Студентка: Глинчук Н.С.
Группа: ОБУ-21
Влияние индивидуальных различий на 
поведение студентов 
 
Актуальность работы 
состоит в том, что социальное поведение 
людей, в частности студентов, занимает 
наиважнейшее место в жизни и потому его 
развитие требует особое внимание. Поведение 
включает в себя не только взаимодействие 
человека с другими людьми, но и с окружающим 
нас  миром вещей, которые приобрели свое 
смысловое значение и статус благодаря 
обычаям и традиционным занятиям, свойственным 
определенной культуре.
Все мы ведем себя по-разному 
в различных ситуациях. Но, не смотря на 
то, что все мы разные, поведение каждого 
из нас все же можно подвести под определённую 
поведенческую модель, со своими характерными 
особенностями. Определив к какой модели 
относится человек, несомненно, можно 
будет увеличить шансы в достижении успеха 
в процессе коммуникации. Появляется возможность 
найти подход к каждому из студентов чтобы 
максимизировать его умственную и другую 
деятельность.  
В данной работе мы 
рассмотрим различное поведение студентов 
в зависимости от их индивидуальных качеств. 
И постараемся выявить зависимость между 
поведением и индивидуальными характеристиками 
студентов опираясь на модель индивидуальных различий  “D.I.S.C.”.
Для начала разберемся 
что же такое поведение.
Поведение – это манера, 
в которой человек действует или бездействует. 
«Поведение может быть сознательным или 
бессознательным, видимым или скрытым, 
преднамеренным или непроизвольным».
Основные составляющие 
поведения:
  вербальная составляющая: 
  слова, смысл слов, манера речи, интонация,
 
  невербальная составляющая: 
  язык тела (жесты, взгляд, походка),
 
  манера одеваться и подбирать 
  аксессуары.
 
Откуда берется поведение? 
«Колин Пауэлл однажды сказал, что величайшая 
сила человека кроется в его характере. 
Характер, в свою очередь, находится под 
влиянием индивидуальных ценностей человека. 
Ценности выражаются не словами, а постоянно 
повторяющимися поступками человека». 
Следовательно, поведение является лишь 
поверхностным отражением неких скрытых 
составляющих человеческой личности. 
Поведение – это лишь выражение каких-либо 
внутренних качеств человека.
Марстон определил 
четыре первичные эмоции, лежащие в основе 
мотивации и поведения людей. Все эти четыре 
эмоции свойственны всем людям без  исключения, 
но у разных людей они проявляются в разной 
степени.
В упрощенном изложении 
модель DISC базируется на двух основных 
критериях:
  - как человек воспринимает 
  среду, в которой действует (как благоприятную 
  или как враждебную);
 
  - как человек действует 
  или реагирует в конкретных ситуациях 
  (активно или реактивно).
 
Первый поведенческий 
тип «D» от Dominance (Осуществлять 
контроль над чем-либо или кем-либо; Доминировать).
Особенности людей 
данного типа:
  -  «D» — это решительные, 
  волевые и целеустремленные люди. Ключевой 
  мотиватор – победа, демотиватор – поражение.
 
  - «D» любят браться за 
  трудные задачи, комфортно себя чувствуют 
  в сложных изменчивых условиях, любят 
  активный отдых.
 
  - «D» быстро принимают 
  решения, быстро ориентируются в ситуации.
 
  - «D» очень азартны, 
  соревновательны.
 
  - «D» не хватает терпения, 
  дипломатичности, им трудно ладить с людьми.
 
  - В стрессе «D» склонны 
  к агрессии.
 
В пример 
доминирующего поведения в студенческой 
среде можно привести: «Если студент узнает, 
что его конкурент обходит его в учебе 
или какой-либо активной деятельности 
в жизни вуза, он незамедлительно задействует 
всю свою огромную энергию и личные качества 
для достижения превосходства над соперником 
и возвращения превосходства в этой деятельности». 
Студенты такого типа 
обычно являются очень активными, участвуют 
во всех мероприятиях учебного заведения, 
входят в студенческий совет, очень инициативны 
как в учебной так и вне учебной деятельности, ориентированы 
на широкую специализацию и разностороннюю 
профессиональную подготовку.
Второй поведенческий 
тип называется «I» от английского Inducement (Влиять 
для того, чтобы вызвать определенное 
действие; Лидировать, вести за собой).
Особенности людей 
данного типа:
  - Главный мотиватор «I»  — признание. Им важно внимание и одобрение других людей.
 
  - «I»  любят находиться среди людей, они хорошие рассказчики, душа коллектива.
 
  - «I»  позитивны и доброжелательны.
 
  - «I»  обладают нестандартным мышлением, они креативны, любят все новое.
 
  - «I»  импульсивны, не любят копаться в деталях и цифрах.
 
  - Большой недостаток 
  «I»  — отсутствие пунктуальности.
 
  - В стрессе «I»  становятся навязчивыми.
 
Студенты данного типа очень схожи с 
предыдущим типом, но со своими характерными 
особенностями. Среди этого типа даже 
чаще, чем среди предыдущего, встречаются 
харизматичные личности, лидеры. Обычно 
такие студенты присутствуют на всех мероприятиях 
и не только, их можно увидеть абсолютно 
везде, и именно такие студенты ведут за 
собой остальных, не очень то активных, 
потому что с ними интересно, потому что 
они  зажигают своим энтузиазмом, превращают 
каждый день в праздник.
Третий поведенческий 
тип называется «S» от английского 
слова Steadiness (Уступать; 
Отдавать должное авторитету или силе, 
сдаваться; Быть послушным).
Особенности людей 
данного типа:
  - Главный мотиватор «S» – предсказуемость, демотиватор – перемены.
 
  - «S» очень внимательно 
  и чутко относятся к людям, они – природные 
  психологи.
 
  - «S» содержат свои дела 
  и вещи в идеальном порядке.
 
  - «S» с удовольствием 
  выполняют рутинную работу.
 
  - «S» очень трудно сказать  «нет» другому человеку, в стрессе им свойственно соглашательство.
 
  - «S» довольно трудно 
  диагностировать, так как им свойственно 
  подстраиваться под собеседника.
 
К такому типу относятся 
очень умные студенты, любящие учится, 
они всегда являются опорой группы, часто 
вытягивая её на занятиях. Так как они 
очень уступчивы и доброжелательны, они 
с удовольствием помогают остальным, как 
в учебе, так и в каких-либо других вопросах. 
Они чутко и внимательно 
относятся к людям, для них очень важны 
их отношения с семьей, одногруппниками, 
друзьями и преподавателями. В группе 
да и во всем вузе обычно находятся со 
всеми в хороших отношениях.
Четвертый 
поведенческий тип  — «С» от английского Compliance (Действовать 
в соответствии с чем-либо; Быть обходительным, 
почтительным).
Особенности людей 
данного типа:
  -  «С» — замкнутые и 
  сдержанные люди.
 
  - «С» обладают даром 
  замечать и анализировать детали и факты.
 
  - Главный мотиватор «С» — желание быть правым. Более всего они боятся ошибиться.
 
  - «С» трудно обмануть, 
  они не доверяют никому.
 
  - «С» осторожны и аккуратны, 
  часто чрезмерно скрупулезны.
 
  - На стресс «С» реагируют 
  уходом в себя, замыкаются.
 
Студенты такого типа, 
встречаются реже остальных. В группе 
они обычно мало заметны, не общительны. 
Но это не мешает им довольно хорошо учиться. Они стоят 
в стороне, смотрят на то как ведут себя 
другие. Они наблюдают, анализируют. Они 
обладают уникальной способностью замечать 
малейшие детали и подробности. То, на 
что не обращают внимания другие, — это 
их ключ к успеху. Это – их уникальный 
талант. Именно благодаря этому они могут 
преуспевать в учебе в отличие от остальных.
В заключении можно 
сказать, что действительно индивидуальные 
характеристики студентов, да и людей 
в общем, самым главным образом влияют 
на их поведение. Так как именно характер 
человека является основополагающим его 
мыслей и в следствии поступков.
Так же можно сказать, 
что рассмотренные виды поведения студентов 
раскрывают лишь общую суть вопроса. На 
самом же деле если студенты относятся 
к какому-либо одному из этих типов, то 
это ещё не значит они одинаковы. Каждый 
тип можно разделить ещё на нескольких 
в зависимости от степени проявления признаков, 
которые характерны для него.
 
Список источников
  - Дубровина И.В. Психология: 
  Учебник для труд. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 464 с.
 
  - Питер Урс Бендер, Роберт А. Трач, «Секреты эффективной межличностной коммуникации», Попурри, Минск, 2006, с.271
 
  - http://vocabulary.ru/dictionary/3/word/individualnye-razlichija