Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:18, контрольная работа
Фонетика - раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка, т.е. способы образования и изменения звуков в речи, а также их акустические свойства. Звук как единица языка.
Звук-это минимальная нечленимая единица речи, которая является результатом артикуляционной деятельности человека. Звуки гласные и согласные. Все звуки в русском языке делятся на гласные и согласные.
Министерство образования и науки Астраханской области
ГБОУ АО СПО «Астраханский государственный политехнический колледж»
Контрольная работа
по дисциплине
«Страховое дело»
Выполнил экстерн
специальность «Право и организация социального обеспечения» Мурзабаев Махамбет Менжанович г.Астрахань, ул.2-я Воскресенская,31 телефон: 8961-655-05-17
Астрахань 2013
Министерство образования и науки Астраханской области
ГБОУ АО СПО «Астраханский государственный политехнический колледж»
Контрольная работа
по дисциплине
«Русский язык и культура речи»
Выполнил экстерн
специальность «Право и организация социального обеспечения» Мурзабаев Махамбет Менжанович г.Астрахань, ул.2-я Воскресенская,31 телефон: 8961-655-05-17
Астрахань 2013
5 вариант
1. Фонетика - раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка, т.е. способы образования и изменения звуков в речи, а также их акустические свойства. Звук как единица языка.
Звук-это минимальная нечленимая единица речи, которая является результатом артикуляционной деятельности человека. Звуки гласные и согласные. Все звуки в русском языке делятся на гласные и согласные.
Гласные звуки (6 шт.) - это звуки речи, при образовании которых воздушная струя свободно проходит через голосовые связки, они состоят в основном из голосового тона при полном отсутствии шума. В зависимости от того, падает на гласную в слове ударение или нет, все гласные звуки делятся на ударные (характеризуются полным произношением) и безударные (редуцированные) звуки.
Согласные звуки (37 шт.) - это звуки речи, при произнесении которых воздушная струя встречает различные преграды, они состоят из шума или из голоса и шума. От того, как участвуют в образовании согласных звуков голос и шум, согласные звуки делятся на:
- сонорные (образуются при помощи голоса и незначительного шума): [м], [н], [л], [р], [м'], [н'), [л'], [р], [j];
- шумные, которые в сою очередь делятся на звонкие (образуются шумом при помощи голоса): [б], [в], [г] [д] [ж] [з] [б'] [в'] [г'] [д'] [з'];
- глухие (образуются только при помощи шума): [п], [ф], [к], [т], [ш],[с],[х],[ц], [ч'], [п'], [ф'], [к'], [х']. [т'],[с'].
Согласные звуки делятся
на твёрдые ([б], [п], [в], [ф], [д], [т], [з], [с],
[ц], [ж], [ш], [г],[к], [х], [м],[л],[н],[р]) и мягкие
([б'], [п'], [в'], [ф'], [д'], [т'],[з'],[с'],[г'],[k'],[x'],
по глухости-звонкости ([б] - [п], [6'] - [п'], [в] -[ф], [в'] - [ф'], [д] - [т], [д'] - [т'], [з] - [с], [з'] - [с'], [ж] -[ш],[г] - [к], [г'] - [к'])
и по твердости-мякости ([б] - [б'], [п] - [п']. [В] - [В'], [ф] - [ф'], [Д] -[Д'], [т] - [т'], [з] - [з'], [с] - [c'], [г] -[г'], [м] - [м'], [л] - [л'], [н] - [н'], [р] - [р']).
Некоторые согласные не входят в эти пары, они называются непарными: звонкие [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'],[j'], глухие звуки [х], [ц], [ч'], твердые звуки [ж], [ш], [ц] и мягкие [ч'], [щ'], [j']. Из-за своего звучания звуки [ж], [ш], [ч] называются шипящими, а [з], [с] - свистящими.
Звуки [ц] и [ч] называются аффриканами, так как они представляют собой слитное сочетание звуков: [тс] и [тш]. Сильные и слабые позиции звуков. В речи все звуки стоят либо в сильной (произносятся более четко), либо в слабой позиции. Сильной для гласных звуков является ударная позиция, а безударная - слабой (ср. дом - дома). Для согласных звуков сильной является позиция перед гласными [а], [о], [у], [и], [ы], (грибы), а слабой - в конце сова (гриб - [грип], позиция перед звонкими и глухими согласными, в которой
парные по глухости-звонкости согласные не различаются (проезд [проезт]).
Слог - это минимальная единица речевого потока, он создается единым дыхательным толчком. Он состоит или из одного гласного звука или из сочетания гласного и согласных. В зависимости от того, на что заканчиваются слоги, они делятся на открытые (заканчиваются на гласный звук: мо-ло-ко) и закрытые (заканчивается на согласный звук Мурзик).
Словесное ударение - это более сильное произношение одного слога в слове, служащее для фонетического объединения этого слова. В русском языке ударение зависит от силы выдоха, поэтому оно силовое и динамическое. В русском языке нет определенного зафиксированного места ударения, оно может падать на любой слог (разноместное ударение): ма'ма, соба'ка. Русское словесное ударение также является подвижным, так как при переходе слова из одной формы в другую может меняться и место ударения в слове: стена сте'ны. Если слово многосложное (состоит из нескольких основ), то оно может иметь несколько ударений, при этом одно из них - главное, а остальные - второстепенные: ки'нокарти на. Служебные слова и частицы обычно не имеют ударения и примыкают к самостоятельным словам (спереди - проклитики, сзади - энклитики): под две'рью. Иногда ударение может выполнять смыслоразличительную функцию, например, за'мок- замо'к. Интонация - это единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа, тембра и пауз. Интонация в высказывании выполняет определенные функции: * различает коммуникативные виды высказывания: побуждение, восклицание, вопрос, импликацию, повествование; * оформляет высказывание в единое целое, выделяет его части в соответствии с их важностью; * выражает конфетные эмоции; * передает подтекст высказывания; * характеризует говорящего.
2. Расставить в словах ударение в соответствии с орфоэпическими нормами:
Приобрете´ние, креме´нь, буржуази´я, ге´рбовый, грошо´вый, кварта´л, индустри´я, отча´сти, ста´туя, звони´т
3. Произвести морфологический разбор следующих слов:
В дороге - (где?) - существительное, начальная форма - дорога
Морфологический признак - нарицательное, неодушевленное, женского рода, 1 склонение, единственное число, предложный падеж.
Синтаксическая роль - обстоятельство
Прорезала (что сделала?) - глагол, начальная форма - прорезать
Морфологический признак – совершенный видв,1 спряжение, переходный, изъявительное наклонение ,прошедшее время, женский род, единственное число.
Синтаксическая роль - сказуемое
По деревянному (какому?) ( мосту) - прилагательное, начальная форма -деревянный
Морфологический признак - относительное, единственное число, мужской род, дательный падеж.
Синтаксическая роль - определение
4. Произвести синтаксический
разбор предложения:
Нивы сжаты, рощи
голы, (повествовательное,
невосклицательное,
От воды туман и сырость, бессоюзное сложное, состоит из 4 придат. Колесом за сини горы предложении, со значением
Солнце тихое
скатилось. одновременности, грамматические основы
(нивы сжаты, рощи голы, туман и сырость,
солнце скатилось). 1предложение - простое,
двусоставное, нераспространенное, 2 предложение
- простое, двусоставное, нераспространенное,
3 предложение - простое, назывное, 4 пр.-
простое, двусоставное, распространенное).
5. Нау́чный стиль — функциональный стиль р
Стиль научных работ определяется
их содержанием и целями научного
Научный стиль подразделяется: собственно-научный подстиль (монография, научная статья, реферат); учебно-научный подстиль (справочники, методические рекомендации); научно-популярный (очерк, статья)
Особенности научного стиля
Научный стиль
имеет ряд общих черт, проявляющихся
независимо от характера определённых
наук (естественных, точных, гуманитарных)
и различий между жанрами высказывания
(монография, статья, доклад, у
Научный стиль
характеризуется логической последовательностью
изложения, упорядоченной системой
связи между частями высказыван
Лексика научного стиля речи.
Так как ведущей формой научного мышления является понятие, почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и раскрывают их содержание особые лексические единицы — термины. Термин — это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии. Однако это не означает его стилистической нейтральности. Термину, также как и многим другим лексическим единицам, присуща стилистическая окрашенность (научного стиля), которая отмечается в виде стилистических помет в соответствующих словарях. Приведем примеры терминов: «атрофия», «численные методы алгебры», «диапазон», «зенит», «лазер», «призма», «радиолокация», «симптом», «сфера», «фаза», «низкие температуры». Значительная часть терминов является интернациональными словами.
В количественном отношении в текстах научного стиля термины преобладают над другими видами специальной лексики (номенклатурными наименованиями, профессионализмами, профессиональными жаргонизмами и пр.); в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-20 % общей лексики научного стиля. В приведенном фрагменте научно-популярного текста термины выделены особым шрифтом, что позволяет увидеть их количественное преимущество по сравнению с другими лексическими единицами:
К тому времени физики уже знали, что эманация — это радиоактивный химический элемент нулевой группы периодической системы, то есть — инертный газ; порядковый номер его — 86, а массовое число наиболее долгоживущего изотопа — 222.
Для терминов, как основных лексических составляющих научного стиля речи, а также для других слов научного текста, характерно употребление в одном, конкретном, определенном значении. Если слово многозначно, то оно употребляется в научном стиле в одном, реже — в двух значениях, которые являются терминологическими: сила, размер, тело, кислый, движение, твердый (Сила — величина векторная и в каждый момент времени характеризуется числовым значением. В данной главе содержатся сведения об основных стихотворных размерах). Обобщенность, абстрактность изложения в научном стиле на лексическом уровне реализуется в употреблении большого количества лексических единиц с абстрактным значением (абстрактная лексика). Научный стиль имеет и свою фразеологию, включающую составные термины: «солнечное сплетение», «прямой угол», «наклонная плоскость», «глухие согласные», «деепричастный оборот», «сложносочиненное предложение», а также различного рода клише: «заключается в …», «представляет собой …», «состоит из …», «применяется для …» и пр.
Морфологические особенности научного стиля речи
Языку научного общения присущи свои грамматические особенности. Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляются в особенностях функционирования разнообразных грамматических, в частности морфологических, единиц, что обнаруживается в выборе категорий и форм, а также степени их частоты в тексте. Реализация закона экономии языковых средств в научном стиле речи приводит к использованию более кратких вариантных форм, в частности форм существительных мужского рода вместо форм женского рода: клавиш (вместо клавиша), манжет (вместо манжета).
Формы единственного числа имен существительных используются в значении множественного числа: «волк — хищное животное из рода собак»; «липа начинает цвести в конце июня». Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, шумы в радиоприемнике, большие глубины.
Названия понятий в научном стиле преобладают над названиями действий, это приводит к меньшему употреблению глаголов и большему употреблению существительных. При использовании глаголов заметна тенденция к их десемантизации, то есть утрате лексического значения, что отвечает требованию абстрактности, обобщенности научного стиля изложения. Это проявляется в том, что большая часть глаголов в научном стиле функционирует в роли связочных: «быть», «являться», «называться», «считаться», «стать», «становиться», «делаться», «казаться», «заключаться», «составлять», «обладать», «определяться», «представляться» и др. Имеется значительная группа глаголов, выступающих в качестве компонентов глагольно-именных сочетаний, где главная смысловая нагрузка приходится на имя существительное, называющее действие, а глагол выполняет грамматическую роль (обозначая действие в самом широком смысле слова, передает грамматическое значение наклонения, лица и числа): приводить — к возникновению, к гибели, к нарушению, к раскрепощению; производить — расчеты, вычисления, наблюдения. Десемантизация глагола проявляется также в преобладании в научном тексте глаголов широкой, абстрактной семантики: существовать, происходить, иметь, появляться, изменять(ся), продолжать(ся) и пр.