Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:39, дипломная работа
В анализируемой нами работе цель исследования: выявление и теоретическое обоснование особенностей влияния школы на здоровье учащихся.
В данном исследовании была выдвинута следующая гипотеза: на состояние здоровья школьников большое влияние оказывают созданные психолого-педагогические условия в общеобразовательном учреждении.
Для реализации цели исследования и подтверждения гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
              - систематизация и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме здоровья детей;
              - изучение особенностей влияния школы на здоровье учащихся;
              - выявление основных причин ухудшения здоровья школьников;
              - разработка психолого-педагогических рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях школы.
ВВЕДЕНИЕ              ..3
ГЛАВА 1. ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………….……………………….7
              1.1. Роль общеобразовательного учреждения в сохранении и укреплении здоровья школьников……………………………….............7
                1.2. Основные    причины   ухудшения   здоровья   детей    в   условиях
школы…………………………………………………………………….23
1.3.  Психолого-педагогический  анализ  изучения    здоровьесберегающих  технологий……………………………………..39
     Выводы………………………………………………………………...……..48
 
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ШКОЛЫ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ…….…50
 
              2.1. Выявление основных причин ухудшения состояния здоровья детей в общеобразовательных учреждениях……………………….....50
              2.2. Психолого-педагогические рекомендации по сохранению и
укреплению здоровья детей в условиях школы……………………….65
       Выводы……………………………………………………………………68
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ              .69
ЛИТЕРАТУРА              .. 72
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
СИБАЙСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра педагогики
                            
                              
Зав. кафедрой __________ А.М. Кумушкулов
                              
Сайфуллиной Галины
студента 6 курса (ОЗО)
ВЛИЯНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
     НА 
ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ 
 
Научный руководитель:
Кумушкулов Азамат Миннигалеевич,
     кандидат 
педагогических  наук, доцент 
 
 
 
     Сибай  
2010 
Педагогический 
факультет 
                                                     
                              
студента 6 курса (ОЗО)
                              
                  
Сайфуллиной Галины 
 
     ЗАЯВЛЕНИЕ 
      Прошу 
закрепить за мной выпускную квалификационную 
работу на тему: «Влияние 
общеобразовательной 
школы на здоровье учащихся» 
 
Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент
Кумушкулов Азамат Миннигалеевич
     (фамилия, 
имя, отчество, ученая степень, 
ученое звание) 
 
 
Дата:   
1.10. 2009 г.                      
Подпись студента: ____________ 
 
 
 
Научный руководитель: «Согласен» ___________
                              
Дата: 1.10. 2009 г.
     Решение 
кафедры:    «Утвердить» 
     Зав. 
кафедрой: _________________________ 
     Дата: 
1.10. 2009 г.                       
 
 
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
 
ВВЕДЕНИЕ ..3
ГЛАВА 1. ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………….……………………….7
   1.1. 
Роль общеобразовательного учреждения 
в сохранении и укреплении здоровья школьников………………………………........
  
 1.2. Основные    причины   ухудшения   
здоровья   детей    в   
условиях 
школы…………………………………………………………………
1.3. Психолого-педагогический анализ изучения здоровьесберегающих технологий……………………………………..39
      
Выводы………………………………………………………………
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ВЫЯВЛЕНИЮ 
ВЛИЯНИЯ ШКОЛЫ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ…….…50 
2.1. Выявление основных причин ухудшения состояния здоровья детей в общеобразовательных учреждениях……………………….....50
  2.2. 
Психолого-педагогические рекомендации 
по сохранению и 
укреплению здоровья детей в условиях 
школы……………………….65
       
Выводы………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .69
ЛИТЕРАТУРА .. 72
ПРИЛОЖЕНИЕ .76 
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Здоровье - одна из предпосылок полноценной жизни человека. Не случайно на вопрос о том, что является более ценным для человека - богатство или слава, один из древних философов ответил: - «Ни богатство, ни слава ещё не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».
      Это 
одна из важнейших человеческих ценностей. 
Хорошее здоровье является предпосылкой 
к творческой активности и наиболее 
полному самовыражению 
      Ценность 
здоровья очевидна. Но на данном этапе 
развития общества социальная политика 
государства неадекватна 
Растет уровень заболеваемости опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы, эмоционально-волевой сферы человека. Подверженность различным заболеваниям стала постоянным спутником жизни современного и подрастающего поколения [3; 8; 14].
Бесстрастная статистика заявляет, что до 90% выпускников школ покидают её стены хронически больными, хотя пришли в школу здоровыми. К тому же и больных детей приходит в школу сегодня все больше и больше с самыми различными заболеваниями: от желудочно-кишечных до сердечнососудистых, от нарушения осанки до слепоты. Исследования медиков утверждают, что только за год пребывания в первом классе школьник теряет 20 % своего здоровья [1; 31].
От 1/3 до половины школьников к концу окончания школы страдают неврозами, от половины до 2/3 становятся аллергиками, то есть уже не способны нормально существовать без постоянной медицинской и фармакологической поддержки. Наконец, от 2/3 до 4/5 школьников имеют серьезные хронические проблемы с ухом - горлом - носом, зрением, позвоночником, а также заболеваниями урологического и гинекологического характера [46; 54].
Конечно, многое в проблеме здоровья детей в последние годы можно отнести за счет ухудшения социально-экономического положения страны: миграция и безработица, рост числа социально-неблагополучных семей, ухудшение структуры питания, кризис ценностей, падение нравственности; и проблема здоровья казалось бы, должна идти по линии учреждений не столько образования, сколько здравоохранения. Однако масштабы заболеваемости таковы, что не могут не сказываться на эффективности системы народного образования в целом, причем ряд заболеваний прямо связан с «накладками» школьной жизни. Ещё Л.С. Выготский в 20-е годы ХХ века писал, что «... ребенок этого возраста (школьного) не только может быть охарактеризован как школьник, но и болезни его - это «школьные болезни» по преимуществу, то есть болезни, в которых выражаются неблагоприятные влияния обучения на ребенка».
По официальным данным Института возрастной физиологии РАО, «сама школа является причиной до 40 % всех факторов, ухудшающих условия существования детей» [31,с. 321].
Школа, как отличают ученые, должна содействовать успешной социализации детей, должна помочь им найти свое место в обществе и в полной мере реализовать себя. На самом же деле в современных условиях,
 
именно она вносит свой вклад в появление больных детей, и стала своего рода патогенным фактором.
     Такое 
стремительное ухудшение 
Проблемой нашей исследовательской работы является поиск ответа на вопрос: каково влияние школы на здоровье учащихся.
В анализируемой нами работе цель исследования: выявление и теоретическое обоснование особенностей влияния школы на здоровье учащихся.
В данном исследовании была выдвинута следующая гипотеза: на состояние здоровья школьников большое влияние оказывают созданные психолого-педагогические условия в общеобразовательном учреждении.
Для реализации цели исследования и подтверждения гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
- систематизация и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме здоровья детей;
- изучение особенностей влияния школы на здоровье учащихся;
- выявление основных причин ухудшения здоровья школьников;
- разработка психолого-педагогических рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях школы.
Объектом исследования является - здоровье школьников.
     Предмет     
исследования - условия общеобразовательного 
учреждения, которые влияют на здоровье 
школьников. В ходе исследования были 
использованы следующие методы: 
 наблюдение, беседа, синтез, анализ, 
ранжирование, тестирование, анкетирование 
и т.д. 
Этапы исследования:
3 этап - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования (январь-февраль 2010 года).
4 этап - проведение опытно-экспериментальной работы (март-апрель 2010 года).
5 этап - оформление дипломной работы (май 2010 года).
Научная новизна дипломной работы состоит в том, что выявлены и научно обоснованы психолого-педагогические условия влияния школы на здоровье учащихся и даны рекомендации по данной проблеме.
Теоретическая значимость: систематизирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме, исследованы основные причины ухудшения здоровья учащихся в условиях школы.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что материалами, накопленными в ней, могут воспользоваться студенты педагогических учебных заведений, учителя, педагоги-психологи при изучении данной проблемы.
База исследования – МОУ СОШ с. Ильчино Учалинского района РБ.
Дипломная работа состоит из двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
 
ГЛАВА 1. ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Роль общеобразовательного учреждения в сохранении и укреплении здоровья школьников
 
     Термин 
«здоровье» невозможно сформулировать 
однозначно. В настоящее время насчитывается 
более 60 определений этого понятия. Но 
ни одно из них не может раскрыть его в 
полном объеме. Это и понятно, потому что 
сам человек неоднозначен не только внешне, 
но и внутренне.
В очень отдаленные времена здоровье определяли как отсутствие болезни. Исходили из такой альтернативы: если человек не болен, значит, он здоров. Однако жизнь не стоит на месте. Современного человека уже не устраивает только отсутствие болезни. Понятие о здоровье трансформировалось в более широкое представление о человеке, как о существе более социальном, нежели биологическом. Оно обогатилось таким понятием, как «благополучие».
Трактовка понятия «благополучие» затрагивает все стороны жизни человека. «Человек находится в состоянии совершенно полного благополучия, когда гармонично сочетаются физические, социальные, психические (интеллектуальные), духовные, эмоциональные составляющие его жизни. Каждый в отдельности и все вместе они оказывают самое существенное влияние на здоровье и благополучие человека, на полноценность его жизни» [30, с. 3-5].
Информация о работе Влияние общеобразовательной школы на здоровье учащихся