Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 22:55, курсовая работа
Цель исследования: Изучить возможность использования игр и упражнений при формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта. Разработать и апробировать комплекс игр направленных на формирование культурно-гигиенических навыков у детей с нарушением интеллекта.
Объект исследования: Процесс формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у умственно отсталых дошкольников.
Предмет исследования:  Игры как метод формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста.
Введение.
Глава I. Концептуальные основы формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушениями интеллекта.
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта.
1.2 Понятие о культурно-гигиенических навыках и навыках самообслуживания.
1.3   Игры как метод формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Глава II. Экспериментальное исследование практического применения игр направленных на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
              2.1   Цель, задачи и организация экспериментального исследования.
              2.2   Психолого-педагогический эксперимент:
              -констатирующий этап
              -формирующий этап
              -контрольный этап
               Заключение.
              Литература.
              Приложение.
ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Т.Г. ШЕВЧЕНКО
Факультет педагогики и психологии
Кафедра дошкольной педагогики
и специальных методик
Курсовая работа
Тема: Роль игры в формировании культурно-гигиенических навыков у детей с нарушением интеллекта.
                              
Специальность № 050717 СДПП
Курс IV, группа 404
Форма обучения дневная
Научный руководитель:
Скитская Л.В.
                              
                              
                              
                              
                              
Введение.
Глава I. Концептуальные основы формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушениями интеллекта.
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта.
1.2 Понятие о культурно-гигиенических навыках и навыках самообслуживания.
1.3 Игры как метод формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Глава II. Экспериментальное исследование практического применения игр направленных на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
2.1 Цель, задачи и организация экспериментального исследования.
2.2 Психолого-педагогический эксперимент:
-констатирующий этап
-формирующий этап
-контрольный этап
Заключение.
Литература.
Приложение.
 
                              
В настоящее время возрос 
интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей 
помощи детям с интеллектуальными 
нарушениями. Так как подход к 
обучению и воспитанию детей данной 
категории несколько иной, чем 
для нормально развивающихся 
сверстников, становится необходимым 
разрабатывать коррекционно-
Очень важно приспособить ребенка к жизни, развивать познавательные процессы, эмоционально-волевые и личностные качества, заниматься физическим развитием детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Для более полноценного развития ребенок должен обладать определенными умениями и навыками. Наиболее важными для детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта являются культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Цель исследования: Изучить возможность использования игр и упражнений при формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта. Разработать и апробировать комплекс игр направленных на формирование культурно-гигиенических навыков у детей с нарушением интеллекта.
Объект исследования: Процесс формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у умственно отсталых дошкольников.
Предмет исследования: Игры как метод формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста.
Задачи:
1)раскрыть теоретические 
основы темы курсовой работы 
формирования культурно-
2)выявить уровень 
3) подобрать и апробировать 
серию игр, направленных на 
формирование культурно-
Методы исследования:
-беседа
-анкетирование
-наблюдение.
          База исследования: МС(К)ОУ  № 7 «Лучик» компенсирующего 
вида г. Тирасполь.                    
 
Глава I. Концептуальные основы формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушениями интеллекта.
Многолетний опыт работы специалистов с детьми с нарушением интеллекта показал, что потенциальные возможности их развития довольно значительны. В специальной педагогике и специальной психологии приведено множество сведений о развитии детей с умственной отсталостью.
Категория детей с нарушением 
интеллекта представляет собой разнородную 
группу детей, имеющих общие черты, 
главной из которых является психофизический 
дефект, обусловленный органическими 
нарушениями центральной 
Для всех детей данной категории помимо их позднего развития и снижения интеллектуальной деятельности характерны нарушения всех сторон психики: мышления, речи, памяти, внимания, моторики, эмоционально-волевой сферы.
Анализируя развитие детей 
с нарушением интеллекта с раннего 
возраста, специалисты отмечают, что 
у них снижены активность и 
ориентировочная деятельность, смещена 
система потребностей в сторону 
усиления примитивных, физиологических. 
Слабая активность, моторная недостаточность 
детей приводят к нарушениям в 
овладении ими предметными 
В поведенческих реакциях 
детей с интеллектуальными 
Другая группа детей демонстрируют резко противоположную форму поведения. Они чрезвычайно медлительны, нуждаются в постоянной стимуляции к деятельности, на занятиях пассивны. У пассивных детей на общем фоне поведения преобладают вялые реакции. Эти дети не обращаются с вопросами к педагогу, не пытаются дать ответ на поставленный вопрос, хотя могут правильно ответить. Во всякую деятельность они включаются лишь после того, как педагог повторит задание, дополнительно «простимулирует» ребенка в процессе выполнения задания. Такие пассивные дети в группе обычно дисциплинированны, спокойны, исполнительны. На измененные внешние условия они часто реагируют еще большей замкнутостью, уходом в себя, нередко нарастанием заторможенности, вялости, крайней стеснительностью.
В России нарушение интеллекта обычно выявляется и диагностируется рано, до года или в самые первые годы жизни ребенка, структура дефекта, темп и характер дальнейшего развития у каждого конкретного ребенка могут иметь значительные индивидуальные особенности.
Состояние детей с интеллектуальной недостаточностью с первых дней жизни характеризуется недоразвитием. В младенческом возрасте эти дети начинают позже держать голову, самостоятельно переворачиваться, сидеть. Ходьбой овладевают после 2 лет.
Моторная недостаточность 
у различных групп детей 
У детей с интеллектуальной недостаточностью нарушены все стороны психики: восприятие, внимание, мышление, память, речь, эмоционально-волевая сфера.
Для этих детей характерно поверхностное восприятие, т. е. восприятие предметов в целом. Они не анализируют воспринимаемый предмет, не сравнивают и не сопоставляют его с другими предметами. Это проявляется в резком контрасте между восприятием простого и несколько усложненного материала. Обиходные, привычные предметы дети воспринимают и различают достаточно хорошо. Отсутствие целенаправленных приемов анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных способов действия у этих детей приводит к тому, что их деятельность приобретает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер.
Внимание детей с 
Изучение психики детей 
с интеллектуальной недостаточностью 
показало, что логическая и механическая 
память у них крайне неразвиты. При 
запоминании связного текста характерна 
тенденция к улучшению 
Наиболее резко недоразвитие 
детей проявляется в 
Дети с умственной отсталостью способны к самым элементарным обобщениям. При обучении они научаются объединять предметы в категориальные группы (овощи, фрукты, одежда, животные, мебель и т.д.).
Эти обобщения образуются с большим трудом, только в результате специального обучения. Огромные затруднения вызывают такие виды работ, как рассказывание по сюжетной картинке, определение последовательности собственных действий и др. Однако, как правило, обобщение дети связывают с собственным жизненным опытом.
У всех детей данной категории отмечается сниженная работоспособность, вялость, неадекватность и пассивность эмоциональных проявлений выявляются на самых ранних этапах их развития.
Типичным для детей 
с интеллектуальными 
Исследователи (С. Д. Забрамная, А. Р. Маллер и др.) отмечают относительную сохранность эмоциональных проявлений. Оказываются чувствительны к оценке своей личности и поступков другими людьми. Могут бурно проявлять радость при похвале, а при порицании часто обижаться, быть вспыльчивыми и агрессивными. Вместе с тем у всех детей эмоции не отличаются многообразием и дифференцированностью: им свойственна «тугоподвижность» эмоциональных проявлений.
1.2 Понятие о 
культурно-гигиенических 
С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, раздевание и одевание, прием пищи, пользование туалетом и пр.