Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:00, курсовая работа
Предмет исследования: влияние семейного воспитания на отклоняющееся поведение подростков
Гипотеза исследования: стиль семейного воспитания оказывает влияние на отклоняющееся поведение подростков.
Цель исследования: рассмотреть влияние стилей семейного воспитания на отклоняющееся поведение подростков
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ  СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И  ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 4
1.1 Общая характеристика подросткового  возраста. Девиантное поведение  подростков: причины отклоняющегося  поведения 4
1.2  Семья и стили семейного воспитания 4
1.3 Методы воздействия семьи на  подростков 4
Выводы  по первой главе 4
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ  ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ОТ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 4
2.1 Организация и методы проведения  исследования 4
2.2 Обработка и анализ результатов  исследования 4
2.3 Рекомендации родителям и педагогам 4
Выводы  по второй главе 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Министерство образования РБ
УО «Белорусский государственный педагогический университет им.М.Танка»
Курсовая работа
На тему:
«Влияние стилей семейного воспитания на отклоняющееся поведение подростков»
Выполнила студентка
Заочного отделения ф-та психологии
4 курса 043 группы
Минск 2012
 
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 
1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 
1.1 
Общая характеристика 
1.2  
Семья и стили семейного 
1.3 Методы воздействия семьи на подростков 4
Выводы по первой главе 4
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ОТ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 4
2.1 
Организация и методы 
2.2 
Обработка и анализ 
2.3 
Рекомендации родителям и 
Выводы по второй главе 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
 
Подростковый возраст 
– это время становления 
«Согласно статистике, 8 % всех преступлений в нашей стране совершается именно несовершеннолетними. Большая часть из них, естественно подростки. Ведь этот возраст самый сложный период в жизни человека. Период выбора жизненного пути, время сомнений и пересмотра своих жизненных позиций. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением от нормы, а не симптомом заболевания. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой.
Психологический аспект проблемы исследования состоит в недостаточной изученности, как причин подросткового отклоняющегося поведения, так и особенностей его проявления: недостаточно работ, где бы исследуемый феномен раскрывался во всей его целостности, как правило, изучаются его отдельные аспекты (сущностные признаки, пути, средства коррекции и профилактики).
Актуальность работы состоит в том, что проблема влияния семейного воспитания на отклоняющееся поведение подростков весьма актуальна в наши дни. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, - это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.
!!!!!!Объект исследования: семья и воздействие семьи на подростков ( некорректно!!!!)
Предмет исследования: влияние семейного воспитания на отклоняющееся поведение подростков
Гипотеза исследования: стиль семейного воспитания оказывает влияние на отклоняющееся поведение подростков.
Цель исследования: рассмотреть влияние стилей семейного воспитания на отклоняющееся поведение подростков
Задачи исследования:
Методы исследования:
Методики исследования: !!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в работе специалистов системы образования для психопрофилактических и просветительских целей.
Эмпирическая база: СШ № 215 г. Минска. Всего 60 человек. Родители 30 человек. (расписать)!!!!!!!!
Структура работы: Курсовая работа содержит введение, общую характеристику работы, две главы, заключение, список использованных источников.
 
«Подростковый возраст длится от 10-11 до 14-15 лет, он отличается перестройкой всех структур организма, как психическими, так физиологическими изменениями. В этот период взрослеющий ребенок задает себе вопрос: «Кто я?» и ищет ответ на него» [1, с. 22].
У подростка возникают трудности в отношениях со взрослыми в силу его негативизма и упрямства. Он ищет другие области проявления себя, кроме семьи. Ведущий тип деятельности в этом возрасте - общение со своими сверстниками. Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Поэтому подросток ищет друга, того, кто может понять. Часто в этом возрасте ведутся дневники, чтобы иметь возможность свободно выражать свои переживания, мысли, сомнения.
Главные новообразования 
этого возраста: открытие "Я", возникновение 
рефлексии, осознание своей 
У подростков отмечается неустойчивость в эмоциональной сфере. Для них характерна легкая возбудимость, смена настроений и переживаний.
«Можно выделить следующие 
психологические нормативные 
- отделение от родителей 
и обретение подлинной 
- преодоление кризиса идентичности, ролевой диффузности («самоидентификация»);
- новый этап социализации 
в среде сверстников, 
- принятие растущей 
Проблемы, возникающие у подростков, чаще всего касаются: взаимоотношений в группе сверстников; взаимоотношений с лицами противоположного пола; взаимоотношений с родителями; взаимоотношений с учителями; вопросов осознания собственной личности; трудностей в учебе; необходимости найти выход из какой-либо затруднительной ситуации. (Откуда этот абзац?? Кто автор??)
Поэтому он расширяет сферу своих социальных контактов, выходя за пределы семьи. Этот процесс облегчает поддержка со стороны семьи, уверенность в ее стабильности и надежности.
В подростковом возрасте личность еще не сформирована. Любое вмешательство в жизнь подростка вызывает тревогу и воспринимается им как угроза его целостности. Наступает половое созревание.
Родители больше не обладают всей полнотой власти и должны считаться с все возрастающей компетентностью подростка. В связи с этим им необходимо предоставить ему больше автономии и быть более гибкими в принятии его возрастающей независимости.
Подытожив, следует сказать, что подростку предстоит пройти свой кризис идентичности. При этом следует пребывать в разных социальных ролях для того, чтобы адаптироваться к взрослой жизни.
Проблема отклоняющегося 
поведения крайне важна и актуальна 
в настоящее время, учитывая общесистемный 
кризис нашего общества. «Напряженная, 
неустойчивая социальная, экономическая, 
экологическая, идеологическая обстановка, 
сложившаяся в последнее время 
в нашем обществе, обусловливает 
рост различных отклонений в личностном 
развитии и поведении растущих людей. 
Размытость норм, ослабление социальной 
регуляции искажает культурные и 
духовные устои. Особую тревогу вызывают 
не только прогрессирующая отчужденность 
детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. 
Таким образом, период подросткового 
и раннего юношеского возраста сегодня 
– один из наиболее сложных в 
социальном и психологическом отношении. 
Среди пограничных 
Поэтому особый интерес, как 
для психологов-исследователей, так 
и для психологов-практиков 
«Девиантным называют поведение, отклоняющееся от действующих социальных норм. Его определяют как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде отклонения от нравственного или эстетического контроля над собственным поведением. Это определение охватывает широкий круг расстройств: асоциальные действия (воровство и т.п.), постоянные конфликты, лживость, уходы из дома, бродяжничество, гомосексуализм, наркомания, преступления, связанные с насилием и т.д.» [18, c. 64].
По мнению И.А.Фурманова [28] отклонения в поведении рассматриваются как один из способов адаптации подростка. Мотивационная, волевая и другие сферы личности подростка с отклоняющимся поведением имеют специфические черты. Для понимания психологической стороны делинквентности !!!!!!! (работа не о делинквентности, а об отклоняющемся поведении!!!!!) необходимо осветить каждую из них.
Дифференция мотивации, разработанная А.Маслоу, разделяет мотивы «дефицита» и мотивы «роста». Мотивы «дефицита» возникают, когда человек испытывает неудовлетворённость, недостаток в определённых условиях существования и функционирования. Наиболее характерными мотивами дефицитарного типа являются мотивы, связанные с жизнеобеспечением, комфортом и безопасностью. А наиболее типичные мотивы «роста» связаны с творческими процессами, с потребностью самореализации и самоактуализации [11, с. 50].
Дети с отклоняющимся 
поведением характеризуются преобладанием 
дефицитарных мотивов над мотивами 
роста. Это свидетельствует о 
неудовлетворённости её в безопасности 
и в социальных связях. Такие дети 
постоянно пребывают в 
В результате неудовлетворения мотивов роста, которые сами по себе не являются доминирующими, могут возникать такие состояния, как апатия, отчуждение, цинизм, ненависть, скептицизм, безответственность и утрата смысла жизни.
Эмоции принято разделять на стенические (повышают жизнедеятельность) и астенические (окрашенные негативными тонами).
Подавляющее большинство детей с нарушениями поведения отличают серьёзные отклонения в эмоциональной сфере в виде расстройств невротического, психического, депрессивного характера, а также в виде парадоксального сочетания стенических (тревожности, раздражительности) и астенических (тревожных, фобических) реакций [11, с. 52].
В зависимости от отклонений и особенностей эмоциональной сферы можно выделить целый ряд категорий подростков.
«Подростки с невротическими тенденциями. Общей характеристикой таких подростков является высокая тревожность, возбудимость в сочетании с быстрой истощаемостью, повышенная чувствительность к раздражителям, а также общая астеническая направленность эмоциональной сферы» [14, с. 33].
«Подростки с психотическими тенденциями. Отличительной особенностью этих подростков является психическая неадекватность личности. Общим для них является повышенная напряженность и возбудимость, чрезмерная забота о собственном престиже, болезненная реакция на критику и чрезмерное самомнение. Они характеризуются аутичностью, обособленностью, отгороженностью от событий окружающего мира» [16, с 47].
Ситуативно возникающие эмоции из-за низкого контроля над ними смешиваются с фоновыми переживаниями или другими ситуативными эмоциями. Поэтому любое событие, связанное с психическим напряжением, может породить у них несколько противоречивых чувств и эмоций, которые они не считают нужным сдерживать или скрывать от окружающих.
Они находятся в постоянном 
внутреннем конфликте с собой, напряжены 
вне зависимости от напряженности 
реальной ситуации, что может прорываться 
без внешнего повода в неожиданные 
аффективные реакции 
«Подростки с депрессивными тенденциями. Отличительной особенностью таких подростков является тоскливое настроение, угнетённое состояние, сниженная психическая и двигательная активность, склонность к соматическим нарушениям, более слабая адаптация к ситуационным событиям и психотравмирующим переживаниям. Отличаются непослушанием, леностью, неуспеваемостью, драчливостью, убегают из дома» [16, с. 50].
Все обозначенные группы подростков имеют ярко выраженные нарушения в нравственной сфере, склонны к непостоянству, уклонению от выполнения своих обязанностей, игнорированию социальных правил, требований и норм. Пренебрежительно относятся к моральным ценностям.
Неблагоприятное эмоциональное 
состояние у некоторых 
Информация о работе Влияние стилей семейного воспитания на отклоняющееся поведение подростков