Филиал негосударственного 
образовательного учреждения    
высшего профессионального 
образования
                    
«Московский психолого-социальный университет»
                          
в г. Рославле Смоленской обл.
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая работа
по дисциплине «Клиническая 
психология»
 
на тему: «Вклад В.М.Бехтерева 
в развитие клинической психологии в России»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнила студентка группы 
10/ПЗ  Специальности « Психология»
Зеленкова А.Л.
Преподаватель: Семакова Е.В.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рославль, 2014
Содержание
 
 
 
 
Введение 
 
Становление клинической психологии 
как одной из основных прикладных отраслей 
психологической науки неразрывно связано 
с развитием как самой психологии, так 
и медицины, физиологии, биологии, антропологии; 
ее история начинается с античных времен, 
когда психологические знания зарождались 
в недрах философии и естествознания.
Сегодня клиническая психология 
является самой популярной из прикладных 
отраслей психологической науки. Так, 
в Американской психологической ассоциации, 
наиболее многочисленной и влиятельной 
психологической организации в мире, семь 
из восьми подразделений занимаются теоретическими 
и прикладными проблемами психического 
здоровья. В нашей стране бум клинической 
психологии только начинается. Огромный 
дефицит специалистов этой области в здравоохранении 
постепенно начинает восполняться за 
счет увеличения курсов и кафедр в вузах, 
обучающих клинических психологов. Образуются 
ассоциации психологов, способствующие 
консолидации специалистов для решения 
организационных, методических и практических 
проблем. Интерес к этой области знания 
постоянно растет. В рейтинге, проведенном 
американским журналом «Деньги», психология 
занимает четвертое место в списке 50 наиболее 
перспективных профессий XX в.
Целью нашей работы является 
изучение вклада В.М.Бехтерева в развитие 
клинической психологии в России.
Задачами нашей работы являются:
  - Изучение методической литературы 
  по данной теме.
 
  - Определение научного вклада В.М.Бехтерева в развитие клинической психологии в России.
 
 
 
 
Глава 1. Клиническая 
психология
 
1.1.Развитие клинической психологии 
 
Значительный вклад в развитие 
клинической психологии внесла «ленинградская 
школа», в основании которой стояли В. 
М.Бехтерев, затем В.Н.Мясищев, которую 
сохранили и развили их ученики: М. М.Кабанов, 
Б. Д.Карвасарский, Л. И.Вассерман и благодаря 
которым была создана и функционирует 
до сих пор проблемная комиссия «Медицинская 
психология» РАМН (с 1985 года Г. В.Залевский 
является ее членом).
В 1907 г. Бехтерев организовал 
Психоневрологический институт, на базе 
которого была создана сеть научно-клинических 
и научно-исследовательских институтов, 
в том числе и первый в России Педологический 
институт. Это позволило Бехтереву связать 
практические и теоретические исследования, 
что было особенно необходимо в тот период, 
период формирования экспериментальной 
психологии в России. Развитие экспериментального 
подхода, его глубокое изучение и освоение 
в процессе профессиональной подготовки 
психологов выявили особенности и преимущества 
ленинградской школы, на фоне которой 
оказали несомненно большое влияние идеи 
Бехтерева Владимира Михайловича. В 1918 
г. - им был создан институт по изучению 
мозга и психологии деятельности. Бехтерев 
работал в области невропатологии и психиатрии. 
Им были исследованы многочисленные симптомы, 
относящиеся к патологии чувствительности, 
в ряде работ делается попытка теоретического 
осмысления природы гипноза. Для диагностики 
и повышения эффективности лечения широко 
использовал эксперимент. Работа этих 
институтов продолжалась и после революции, 
причем в 20-е годы были созданы лаборатории 
индивидуальной и генетической рефлексологии, 
которые возглавили ученики Бехтерева 
– В. Н. Мясищев и Н. М. Щелованов.
В. Н. Осипова и В. Н. Мясищев 
одними из первых попытались дать классификацию 
трудных детей, исходя из их личностных 
особенностей, под которыми они понимали 
не только индивидуальные черты, но и тип 
воспитания в семье. Подчеркивая важность 
семьи и типа семейного воспитания для 
анализа причин появления трудностей 
и их коррекции, В. Н. Мясищев совместно 
с П. Г. Бельским провели классификацию 
типов семей и определили виды коррекционной 
работы с детьми и родителями. При этом 
В. Н Мясищев, как и П. П. Блонский, был одним 
из тех, кто начал изучение трудных детей 
в условиях педагогического процесса. 
В трудах учеников и сотрудников Бехтерева 
– Б. Г. Ананьева (1907 - 1972) и В. Н. Мясищева 
(1893 - 1973) закладывались основы комплексного 
исследования человека, его психофизической 
природы, его отношений с миром. Возглавляя 
в 20-е годы лабораторию индивидуальной 
рефлексологии, Мясищев открыл важные 
закономерности становления индивидуального 
стиля деятельности, выделили и описал 
несколько типов личности. Он доказывал, 
что психология личности должна основываться 
на данных типологии и дифференциальной 
психологии. Во время ВОВ Мясищев возглавил 
цикл анатомо-физиологических исследований 
микроструктурных изменений головного 
мозга, изучая последствия мозговых травм 
и ранений, их связь с нарушениями психической 
деятельности. Не прекращались и его исследования 
психологии личности. Мясищевым был предложен 
новый подход, названный им Психологией 
отношений. При этом отношения понимались 
как сознательные, избирательные связи 
человека с окружающим миром и с самим 
собой, которые влияют на его личностные 
качества и реализуются в деятельности. 
Такой целостный подход к личности, по 
мнению Мясищева, обеспечивал динамическое 
понимание личности как единства субъекта 
и объекта. В последних работах Мясищев 
развивал важную мысль о том, что настоящее, 
превращаясь постоянно в прошлое, в опыт, 
одновременно становится потенциалом 
будущего поведения личности.
Б. Г. Ананьев (1907 - 1972) – выдающийся 
ученый психолог, педагог и организатор 
науки. В качестве аспиранта начал свою 
деятельность в области психологии в институте 
мозга еще при жизни В. М. Бехтерева. Автор 
фундаментальных научных работ по теории 
психологии, по проблемам общей и педагогической 
психологии. По праву считается основателем 
и руководителем ленинградской, теперь 
санкт-петербургской, психологической 
школы, в которой были воплощены многие 
бехтеровские идеи. Воспитал талантливых 
ученых. Инициатор создания факультета 
психологии в Ленинградском (Санкт-Петербургском) 
государственном университете. Ананьев 
также выступал за целостный подход к 
проблемам психики, отразившийся в его 
исследованиях системного характера чувственного 
познания, прежде всего в исследованиях 
восприятия пространства и времени. На 
основе анализа методологии и истории 
развития психологии он доказывал необходимость 
комплексного изучения психики, разрабатывал 
принцип междисциплинарного подхода к 
проблеме человека. В основу его программы 
была положена идея об индивидуальности 
как системе, интегрирующей разноуровневые 
свойства индивида, личности и субъекта. 
Комплексный подход позволил ему пересмотреть 
исследования детского развития, включив 
их в общую картину целостного жизненного 
цикла человека. Взаимовлиянием онтогенетического 
и биографического развития объясняются, 
по его мнению, многие закономерности 
психического становления. Он также одним 
из первых начал изучение проблем зрелости 
и старения. В исследованиях, проводимых 
Ананьевым и его коллегами, были получены 
данные о гетерохронности и неравномерности 
психического развития, особенностях 
протекания психических процессов в период 
зрелости. Тем самым было положено начало 
психологической акмеологии в нашей стране.
Опубликовал труды по:
- Психологии чувственного 
познания;
- Психологии воли;
- Психологии характера;
- Нейропсихологической регуляции;
- Половому диморфизму;
- Психологической эволюции 
человека.
В 1927 г. Ананьев был принят в 
лабораторию рефлексологии детства Института 
мозга, а в 1929 г. стал аспирантом этого 
института. В те годы Бехтерев и его последователи 
развивали комплексный подход к изучению 
мозга и его деятельности. Идея комплексности 
была воспринята Ананьевым и стала принципом 
его научных исканий, проявившись затем 
в системном подходе в психологии. В начале 
30-х гг. он отошел от рефлексологии. Им 
были высказаны теоретические положения 
об опосредовании фило - и онтогенеза человека 
социогенезом. В это же время Ананньев 
проводит исследования развития темперамента, 
характера и способностей школьников 
и социально психологических отношений 
учащихся в классе под влиянием педагогической 
оценки. На основе полученных данных он 
опубликовал свою первую монографию – 
«Психология педагогической оценки»; 
подготовлена рукопись «Экспериментальное 
изучение школьников» и позднее, в 1941 г. 
издана книга «Воспитание характера школьника». 
С точки зрения Ананьева, характер – это 
единство жизненной направленности и 
образа действий человека. Он образуется 
через переход внешних отношений во внутренние 
черты Þ Основа структуры характера – 
коммуникативные черты. В декабре 1941 г. 
Ананьев эвакуировался из блокированного 
Ленинграда в Казань. Здесь, а затем в Тбилиси 
он работал в госпиталях, где психологическими 
методами восстанавливалось нервно-психическое 
здоровье бойцов. В 1944 г. Ананьева пригласили 
в Ленинградский университет для руководства 
вновь созданным отделением и кафедрой 
психологии. В университете возникла самостоятельная 
психологическая школа Б. Г.Ананьева, основанная 
на его оригинальной концептуальной системе. 
Эта система – более личностное образование, 
нежели научная программа. Она содержит 
в себе результаты конкретных научных 
исследований ученого, плоды его философских 
размышлений, жизненных обобщений.
В 1959 г. Б. Ф. Ломовым была образована 
первая в стране лаборатория инженерной 
психологии (лаборатория индустриальной 
психологии). Б. Ф. Ломов (1927 - 1989) – выдающийся 
исследователь, педагог и организатор 
науки. Автор фундаментальных работ по 
теории и практики психологии, по проблемам 
инженерной и экспериментальной психологии. 
Организатор первой отечественной лаборатории 
инженерной психологии, кафедры эргономики 
и инженерной психологии. Лаборатория 
под руководством Б. Ф. Ломова проделала 
огромную работу по становлению инженерной 
психологии как психологической дисциплины. 
Были проведены фундаментальные исследования 
по проблемам обработки информации человеком-оператором, 
надежности деятельности, разработаны 
принципы учета человеческого фактора 
при проектировании различных автоматизированных 
систем управления и многие другие. Инженерно-психологические 
исследования активизировали экспериментальную 
психологию. Лаборатория стала общепризнанным 
центром инженерной психологии, объединяющим 
практически все возникшие лаборатории 
и научные группы этого направления по 
всей стране. Многие психологи и инженеры 
прошли переподготовку в лаборатории. 
Ежегодно лабораторией проводились конференции, 
симпозиумы, семинары. Она обеспечивала 
публикацию инженерно-психологических 
материалов, объем которых вряд ли был 
намного меньше, чем по всем остальным 
направлениям психологии. В стране началась 
подготовка специалистов по инженерной 
психологии, стала формироваться инженерно-психологическая 
служба. В целом роль лаборатории
Становление инженерной и социальной 
психологии, расширение поля практического 
приложения и повышение уровня психологических 
исследований показали значимость психологической 
науки для жизни и деятельности общества. 
Естественно, должна была возникнуть и 
возникла проблема психологических кадров, 
без решения которой психология не могла 
выйти на качественно новый уровень.
Открытие в 1966 г. Факультетов 
психологии в Московском и Ленинградском 
государственных университетах создавало 
реальные предпосылки для развития психологии 
как самостоятельной науки. Далее последовало 
включение психологии в официальный классификатор 
наук, создание Института психологии АН 
СССР, расширение системы подготовки психологических 
кадров, расширение психологической подготовки 
специалистов разных специальностей и 
т. п.
Еще один конкретный пример 
поворота психологии к нуждам практики. 
Идут интенсивные поиски, обеспечивающие 
коррекцию нарушений речи, мышления и 
сознания путем обращения к возможностям 
психологии. Психолог осуществляет столь 
необходимую для реабилитации больных 
точную диагностику их психического состояния, 
в частности, обеспечивая научно обоснованную 
профилактику нарушений личностного развития 
людей, входящих в группу риска. Психология, 
занимающаяся отклонениями от психической 
нормы и ее вариантами. (Б. Д. Карвасарский, 
В. В. Кришталь, И. С. Кон, Б. И. Лубовский, 
В. Н. Шкловский) – нейропсихология, основателем 
которой был Лурия А. Р. и психоневрология 
– обретают собственное место и собственную 
проблематику, а тем самым и возрастающий 
авторитет в сфере медицины, свой предмет 
и методы его изучения.
 
Отличия московской и ленинградской 
школ:
Московская  | 
  Ленинградская  | 
Положение об историко-материалистическом 
  подходе, носящем название в психологии 
  "теория деятельности"   | 
  Отличает стремление к экспериментам 
  и фактам комплексного исследования, а 
  не рассуждениям  | 
Исходный метод - метод анализа 
  предметной деятельности (Леонтьев) В 1970 
  г. впервые после длительного перерыва 
  в ЛГУ возврат к применению тестов 
  В центре внимания - личность  | 
  В центре внимания - человек 
  в его многообразии, с его потенциалом  | 
 
 
 
 
Глава 2. Вклад В.М.Бехтерева в развитие 
клинической психологии
 
2.1.В.М.Бехтерев
 
Владимир Михайлович Бехтерев (родился 
20 января по старому стилю, 1857 года в селе 
Сорали Вятской губернии, ныне село Бехтерево 
Елабужского района Татарстана; умер 24 
декабря 1927 в Москве) - крупнейший учёный: 
врач, невропатолог, психиатр, психолог, 
физиолог и морфолог.
Родился в семье станового пристава, 
рано потерял отца; мать с трудом нашла 
средства на обучение в гимназии. Окончил 
Медико-хирургическую академию в Петербурге; 
весной и летом 1877 года участвовал в военных 
действиях в Болгарии (в ходе русско-турецкой 
войны 1877-1878 гг.)
24 июля 1885 года назначен экстраординарным 
профессором и заведующим кафедрой психиатрии 
Казанского университета. Участвовал 
 в устройстве первой в России окружной 
психиатрической больницы в Казани - ввел 
в курс лечения полезную и интересную 
работу, исключил любые формы насилия 
над больными.
Возглавил кафедру  при условии организации 
научно-исследовательской лаборатории. 
Под её создание Министерство просвещения 
выделило 1000 рублей и годовой бюджет 300 
руб. Это была первая в России психофизиологическая 
 лаборатория.
Предметом изучения стало устройство 
мозга и нервной ткани. В 1885 году Бехтерев 
описал важнейшее клеточное скопление, 
входящее в состав вестибулярной системы.
В работах 1887-1892 гг. открыл и описал проводящие 
пути спинного и головного мозга, показал 
связь между отдельными участками коры 
больших полушарий и определенными внутренними 
органами и тканями - эта работа принесла 
ему мировую известность.  
Одним из первых Бехтерев применил научный 
подход к воспитанию детей раннего возраста: 
на основе изучения движений грудных детей 
показал, что формирование личности начинается 
уже в первые месяцы жизни.
Осенью 1893 года Бехтерев переехал в Петербург, 
где занял в Военно-медицинской академии 
кафедру душевных и нервных болезней. 
 Он начал преподавать невропатологию 
и психиатрию в академии и вновь открывшемся 
Женском медицинском институте.