Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 00:08, реферат
Социология как наука вычленилась из философии, а сам термин "социология" (от лат. societas - общество и греч. logos - учение) был введён в 1842 году французским мыслителем Огюстом Контом (1798-1857) в работе "Курс позитивной философии", что и считается официальным фактом появления этой науки. Поскольку в XV-XVI вв. в обществе начали интенсивно формироваться капиталистические отношения, а вместе с ними и сопутствующие им социальные противоречия, то практически все мыслители XVII-XVIII вв. критиковали нарождающийся строй и делали попытки постижения истины и отыскания средств движения к справедливости. Одни стали предлагать умозрительные проекты преобразования общества, основанные на социальном идеале; другие же, в том числе и Конт, сделали ставку на научные исследования тех общественных реалий, которые уже существовали, пытаясь выявить факторы их развития, найти причины существующих противоречий и пути их решения.
Социология как наука вычленилась из философии, а сам термин "социология" (от лат. societas - общество и греч. logos - учение) был введён в 1842 году французским мыслителем Огюстом Контом (1798-1857) в работе "Курс позитивной философии", что и считается официальным фактом появления этой науки. Поскольку в XV-XVI вв. в обществе начали интенсивно формироваться капиталистические отношения, а вместе с ними и сопутствующие им социальные противоречия, то практически все мыслители XVII-XVIII вв. критиковали нарождающийся строй и делали попытки постижения истины и отыскания средств движения к справедливости. Одни стали предлагать умозрительные проекты преобразования общества, основанные на социальном идеале; другие же, в том числе и Конт, сделали ставку на научные исследования тех общественных реалий, которые уже существовали, пытаясь выявить факторы их развития, найти причины существующих противоречий и пути их решения.
На структуру новой 
О том, что социальные законы столь же точны и неизменны как законы механики, и едины для всех эпох и народов, писал также бельгийский учёный-криминолог Ламбер Адольф Жак Кетле (1796-1874). Однако он свёл "социальную физику" лишь к статистическому исследованию общественных явлений, а в понимании Конта социология должна была быть не столько статистической, сколько теоретической наукой.
Конт полагал, что социальные изменения 
носят закономерный характер. В развитии 
общества он выделил три стадии: теологическую, 
метафизическую и позитивную. Теологическая 
стадия охватывает древность и раннее 
средневековье вплоть до XVIII в. Она характеризуется 
господством религиозного мировоззрения 
и распространением военно-авторитарных 
режимов. Метафизическая стадия включает 
период с XIV по XVIII вв., в котором доминируют 
философско-метафизические воззрения. 
Сыграв положительную роль в разрушении 
теологизма, эти воззрения породили другую 
крайность - революцию, анархическую республику, 
социальную дезорганизацию.  
Высшая, позитивная стадия начинается, 
по Конту, в XIX в. и связана с утверждением 
научного, позитивного сознания. На этой 
стадии устанавливается социальная гармония, 
происходит быстрое развитие промышленности 
и науки, наступает расцвет культуры, достигается 
победа альтруизма над эгоизмом, полностью 
уходят в прошлое военный дух и милитаризм. 
В центр духовной жизни выдвигаются ученые-позитивисты, 
а на смену аристократии приходит социократия, 
основу которой составляют промышленники 
и специалисты в области управления. 
Несмотря на то, что Конт вошёл в историю как создатель кроме собственно социологии ещё и позитивистской социологии, он, к сожалению, не смог достаточно чётко определить предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Ведь даже первоначальное изучение общества показало, что закономерности социальной жизни и естественных наук порой значительно различаются. О.Конт фактически всё развитие общества относил к ведущей роли человеческого разума. Второстепенную роль он отводил преобразованиям в науке, экономике, политике и т.д., детерминируя соответствие политических действий и решений характером эпохи. Конт отстаивал необходимость частной собственности и считал, что неважно, в чьих она руках, - лишь бы её использование шло на благо общества. Идеальным в общественном устройстве он считал гармонию и солидарность между всеми классами, достигаемые путём согласования мирского и духовного порядка, когда каждый стремится быть первым не в иерархии власти, а в иерархии добродетелей.
Большое влияние в XIX в. на социологическую мысль оказала эволюционная теория Ч.Дарвина, породив эволюционизм - направление общественной мысли на основе представления о единстве законов истории, природы и человека. Эту теорию, наряду с натурализмом (органицизмом), иногда ещё называют "теорией одного фактора". Сюда относятся концепции ("школы одного фактора"), которые выдвигают на первый план природные факторы или образцы определённой естественной науки в качестве движущих сил социального развития, по аналогии с природным и историческим развитием.
Виднейшим представителем натурализма 
в социологии был английский учёный 
Герберт Спенсер (1820-1903), который 
в созданной им системе синтетической 
философии пытался объединить все 
теоретические науки того времени. 
Его взгляды основывались на аналогии 
между биологическим и 
В конце XIX в. усилилось влияние 
психологической тенденции в 
социологии, имеющей следующие 
Если сторонники рационализма признавали естественные права человека и право народа на собственное разумное установление своего общественного устройства, то приверженцы историзма, напротив, подчёркивали важность традиционных основ человеческого общежития. Попытку соединить эти методы произвёл немецкий социолог Фердинанд Теннис (1885-1936).
Одним из крупнейших социологов XIX в. 
является Карл Маркс (1818-1883), который 
вместе с Фридрихом Энгельсом (1812-1895) 
разработал концепцию общественно-
Макс Вебер (1864-1920) - немецкий экономист 
и выдающийся социолог, глубоко проник 
в предмет исследования с целью 
поиска исходных, базовых элементов, 
с помощью которых можно было 
бы прийти к пониманию закономерностей 
общественного развития. Социология, 
по его мнению, должна быть "понимающей", 
поскольку действия индивида - "субъекта" 
социальных отношений, являются осмысленными. 
А осмысленные (предполагаемые) действия 
и отношения способствуют пониманию 
(предвидению) их последствий. Средством 
обобщения всего многообразия эмпирической 
действительности выступает у Вебера 
понятие "идеальный тип", которое 
и служит главным инструментом познания. 
"Идеальный тип, - писал Вебер, 
- это картина однородного 
По Веберу, все социальные факты 
объясняются социальными 
- легальный тип, при котором 
как управляемые, так и 
- традиционный тип, 
-харизматический тип, 
Социология, по его мнению, должна 
основываться на бесстрастных научных 
суждениях максимально 
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской 
социологической школы, практически 
первым попытался теоретически обосновать 
и выделить такой специфический 
предмет научного изучения социологии, 
как "социальная сфера". Им разработаны 
методология и методы социологических 
исследований, которые позволили 
подвести под социологическую науку 
базу эмпирических исследований и акцентировать 
внимание на её прикладном характере. 
Будучи преемником О.Конта, Дюркгейм, однако, 
разделял не все его воззрения. Он 
отвергал закон о трёх стадиях 
интеллектуального и 
Э.Дюркгейм много внимания уделял 
изучению форм и видов поведения 
людей в моменты общественной 
дезорганизации. Состояние общества, 
которое характеризуется 
Учение об обществе Дюркгейма стало основой многих современных социологических теорий и структурно-функционального анализа. Всё это выразилось у Дюркгейма в понятии "социологизм". Центральной же социологической идеей творчества учёного является теория общественной солидарности, где источником социальной солидарности выступает разделение труда, обусловливая поведение индивида принадлежностью его к одному из двух типов общества - традиционному или современному.
Таким образом, в классическом периоде развития социологии можно выделить такие главные черты:
1) произошла структурализация 
2) сформировались различные 
3) существенно обновилось само социологическое знание.
Информация о работе Зарождение и основные этапы развития теоретической социологии в XIX в