Буддизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 18:28, творческая работа

Краткое описание

Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Буддизм возник в VI-V вв. до н. э. в Северной Индии.
Он "старше" христианства на пять веков, а ислам "моложе" его на целых двенадцать столетий.
Буддизм — очень своеобразная религия, она более близка к философии, чем к другим религиям. Будда — это не бог, а человек, который своими усилиями достиг освобождения и высшего совершенства. В принципе любой человек может стать буддой, если примет буддистский путь совершенствования и пройдет его до конца.

Содержание

Будда и основы его вероучения.

Школы буддизма

Обычаи, традиции и праздники в буддизме

Вложенные файлы: 1 файл

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО РЕЛИГОВЕДЕНИЮ.pptx

— 2.39 Мб (Скачать файл)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО РЕЛИГОВЕДЕНИЮ

 

БУДДИЗМ

План:

 

 

Будда и основы его вероучения.

 

Школы буддизма

 

Обычаи, традиции и праздники в буддизме

 

 

  

Буддизм - самая  древняя из трех мировых религий. Буддизм возник в VI-V вв. до н. э. в  Северной Индии.

Он "старше" христианства на пять веков, а ислам "моложе" его на целых двенадцать столетий.

 Буддизм —  очень своеобразная религия, она  более близка к философии, чем  к другим религиям. Будда —  это не бог, а человек, который  своими усилиями достиг освобождения  и высшего совершенства. В принципе  любой человек может стать  буддой, если примет буддистский путь совершенствования и пройдет его до конца.

У буддистов нет  привычной церковной организации, а есть «сангха» — община равных между собой верующих.

Будда

 

Бу́дда Ша́кьямуни (санскр. गौतम बुद्ध सिद्धार्थ गौतम) — духовный учитель, легендарный основатель буддизма.

 

Основатель буддизма – Будда («Просветленный»). При рождении Будда получил имя Сиддхартха, а имя его клана или семьи – Гаутама. Биография Сиддхартхи Гаутамы известна только в изложении его последователей.

Самые знаменитые сказания о жизни Будды входят в сборник Джатака, составленный около 2 века до н.э. на языке пали.

Сиддхартха родился в Капилавасту, в южной части нынешнего Непала, примерно в 6 веке до н.э. Его отец Шуддходхана, глава знатного клана Шакьев, принадлежал к касте воинов. Согласно преданиям, при рождении ребенка его родителям было предсказано, что он станет либо великим Правителем, либо Учителем Вселенной.

Основы вероучения

 

Важнейшим положением вероучения буддизма является идея тождества  между бытием и страданием. Буддизм  не стал опровергать развитое брахманизмом учение о переселении душ, т. е. веру в то, что после смерти любое  живое существо снова возрождается в виде нового живого существа (человека, животного, божества, духа и т. д.). Однако буддизм внес в учение брахманизма  существенные изменения. Если брахманы утверждали, что путем различных  для каждого сословия (“варны”) обрядов, жертв и заклинаний можно достичь “хороших перерождений”, т. е. стать раджей, брахманом, богатым купцом, царем и т. д., то буддизм объявил всякое перевоплощение, все виды бытия неизбежным несчастьем и злом. Поэтому высшей целью буддиста должно быть полное прекращение перерождений и достижение нирваны, т. е. небытия.

Существует круг базовых идей «основы учения буддизма».

К этим базовым  идеям следует прежде всего отнести  Четыре Благородные Истины, учение о причинно-зависимом происхождении  и карме, доктрины анатмавады («не-души») и кшаникавады (учение о мгновенности), а также буддийскую космологию. Все буддисты верят, что эти принципы были провозглашены самим Буддой.

Первая Истина  — это истина о страдании.

Вторая Благородная  Истина — истина о причине страдания.

Третья Благородная  Истина— истина о прекращении  страдания, то есть о нирване (синоним  — ниродха, прекращение). Страдания можно погасить путем избавления от желаний, для чего нужно:

Четвертая благородная  истина-вести добродетельную жизнь  по законам “правильного поведения” и “правильного знания”

 

Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное  место среди которых занимает буддистский канон - “Типитака” (на языке пали), или “Трипитака” (санскр., что означает “Три корзины”) - это сборник буддиской религиозной канонической литературы, считающийся откровениями самого Будды в изложении его учеников.

 Первая часть – Виная-питака содержит дисциплинарные правила, которые должны соблюдаться монахами в буддийских общинах. 

Вторая часть – Сутта-питака (Сутра-питака) сообщает о беседах, которые вел Будда со своими учениками, и которые были записаны со слов его двоюродного брата и одного из последователей – Ананды. В Сутта-питаку наряду с другими ее разделами входит Дхаммапада («Путь буддийской доктрины») – 423 стиха-афоризма, представляющих собой квинтэссенцию всего буддийского канона и порой заучивавшихся неофитами наизусть. В третьей части – Абидхамма-питаке (Абид-харма-питаке), которая в определенной степени представляет собой комментарии Сутта-питаки, даются систематизация и толкование основных догматов буддизма.

 

2. Направления  и школы Буддизма.

 

Современный буддизм  делится на несколько направлений: Хинаяну («Малую колесницу»), Махаяну («Великую колесницу») и Ваджраяну («Алмазную колесницу»). Последователи буддизма живут во многих странах, но больше всего их на Востоке: в Китае (чань-буддизм), Корее, Японии (дзэн-буддизм), Вьетнаме, Монголии, Индии. Всего в мире более 700 миллионов буддистов.

Один из наиболее известных центров буддизма —  высокогорный Тибет (в Китае).

Ученики Будды в соответствии с обычаем кремировали тело Учителя. Правители соседних государств прислали гонцов с просьбой дать им частицы  останков Будды. Как описывается  в Махапариниббана сутте, останки были разделены на восемь равных частей. Эти части останков были помещены в особые реликварии — ступы, культовые строения конусовидной формы, в столицах государств.

 

Ранний Буддизм отличается простотой обрядности. Её главным  элементом является: культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных  с рождением, просветлением и  смертью Гаутамы, поклонение ступам - культовым сооружениям, где хранятся реликвии Буддизма. Махаяна к культу Будды добавила почитание бодистав, тем самым усложнилась обрядность: были введены молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный ритуал.

 

ХИНАЯНА

 

Самой ортодоксальной школой буддизма считается хинаяна («малая колесница»), тхеравада («школа старой мудрости»). Она сформировалась сразу после смерти Будды из числа наиболее близких его учеников. Согласно тхераваде принц Гаутама был земным существом, который родился как человек, но жил и умер как Будда. Его просветление - результат кармы, последовательно улучшавшейся в процессе 550 перерождений. Сторонники этого направления предпочитают именовать себя по названиям школ, а общее направле- 
ние — тхеравадой. Тхеравада предлагала путь личного спасения только для монахов (через сангху). В хинаяне Будда еще не выступает в роли Бога, но является великим учителем, человеком великой нравственной чистоты, указывающим другим путь к спасению.

МАХАЯНА

 

В первые века нашей  эры складывается одна из двух основных ветвей буддизма - махаяна («большая колесница»). В дальнейшем это направление стало ведущим в Индии, ряде стран Центральной Азии и Дальнего Востока. Прежде всего, в учении махаяны появилась разработанная концепция о бодхисаттве («существе, стремящемся к пробуждению»). Махаяна выдвигала тезис о всеобщем освобождении, учила, что каждый может стать буддой, потому что в каждом живом существе заложена «природа» будды, надо только ее проявить и высвободить. В махаяне восьмеричный путь дополняется учением о шести «парамитах» («переправах») — совершенствах, с помощью которых человек может достичь состояния бодхисаттвы. В ее учении появляется новая концепция будды: вместо одного Будды — учителя появляется бесконечное количество будд. 

В махаяне возник многочисленный пантеон божеств.

 

Высший  ранг этого пантеона составляют будды. Буддой считается всякое живое существо, сменившее мир сансары на мир нирваны. Атрибуты будды - всемогущество, способность совершать чудеса, влиять на события, перерождаться во всех мирах и во всех временных периодах, являться в различных обликах.

Второй ранг пантеона занимают бодхисаттвы («существа, стремящиеся к просветлению») - ставшие на путь будды, но добровольно отказавшиеся от личного освобождения от страданий ради спасения людей. Бодхисаттва руководствуется шестью «духовными совершенствами» («парамитами»): щедростью; нравственностью; мужественностью; терпеливостью; мудростью; способностью к созерцанию. С их помощью он обретает состояние сострадания ко всем живым существам.

Третий ранг пантеона образуют архаты («достойные») - праведники, прошедшие четырехступенчатый путь духовного совершенствования и достигшие его наивысшего уровня (ближайшие ученики и последователи Будды Шакьямуни) и пратьека-будды («будды для самих себя») - мудрецы, достигшие нирваны, но не занимающиеся спасением других людей. Архаты и пратьека-будды особенно популярны в хинаяне.

ВАРДЖАЯНА

 

Третье направление_буддизма - ваджраяна («алмазная колесница») - оформилось в середине I века. Для ваджраяны характерна вера в мгновенное, как удар молнии, «просветление», что отличало ее от махаянской доктрины постепенного накопления духовных совершенств. Согласно ваджраяне, нирваны может достигнуть любой верующий в настоящей жизни. Другое название этого направления - тантра («непрерывность», «поток психики»). Ваджраяна стала культивировать медитативную (йогическую) практику.

В Китае и Японии на базе махаяны в VI - XII веках сформировалась оригинальная школа дзэн (от санскритского слова «дхьяна» - медитация). Школой дзэн разработана философская концепция единства мироздания, связи человека с миром природы, тотальной взаимосвязи общего и частного («все в одном, одно во всем»).

Ламаизм

 

Ламаизм—форма буддизма, сложившаяся в VII—XIV вв. в Тибете.

Особое  место в пантеоне ламаизма отводится  грядущему будде — Майдари, огромные (до 16 метров в высоту) изображения которого имелись почти во всех монастырях. Он якобы должен скоро явиться на землю и, наказав грешников и наградив за религиозные заслуги достойных, установить справедливую жизнь.


Информация о работе Буддизм