системы поддержки принятия 
решений.
  
 
2. 
Информационные системы в информационном 
и аналитическом обеспечении правоохранительной 
деятельности таможенных органов
 
 
 Информационное и аналитическое 
обеспечение (ИАО) является одним 
из видов оперативно служебной 
деятельности оперативно-розыскных 
подразделений таможенных органов, 
посредством которой реализуется 
ряд возложенных на таможенные 
органы функций и задач. Главная 
цель данного вида оперативно-служебной 
деятельности заключается в обеспечении 
полного, достоверного, оперативного 
информационного отражения и 
последующего анализа процессов, 
связанных с одной стороны 
– с преступной деятельностью 
в сфере ВЭД, с другой стороны 
– с оперативно-розыскной деятельностью 
таможенных органов.
 
 Функционально ИАО 
правоохранительной деятельности 
таможенных органов зависимо 
от норм права, регулирующих таможенное 
дело (ТК РФ) и оперативно-розыскную 
деятельность (ФЗ Об ОРД) таможенных органов. 
На основе положений ст.ст. 2, 6, 10 ФЗ Об ОРД, 
ст. 403, 423 ТК РФ формулируются задачи ИАО 
правоохранительной деятельности:
 
 1. Создавать и использовать 
информационные системы, необходимые 
для:
 
 - выявления, предупреждения, 
пресечения и раскрытия преступлений, 
отнесенных к компетенции таможенных 
органов, а также выявления и 
установления лиц, их подготавливающих, 
совершающих или совершивших;
 
 осуществления розыска 
лиц, скрывающихся от таможенных 
органов, как органов дознания;
 
 добывания информации 
о событиях или действиях, создающих 
угрозу экономической безопасности 
Российской Федерации.
 
 2. Обеспечивать информационно-аналитическую 
поддержку борьбы с контрабандой 
и иными преступлениями в сфере 
таможенного дела, в том числе:
 
 - участвовать в добывании 
информации, необходимой для пресечения 
незаконного оборота через таможенную 
границу Российской Федерации наркотических 
средств, оружия, боеприпасов, взрывных 
устройств и взрывчатых веществ, предметов 
художественного, исторического и археологического 
достояния народов Российской Федерации 
и зарубежных стран, объектов интеллектуальной 
собственности, видов животных и растений, 
находящихся под угрозой исчезновения, 
их частей и дериватов, других товаров.
 
 - обеспечивать информационное 
взаимодействие с таможенными 
и иными компетентными органами 
иностранных государств, международными 
организациями, занимающимися вопросами 
борьбы с таможенными правонарушениями.
 
Заключение
 
Таможенные органы должны в 
полной мере овладеть технологиями применения 
«информационного оружия», включая технологии 
нанесения информационных ударов с использованием, 
как средств массовой применения «информационного 
оружия», включая технологии нанесения 
информационных ударов с использованием, 
как средств массовой информации, так 
и компьютерных сетей и телекоммуникаций.
 
 Одним из новых направлений 
в борьбе с преступностью, которое 
в полной мере основано на 
применении современных информационных 
технологий, технических средств 
получения информации и использовании 
СМИ, можно обозначить как «информационно-аналитическое 
расследование». Введение в практику 
деятельности таможенных органов 
такой категории как «информационно-аналитическое 
расследование» предполагает ориентацию 
оперативных сил не на расследование 
преступной деятельности конкретных 
лиц, а на исследование негативных 
социальных явлений и процессов 
с целью выявления в них 
криминальной составляющей и 
последующей квалификации преступного 
умысла и состава преступления.
 
 Другое нетрадиционное 
направление правоохранительной 
деятельности таможенных органов, 
которое может приобрести большое 
распространение, можно обозначить 
как «непроцессуальное использование 
оперативной информации».
 
 Именно непроцессуальное 
использование оперативной информации 
предполагает проведение оперативных 
комбинаций с использованием дозированного 
выброса в СМИ тех сведений, которые могут 
нанести наибольший ущерб преступным 
сообществам.
 
 Информационному повышению 
эффективности борьбы с преступностью 
может служить и расширение 
практики применения информационных 
мультимедийных технологий для 
осуществления целенаправленных 
информационно-психологических воздействий 
на преступные сообщества.
 
 Тактические приемы 
информационно-психологического воздействия 
могут быть чрезвычайно разнообразными, 
естественно, должны проводится в комплексе 
с оперативно-розыскными и следственными 
мероприятиями. Некоторые из этих приемов 
уже имеют теоретическое обоснование 
и богатую историю практического применения.
 
 Представляется, что активность 
и наступательность в информационных 
сферах должны занимать одно из центральных 
мест в оперативно-розыскной тактике борьбы 
с правонарушениями.
 
 Реально складывающиеся 
условия деятельности таможенных 
органов требуют новых тактических 
решений при работе в среде 
преступных формирований, потенциальных 
правонарушителей. Эти тактические 
решения, в свою очередь, не могут 
быть достаточно эффективными 
без использования не только 
технических возможностей современных 
информационных технологий, но и 
тех возможностей которые они открывают 
для управления развитием ситуаций путем 
целенаправленных информационных воздействий.