Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 22:26, доклад
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арт-терапии является механизм сублимации. По мнению Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арт-терапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным "Я".
О методе арт-терапии……...…………………………………………….... 3
Цели……………………………………………………………...………… 5
Показания………………………………………………………………….. 6
Виды……………………………………………………………………….. 7
Возможности арт-терапии…...…………………...………………………. 8
Использование арт-терапии в работе с детьми………
Содержание 
 
Термин "арттерапия" ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятий искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.
Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
Первоначально арт-терапия возникла в контексте теоретических идей З. Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса и А.Маслоу.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арт-терапии является механизм сублимации. По мнению Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арт-терапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным "Я".
Важнейшей техникой арт-терапевтического взаимодействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия.
С точки зрения представителя гуманистического направления, коррекционные возможности арт-терапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего "Я". Создаваемые клиентом продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими.
В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, по мнению сторонников обоих направлений, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.
Арт-терапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арт-терапии.
Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.
Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие "аффекта от мучительного, к приносящему наслаждение".
 
Показания:
Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии, достаточно широк:
Арт-терапия 
эффективно работает как при консультировании 
и терапии взрослых, так детей и подростков. 
Метод не имеет ограничений и противопоказаний. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Виды:
Это далеко не весь список, т.к. количество методик арт-терапии постоянно растет.
 
Возможности арт-терапии
Наш внутренний мир наполнен образами чувств и представлениями, через которые происходит эмоциональное общение между людьми. С помощью образов чувств наше бессознательное взаимодействует с нашим сознанием. Чем глубже и интенсивнее это происходит, тем сильнее откликаются в душе зрителя и слушателя произведения искусства, рассказывающие особым языком о глубине душевной жизни.
Поэтический язык образов сновидений и фантазий, чувств и переживаний непривычен для разума логически мыслящего человека большого города, живущего на огромной скорости. Но насколько он труден, настолько он и важен, потому что знание этого языка может отрыть скрытые необъятные горизонты способностей, возможностей, ресурсов, творчества, креативности и т. п.
Арт-терапия – путь к установлению отношений. Средствами искусства человек может не только выразить себя, но и больше узнать о себе и о других людях. Строя отношения с людьми, владеющими языком звуков, красок, движений, то есть языком несловесного общения, он получает новый опыт, который может нести в жизнь, облегчая свое общение с другими людьми.
Арт-терапия – процесс осознания себя и мира. В творчестве воплощаются чувства, надежды и страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения. Творческие возможности как ребенка, так и взрослого, реализуемые в процессе арт-терапии - это его развитие, интеллектуальное, эмоциональное, раскрытие творческого потенциала, осуществление его прав на достойную жизнь, возможность преодолеть ограничения, вызванные болезнью или травмами вплоть до инвалидности.
Арт-терапия – творческий поиск. Каждый человек по-своему отвечает на вечно стоящие перед ним вопросы: "Кто я и что я ? Что такое мир, в котором я живу?" Творчество - это и есть путь, на котором ищут ответы на эти вопросы, и способы ответа и сам ответ. Переживание момента творения дает силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов.
Арт-терапия 
– как способ социальной 
адаптации. Арт-терапия особенно 
важна для людей-инвалидов, которые в силу 
физических или психических особенностей 
своего состояния зачастую социально 
дезадаптированы, ограничены в социальных 
контактах. Творческий опыт, осознание 
себя, развитие новых навыков и умений, 
позволяют этим людям более активно и 
самостоятельно участвовать в жизни общества, 
расширяют диапазон их социального и профессионального 
выбора. Развитие творческого потенциала 
человека способствует его возможностям 
принимать решения ,более успешно строить 
свою жизнь. 
Использование арт-терапии в работе с детьми:
     Факторов, 
негативно влияющих на личность ребенка, 
как показывает практика достаточно много. 
Как правило, старшие и не подозревают, 
как, казалось бы, «невинная» шутка, угроза, 
замечание, приказ, выяснение отношений 
при ребенке и т.д., влияют на психическое 
развитие и эмоциональное состояние их 
дочки или сына. И ведут себя папы, мамы, 
бабушки так не со зла, и, не желая навредить 
своему ребенку, а просто-напросто из-за 
элементарной психологической неграмотности. 
Кроме семьи, негативное влияние можно 
наблюдать, на улице, в детском саду, школе.  
 
Но, большую долю ребенок получает все-таки 
в семье. И это необязательно неблагополучная 
семья. В нормальных семьях, где родители, 
бабушки и дедушки обожают свое чадо, детям, 
хватает негативных переживаний сполна. 
Причины, этих переживаний разнообразны. 
На ребенка влияют высказывания о нем 
даже случайно им услышанные. Так бабушка, 
разговаривая с приятельницей, жалуется, 
что у внука Максима (6 лет) «дурная кровь», 
намекая на непутевого зятя. В это время 
мальчик играет рядом и как будто не слышит 
разговора. И это замечание бабушки, скорее 
всего, становится одной из причин плохого 
поведения Максима в детском саду. А он 
просто не может вести себя «хорошо». «У 
меня какая-то не такая кровь, и я просто 
не смогу быть хорошим, хотя и хочу», — 
говорит Максим на приеме. Вот такой страшный 
посыл от любящей бабушки.  
 
Еще один пример: мама, пытаясь уложить 
неугомонную Свету (4 года) спать, говорит 
ей, что если, она не уснет через несколько 
минут, то приползут жучки и накажут ее. 
И все. С этого момента, отход ко сну превращается 
в кошмар, девочке везде предвидятся злополучные 
жучки. И семья надолго забывает о спокойном 
засыпании.  
 
  События в жизни ребенка, воспринимаемые 
им негативно, сильно влияет на его поведение 
и эмоциональное состояние. Вдруг, а получается, 
что совсем не вдруг, малыш начинает капризничать, 
не слушаться старших, драться со сверстниками, 
беспокойно спать и т.д. Ребенку могут 
сниться кошмары, появляется много «лишних» 
страхов или усиливаются возрастные. По 
исследованиям отечественного психолога 
А. И. Захарова, в каждом возрасте есть 
нормативные страхи, которые постепенно 
появляются как результат психического 
развития ребенка (интеллектуального 
развития, развития воображения и т. д.).  
 
Если обстоятельства жизни ребенка складываются 
для него благоприятно, то такие страхи 
исчезают, дети из них вырастают. А при 
негативном влиянии жизненных событий, 
такие страхи начинают накапливаться, 
нарастать и мешать личностному развитию 
ребенка, создавая всевозможные проблемы 
– адаптационные, поведенческие, невротические 
и т.д. И тогда, на помощь испуганному, растревоженному, 
агрессивному, обиженному ребенку может 
прийти арт-терапия в целом, и изо-терапия 
в частности. Это направление достаточно 
эффективно в психотерапевтической работе, 
в том числе и с детьми. 
В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы.
     Занимаясь 
творчеством, ребенок не задумывается 
о конечном результате, он поглощен процессом, 
который для него достаточно терапевтичен. 
Так, в процессе изодеятельности у детей 
актуализируются их переживания, они не 
задумываясь рисуют то, что чувствуют, 
не пытаясь проанализировать это с точки 
зрения эстетики. Происходит эмоциональная 
разрядка, и состояние ребенка меняется. 
Он избавляется от плохого настроения, 
перестает бояться, проявляет свою агрессию 
безопасным способом – на бумаге.  
 
Соня (6 лет) сильно боялась Бабу-Ягу, которая 
напугала ее на Новогодней Елке. Кроме 
того, Баба-Яга может символизировать 
смерть. Она ловит детей и бросает в печку. 
Начав рисовать, девочка начинает чувствовать 
к Бабке-Ежке симпатию: «Я ее уже не боюсь, 
она уже добрая». В итоге Баба-Яга получилась 
совсем не страшная, яркая, в полосатых 
гетрах, в пестром платке и с метелкой. 
И Соня вовсе не захотела с ней расправляться 
– рвать, комкать, жечь рисунок, а решила 
забрать свой шедевр домой и повесить 
его на елку.  
 
          Рисуя, дети 
дают выход своим чувствам и переживаниям, 
безболезненно соприкасаются с некоторыми 
пугающими, неприятными и травмирующими 
образами. Рисование – это отражение в 
сознании человека окружающей действительности, 
выражение отношения к ней, что и имеет 
терапевтический эффект для личности 
ребенка. 
В завершении приведу слова А. И. Захарова: «Как для выработки иммунитета от инфекционных болезней вводится живая, но ослабленная вакцина, стимулирующая развитие здоровых, защитных сил организма, так и повторное переживание страха при отображении на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания».