Особенности вероучения и культа (догматы и таинства) христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 16:37, реферат

Краткое описание

Священные книги. Главной священной книгой православных христиан, как ивсех христиан мира, является Библия, традиционно именуемая в РоссииСвященным писанием. Она разделяется на Ветхий завет - древнееврейскиетексты, рассматриваемые как богодухновенное изложение предыстории появленияХриста, и Новый завет - собственно христианские священные книги, содержащиежизнеописание Христа и излагающее суть христианского вероучения. Ветхийзавет состоит из 50 книг. Новый завет - из 27. Исторический язык Ветхогозавета - древнееврейский, Нового завета - эллинистический греческий.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по религиоведению.docx

— 40.47 Кб (Скачать файл)

  Учреждение  образования

  Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Реферат по теме:

  «Особенности  вероучения и культа (догматы и  таинства) христианства» 
 
 
 
 

  Выполнила студентка 3 курса ФСФ

    отд. журналистика

  Новицкая  Татьяна 
 
 
 
 

  Могилев

  2012 

  Содержание 

  Глава 1. Православный культ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 1. Православный культ. Православное вероучение. 

  Основу  православного вероучения составляет Никео-Цареградский  символ веры  -  изложение  главных  христианских  догматов,  безусловное  признание которых является обязательным для каждого православного христианина. Он  был утвержден Никейским (325 г.)  и  Константинопольским  (381  г.)  Вселенскими церковными соборами.

  Символ  веры предусматривает веру в единого  Бога, который существует  в трех равносущных ликах (ипостасях), составлявших Святую Троицу -  Бога-Отца, Бога-Сына и Бога - Духа Святого; в вочеловечение Бога-Сына - Иисуса  Христа, его  крестную  жертву  ради  преодоления  первородного  греха,  воскресение, вознесение на небеса, последующее пришествие на Землю для суда над живыми  и мертвыми; а также спасительную силу  "единой  святой  соборной  апостольской Церкви". Перечисление членов "Символа веры в  православии"  ("Верую")  является основной молитвой, аналогичной по  функции  исламской  шахаде.  Произнесение "Символа веры" - обязательная часть ритуала принятия православной веры. Особое значение в православном богословии отводится догмату  о  Святой Троице. Различие православия с вероучением других  христианских  исповедании -  учение  о Божественном  единоначалии  в Святой  Троице:  Бог-Отец   как Первоначало рождает Сына и изволит через него  Святой  Дух.  В  католическом вероучении это понимается  как  соучастие  Сына  в  изведении  Святого  Духа (формула "филиокве" -  "и от  Сына"),  что с точки зрения  православного богословия является ересью.

  Священные книги. Главной священной книгой православных христиан, как и всех  христиан  мира,  является  Библия,  традиционно  именуемая  в   России Священным писанием.  Она  разделяется  на  Ветхий  завет  -  древнееврейские тексты, рассматриваемые как богодухновенное изложение предыстории появления Христа, и Новый завет - собственно христианские священные книги,  содержащие жизнеописание Христа и  излагающее  суть  христианского  вероучения.  Ветхий завет состоит из 50 книг. Новый завет - из  27.  Исторический  язык  Ветхого завета - древнееврейский, Нового завета - эллинистический греческий.

  Непосредственно  за  Священным  писанием  по  значимости  православная церковь ставит Священное предание,  В  состав  Священного  предания  входят: решения  первых  семи  Вселенских   соборов;   решения   Поместных   соборов автокефальных церквей, признанных общезначимыми; так  называемая  патристика (святоотеческая  литература)   -   сочинения   восточных   "отцов   церкви", установившие чины, каноны  и  апостольские  правила  православия.  Авторитет западных "отцов церкви" в православии признается, но не  канонизируется;  их сочинения в православное Священное предание не включены. В  Русской  церкви  в  богослужении   и   молитвословии   используется церковнославянский текст Библии, установленный и  неизменный  с  1751  г.  В мирском обращении  и  чтении  используется  русский  текст  Библии,  впервые полностью изданный в 1876 г. Церковнославянский перевод  Библии  традиционно приписывается святым братьям  Кириллу  (Константину)  и  Мефодию  (IX  век). Русский перевод выполнялся в  1818  -1875  гг.  группой  ученых  иерархов  и

  богословов (так  называемый  синодальный  перевод).  В  настоящее  время  он

  распространен очень широко.

  В тексте православной Библии  39  книг  Ветхого  завета  переведены  с древнееврейского языка и  считаются  каноническими;  10  книг  переведены  с греческого текста III - II веков до нашей эры (так  называемой  Септуагинты, перевода "70 толковников"), одна книга - с латинского перевода IV века  (так называемой  Вульгаты).  Последние  11  книг  считаются неканоническими,  но включаются в Библию ". Имеется ряд  неканонических  вставок  в  канонические книги (особые примечания в тексте Библии). Названные особенности  -  главное отличие  православной  Библии  от  католической,  в   которой   все   тексты признаются  каноническими.  Новый  завет  един   для   всех   христиан без канонических различий.

  Православная  церковь  в   отличие   от   католической   не   осуждает самостоятельное чтение Библии, полагая это достойным и богоугодным делом.  В то же время она считает такое чтение трудным для  неподготовленных  людей  и потому предостерегает их от попыток толкования священных текстов.

  Таинства.

  Благодатная сила церкви, переданная Христом через  апостолов,  находит выражение в священнодействиях (особых культовых  обрядах)  -  таинствах.  Их действенность связана с наличием апостольского преемства. Внешнее  выражение таинств   христианской   церкви   имеет    аналоги    в    священнодействиях дохристианской религии (язычества), но приобретает совершенно иной смысл. Христианство восприняло "формы"  языческой  религии,  поскольку  "весь замысел христианства в том и состоит, чтобы  все  "формы"  в  этом  мире  не заменить новыми,  а  наполнить  новым  и  истинным  содержанием...  Крещение водой, религиозная  трапеза,  помазание  маслом  -  все  эти  основоположные религиозные акты церковь не выдумала... все они уже  имелись  в  религиозном обиходе человечества.

  В   православии   основными   считаются   семь   таинств:    крещение, миропомазание,  покаяние,  причащение  (евхаристия),  священство,  брак   и елеосвящение (соборование).

  1.  Крещение  -  приобщение  человека  к   церкви.   Оно   совершается посредством  троекратного  погружения  в  воду  во  имя  Святой  Троицы.   В православии крещение совершается как над взрослыми,  прошедшими  "оглашение" (сознательное принятие поры), так и над младенцами  по  вере  восприемников (крестных родителей). Православие признает действительным крещение  в любой христианской конфессии, совершаемое во  имя  Святой  Троицы.  В  отличие  от других таинств оно может совершаться в  исключительных  случаях  (отсутствие священника, болезнь ребенка) любым христианином-мирянином. Но при первой  же возможности крещеный таким образом человек и лицо,  совершавшее крещение, должны  обратиться  в  храм  к  священнику,  который  проверит  правильность совершенного обряда и "довершит" его.

  2. Миропомазание -  обряд,  производимый  сразу  после  крещения. Оно совершается  посредством  помазания  частей  тела  (лба,  ладоней,  ступней) святым миром - особым ароматическим маслом,  освященным  Собором  епископов. Означает введение в звание мирянина - члена церкви.

  3. Покаяние - исповедание грехов перед  священником - духовным отцом.  В православии  покаяние,   соединенное   с   отпущением   грехов   (исповедь), происходит как по сознательной воле кающегося,  так  и  при  отсутствии  его воли, например в отношении тяжелобольного в бессознательном состоянии -  так называемая "глухая исповедь".

  4. Причащение  (евхаристия)  -  приобщение  верующего  к  Христу.  Оно совершается во время главного православного богослужения  -  литургии  путем употребления небольших  порций  хлеба  и  вина,  воплощающих  тело  и  кровь Христовы.

  Согласно  Священному писанию первую евхаристию совершил сам Христос  во время вечерней трапезы накануне своего предания в  руки  врагов.  Он  раздал апостолам хлеб и вино, которые, благословив, назвал своими телом  и  кровью. По православному вероучению, евхаристия имеет  значение  бескровной  жертвы, как выражение крестной жертвы Спасителя.

  5.   Священство   (посвящение   в   священнослужители)   -   выражение апостольского  преемства  церковной  иерархии  посредством  передачи  даров Святого Духа через рукоположение. Смысл священства - в наделении принявшего возможностью совершения таинств. В православии священство имеет три степени (епископат, пресвитернат,  диаконат),  составляющие  церковную иерархию  - клир.  Полномочия  иерархии  включают  священство   (совершению   таинств), пастырство  (попечение  о  духовной  жизни  членов  церкви)  и  учительство (проповедование Слова Божия).

  Епископаг обладает всей полнотой тайнодеиствия. включая рукоположение пресвитеров и диаконов. В православных церквах патриархи, митрополиты,  все епископы (вне зависимости от различий но власти и по  части),  архиепископы равны по благодати, тогда как в католицизме высший епископ  (папа  Римский) составляет особую высшую степень священства - примас.

  Рукоположение епископов осуществляется как старшим  епископом любой  из православных церквей, так и Собором епископов  (архиереев).  В  отличие  от епископов   пресвитеры   (иереи,    протоиереи)    обладают    ограниченным тайнодействием -  правом  совершения  всех  таинств,  кроме  рукоположения. Диаконы имеют лишь право помогать пресвитерам в тайнодействии.

  6. Брак - благодатное освящение союза  мужчины  и  женщины,  являющихся членами  церкви,  для  совместной   христианской   жизни   и   деторождения. Православная церковь в  отличие  от  католической  признает  возможность десакрализации таинства брака - его расторжения, но в ограниченных  пределах, со  многими  оговорками  и  ограничениями  (бесплодие  любого  из  супругов, доказанная супружеская измена, совершение  тяжкого  преступления,  отлучение одного из супругов от церкви).

  7. Елеосвящение (соборование) - особый  обряд, совершаемый над  больным или умирающим, сообщающий оздоровление души и  придание  силы  для  принятия христианской смерти.

  Символическим сакральным  жестом,  являющимся  обязательным  атрибутом поведения христианина в храме,  во  время  молитвы  и  в  некоторых  бытовых ситуациях, служит крестное знамение. Общеупотребительным  оно  стало  с  VII века. Представляет собой движение правой руки  в  порядке  "Лоб  -  середина груди - оба плеча", что символизирует Животворящий Крест  и  Крест  Распятия Христа.

  Крестное  знамение признается и совершается  православными и католиками, но не  признается  и  не  совершается  протестантами.  Крестное  знамение  в православии совершается тремя сложенными пальцами (символ Святой  Троицы)  в порядке  "справа  налево"  (у  старообрядцев  -  двумя  пальцами  в  том  же порядке). Католики совершают его всеми пальцами открытой  ладони  в  порядке "слева направо". Больные и увечные мoгут совершать крестное  знамение  любой здоровой рукой.

  Помимо  основных  таинств  в  православной  церкви  принят  ряд  менее значимых  тайнодействий,  сообщающих  благодать   Святого   Духа,   например освящение  храма,  икон,  богослужебных  предметов,  воды,  хлебов,  плодов, жилища.

  Православие  не  отвергает  действенность   таинств,   совершаемых   в католической  церкви  как  сохранившей  апостольское   преемство   иерархии. Католические клирики  при  изъявлении  ими  желания  перейти  в  православие принимаются в существующем сане. 

  Иконопочитание. 

  Развитая  традиция  иконопочитания  является  характерной особенностью православного христианства. Иконопись в православии -  не  только  искусство священных  изображений,  но  и  свидетельство  потустороннего  мира  в   его образах. Искусство иконописи требует соединения в  одном  лице  художника  и богослова.

  Происхождение  икон  восходит  к  началу  христианства.  По  преданию, евангелист  Лука  оставил  несколько  изображений  Богоматери.  Со   времени Константина I Великого икона входит во  всеобщее  употребление  в  храмах  и домах. Одновременно возникло  движение  против  почитания  икон,  получившее наименование  иконоборчества.   Его   сторонники   объявили   иконопочитание идолопоклонством, несовместимым с христианским единобожием. Несмотря на то, что иконоборцев поддержали византийские императоры Лев Исавр (правил в 717 - 741 гг.) и Константин V Копроним (правил в 741  -  775 гг.),  их  усилия  не  привели  к  успеху.  После   длительной   религиозно-политической борьбы  в  787  г.  стараниями  Константинопольского  патриарха Тарасия  VII  Вселенский  церковный собор в г.  Никее   утвердил   догмат иконопочитания. Крайности иконопочитания, ведущие к идолопоклонству,  были осуждены.

  Окончательно  иконопочитание  утвердилось в 843  г.  при императрице Феодоре и патриархе Мефодии. В честь этого события установлен  праздник  - Торжество Православия, отмечаемый в первое воскресение Великого Поста".

Информация о работе Особенности вероучения и культа (догматы и таинства) христианства